Билет №1

1. Метели. Синоптические и метеорологические условия их образования, классификация и влияние на работу авиации.

2. Струйные течения, условия их образования и классификация. Условия полётов в зоне струйных течений. Влияние СТ на работу авиации.

3. Организация метеообеспечения в ГА.

1. Метель- перенос снега над поверхностью земли ветром достаточной силы. Различают: общую метель, низовую метель и поземок.

Общая метель - перенос снега вдоль земной поверхности достаточно сильным ветром при выпадении снега из облаков; при этом трудно различить, поднимается ли снег ветром с поверхности снежного покрова. Чаще всего наблюдается перед теплым фронтом или фронтом окклюзии.

Низовая метель - перенос снега, поднятого с поверхности снежного покрова до высоты несколько метров (более 2м), при отсутствии снегопада, но вызывающий ухудшение горизонтальной видимости.

Поземок- перенос снега непосредственно вдоль поверхности снежного покрова (высота поднятия менее 2м).

Возникновение метели связано не только со скоростью ветра и его структурой, но и с состоянием снежного покрова. В одних случаях, когда снег сухой и сыпучий, уже при ветре около 5м/с, может возникнуть поземок или даже низовая метель. В других случаях, например при оттепели, снег не может быть поднят даже сильным ветром. Для возникновения поземка и низовой метели особенно благоприятными являются условия, когда сухой снег выпал на ледяную корку (наст).

При усилении ветра поземок может прейти в низовую метель, и низовая метель, как только начинается снегопад, переходит в общую метель.

Таким образом, МДВ в зоне осадков зависит от их интенсивности, фазового состояния и сопутствующих метеорологических явлений.

Ограниченная видимость, вызываемая перечисленными выше явлениями и условиями погоды, сильно затрудняет взлет и посадку ВС, а иногда делает их невозможными. Плохая видимость также препятствует или затрудняет визуальные полеты на малых высотах, создавая угрозу столкновения самолета с землей или возвышающимися над ней препятствиями.

2. Струйное течение - сильное, со значительными градиентами скорости узкое течение большой протяженности в верхней тропосфере и нижней стратосфере, проходящее вдоль максимальных ветров и эллиптическое по форме вертикального сечения. Линия максимального ветра внутри струйного течения называется осью СТ. В струйном течении скорости ветра вдоль оси превышают 30м/с. Вертикальный градиент скорости ветра превышает 5м/с на 1км, а горизонтальный градиент скорости ветра достигает 10м/с и более на 100км. Скорость 30м/с принята за нижний предел струйного течения не случайно. Она существенна для метеорологического обеспечения полетов реактивных и турбовинтовых самолетов, поскольку такая скорость уже оказывает влияние на их путевую скорость.

Слева от оси СТ, если смотреть по потоку, располагается циклоническая сторона СТ, справа - антициклоническая. Иногда их называют соответственно холодной и теплой, но это верно лишь для тропосферных уровней. Поверхность, которая проходит через точки с максимальной скоростью ветра на вертикальных профилях ветра в разных частях СТ, называется поверхностью максимального ветра. Ось СТ лежит на этой поверхности, которая является изогнутой. Наименьшие высоты поверхности максимального ветра обычно наблюдаются левее оси СТ. В направлении вдоль СТ высота поверхности максимального ветра, и в частности высота оси СТ, может постепенно уменьшаться или увеличиваться (на 1-2 км на протяжении 1000км). Чем сильнее ветер на данном участке струи, тем ниже располагается уровень его максимальной скорости. Скорость ветра в СТ также меняется вдоль потока: образуются подвижные области повышенных скоростей ветра, а в промежутках между ними - области более слабых ветров.

Поскольку у СТ сближаются две различные воздушные массы, тропопауза на севере (с полярной стороны) от его оси находится ниже, чем на юге от нее, т.е. создается впечатление разрыва или крутого наклона тропопаузы. Такой наклон тропопаузы - результат большого горизонтального градиента температуры вблизи СТ, из которого СТ получает свою энергию. Часть энергии СТ превращается в энергию сильной турбулентности, особенно там, где градиенты ветра наибольшие: снизу и слева от струи. Вблизи изгибов струи турбулентность особенно возрастает.

3. Целью метеорологического обеспечения международной аэронавигации является содействие безопасному, регулярному и эффективному осуществлению международной аэронавигации. Эта цель достигается путем предоставления экипажам воздушных судов (ЭВС), органам обслуживания воздушного движения (ОВД) и другим органам, связанным с планированием и обеспечением полетов, метеорологической информации, необходимой для выполнения их функций.

Полномочные метеорологические органы организуют и осуществляют метеорологическое обеспечение гражданской авиации (ГА), несут ответственность за полноту, качество и своевременность этого обеспечения.

Метеорологическое обеспечение ГА включает в себя следующее:

- организация и проведение метеорологических наблюдений за состоянием погоды на аэродроме;

- составление прогнозов метеорологических условий по аэродрому, трассам и районам полетов;

- обмен метеоинформацией между аэропортами;

- обеспечение авиационных потребителей прогнозами ветра и температуры на высотах, высоты тропопаузы и особых явлений погоды, распространяемых в рамках Всемирной системы зональных прогнозов Мировыми центрами зональных прогнозов или Региональными центрами зональных прогнозов;

- предоставление метеоинформации ЭВС, органам ОВД, органам поисково-спасательных служб, администрациям аэропортов и другим органам, связанным c обеспечением полетов.