Консультирование по проблеме готовности детей к школе.
Эта проблема возникла недавно. Психолог сталкивается с 3-мя вариантами:
1. Консультирование при отборе в школу (весна). В данной ситуации консультирование может идти в центре и в школе. Анализируем 1-ый случай.
Схема:
a. Первичная беседа.
b. Психодиагностика – изучение школьной зрелости, памяти, мышления, внимания, возможны графические методики.
c. Заключительная беседа – дается общая психологическая характеристика, рекомендации.
2. Решение еще не принято, но родители хотят получить информацию о готовности.
Схема:
a. Беседа с родителями.
b. Подробное психологическое обследование.
c. Анамнез.
d. Заключительная беседа, рекомендации, коррекция.
3. Ребенок пошел в школу, но плохо адаптирован.
Схема:
a. Беседа
b. Методики адаптации (проективные).
c. Беседа с учителями.
d. Заключение.
4. Дошкольник очень необщителен и замкнут. Важно понять природу явления.
Причины:
a. Природная предпосылка.
b. Излишняя серьезность – застенчивость.
c. Нет навыков общения, изоляция.
d. Аутизм.
Схема:
a. Сбор информации для подтверждения гипотез.
b. Переход к обучению (показать, научить).
Многие родители обращаются слишком рано. Эту проблему можно начинать решать с 3-х лет обучаются как дети, так и родители. Идеально в центре.
5. Проблема агрессивности. Агрессия очень часто проявляется в детском возрасте.
Причины:
a. Постоянное агрессивное поведение родителей.
b. Постоянное проявление нелюбви к ребенку, формируется чувство опасности, незащищенности.
c. Унижение, оскорбление со стороны родителе.
Личности от агрессии освободиться нельзя. Есть 2 стороны: позитивная и негативная.
Позитивная –приводит к активности, порождает дух инициативности, предприимчивости.
Негативная –замкнутость, враждебность, безволие.
Выявив причину начинается работа с родителями. Необходимо изменить установку родителей на ребенка. Важно показать, что агрессивный ребенок несчастен, раскрывается механизмы возникновения гнева. Нужно вызвать воспоминания о своем детстве, обнажить личностные семейные проблемы.
Р.Мэй о личности консультанта.
Отличительной чертой консультанта является его особая чувствительность по отношению к людям, которая позволяет ему улавливать малейшие проявления характера, такие как интонация, поза, выражение лица, одежда, случайные движения тела. Предположительный вывод о личностной модели следует делать только на основании совокупности всех доступных и разнообразных факторов.