Адм. процесс: понятие, принципы, стадии, субъекты.

Административный процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций. Необходимость в такой процессуальной форме деятельности госуд. органов возникает при решении споров и при применении мер госуд. воздействия. Видами таких индивидуальных дел могут быть: обращения граждан по поводу нарушения их прав и законных интересов; дела о дисциплинарных проступках; дела о возмещении в порядке материального ущерба, причиненного го­сударству (предприятию, учреждению, организации); дела об правонарушениях; дела, связанные с административным надзором и другие.

Особенности: - АП представляет собой разновидность властной деятельности субъектов исполнительной власти, он направлен на решение определенных управленческих дел и урегулирован нормами административного права

Принципы процесса:

-Законность - реализация материальных административно-процессуальных норм должна строиться в точном соответствии с административно-процессуальными нормами.,

- объективность (материальной истины). Принцип материальной истины - решение, принятое в рамках административного процесса, которое должно основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения. ,

- гласность- административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса.,

- экономичность- административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты по его отправлению.,

- ведение на родном языке.

Источниками, содержащим АП нормы, явл-ся КоАП, Арбитражно-процессуальный кодекс РФ и другие акты, регулирующие порядок привлечения к ответственности.

Основными субъектами процесса явл-ся органы, их должностные лица, которые уполномочены принимать все предусмотренные законом меры по выявлению и предупреждению адм. проступ­ков. В производстве участвуют и другие субъек­ты. В зависимости от вы­полняемых участниками производства процессуальных функций, их можно подразделить на несколько групп: 1. Должностные лица, наделенные государственно-властными пол­номочиями (сотрудники органов внутренних дел, про­куроры). 2. Субъекты, имеющие личный интерес в деле: лицо, привлекаемое к адм.й ответственности, потерпевший и их законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители, адво­каты). Никто из них не пользуется властными полномочиями. 3. Лица, содействующие осуществлению производства: свидетели, эксперты, переводчики и понятые. Одни из них (свидетели, эксперты) явл-ся источниками доказательств, причем объект исследования составляют не сами свидетели или эксперты, а те данные, которые они сообщают полномочному должностному лицу. Другие (переводчики, понятые) нужны для закрепления доказательств либо обеспечения не­обходимых условий адм. производства. Решение задач производства по делам в процессе осущ-ется посредством доказывания, включа­ющего в себя выявление, процессуальное оформление и исследование доказательств. А процесс разви­вается во времени как последовательный ряд закономерно связанных между собой процессуальных действий по реализации прав и взаим­ных обязанностей.

Виды А-П:

1) Производство по делам об административных правонарушениях - совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по применению мер административного наказания.

2) Дисциплинарное производство — вид административно-юрисдикционного производства, урегулированная административно-правовыми нормами деятельность уполномоченных субъектов, направленная на привлечение лиц, виновных в совершении дисциплинарных проступков к дисциплинарной ответственности.

3) Согласно Конституции РФ (ст. 33) граждане имеют право обра щаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Они могут вносить в указанные органы предложения об улуч шении их деятельности, критиковать недостатки в работе, обжаловать действия органов и их должностных лиц (ст. 46 Конституции).

4) Согласительное производство.

Существуют следующие виды стадий адм. производства:- возбуждение дела, - адм. расследование; - рассмотрение адм. дел; - вынесение постановления. Стадии процесса (на примере производства по жалобам): регистрация жалобы (после поступления жалоба отправляется лицу, в компетенцию которого входит ее рассмотрение, он ее регистрирует); рассмотрение (исходя из принципа объективности, если необходимо с привлечением экспертов и пр.); принятие решения по жалобе; исполнение решения. Согласно З существует возможность обжалования решения, если одна из сторон не удовлетворена им.

 

23. Адм.-правовые нормы: понятие, виды, реализация. Адм.-правовая норма– норма права, регул. отношения в сфере гос. управления, а также отнош. управленческого хар-ра, возникающие в процессе осуществления гос. деят-ти. Норма права - это закрепленное в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства. Нормы АП: а) устанавливают правовые положения и компетенцию органов исп. власти; б) регулируют деят-ть органов исп. власти; в) регламентируют формы и методы осуществл-я исп. власти; г) опред. порядок взаимоотношений между субъектами управления. Структура .АП норма состоитиз:Гипотеза (если…) — это часть правовой нормы, в которой определяются условия, обстоятельства, при наличии которых норма подлежит применению. Гипотеза не только описывает эти обстоятельства, но и придает им значение юридического факта.В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:Простая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма.Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух или более условий. Разновидность сложной гипотезы — альтернативная: для вступления нормы права в действие достаточно одного из перечисленных в ней фактических обстоятельств.Диспозиция (то…) — элемент юридической нормы, который содержит само правило поведения и указывает на то, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений, устанавливает субъективные права и обязанности адресатов.По характеру предписания диспозиции подразделяются на:управомочивающие — предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом;обязывающие — устанавливающие обязанность совершать определённые действия;запрещающие — устанавливающие запрет совершать определённые действия.По способу выражения в нормативно-правовых актах диспозиции делятся на:абсолютно-определенные относительно-определенные

Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило, неблагоприятные для правонарушителя (меры государственного принуждения, меры юридической ответственности, наказания).

По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые — категорическое значение санкции, относительно определённые — орган применяющий норму, может применять различные варианты в пределах санкций (например, от 3 до 15 лет лишения свободы) и альтернативные — правоприменительным органам представлено право по своему усмотрению определить наиболее целесообразный вид ответственности (либо штраф, либо лишение свободы) (неопределённые санкции для современного права не характерны).

Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм). Причём, диспозиции подлежащих применению регулятивных и охранительных норм, как правило, не совпадают, недопустимо смешивать их в одну норму.

Нормы адм. права определяют границы должного, допускаемого или рекомендуемого поведения людей, деятельности ОИВ и их должностных лиц, а также предприятий и пр. в сфере исполнит. власти.

Виды адм.-пр. норм.1) По конкретному содержанию и регулированию общ. отношений все нормы делятся: -на общие – нормы, регулирующие общ. отнош. общего хар-ра (для всех сфер иотраслей); -особенные – нормы. регул. ОО в конкр. сфере управления. 2) По предмету регулирования: -материальные – нормы, кот. юридич. закрепляют комплексы обязанностей иправ, а также отв-ть уч. управленческих отнош., регулируемых АП, т.е.фактически их адм.-правовой статус. -процессуальные – нормы, определяющие методы (способы, порядок процедуры)деят-ти по реализации гос. управления и регламентирующие управленвой статус. -процессуальные – нормы, определяющие методы (способы, порядок процедуры)деят-ти по реализации гос. управления и регламентирующие управленч. отношения.3) По предмету воздействия на субъекты АП выделяют: -обязывающие – нормы, предписывающие совершать опред. действия.Содержащиеся в таких нормах указания могут быть выражены как обязат.предписание; -запрещающие – нормы, предусматривающие запрет на соверш. тех или иныхдействий в опред. условиях. Запреты могут носить общий или спец. хар-р. -уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные(диспозитивные) – нормы, в кот. выражается возможность адресата действоватьв рамках установленных требований по своему усмотрению; -стимулирующие (поощрительные) – нормы, кот. обеспечивают с помощью соотв.средств матер. или морального возд-я должное поведение участников регулируемыхуправленческих ОО (напр., установл. налоговых льгот);

4) По форме предписания АП нормы могут быть категорическими (императивными) и рекомендательными и диспозитивными (содержат правило, которое представляет возможность участникам А правоотношения в рамках нормы самим определять права и обязанности)

Различия А-П по пределам действия.Общим правилом явл-ся то, что АП нормы вступают в силу, то есть, начинают действовать с момента их доведения до сведения исполнителей — опубликования нормативного акта. В отдельных случаях они вступают в силу в срок, указанный в нормативном акте. АП нормы могут быть по времени действия срочными (созданы на определенный срок), бессрочные (не имеют заранее установленного срока действия). Действие адм.-правовых норм в пространстве связано с положением органа, издавшего акт. Различаю нормы, действующие на территории РФ, СРФ, МС; нормы общего и отраслевого характера; различают также нормы и акты локаль­ного характера.

АП нормы вступают в силу по следующим основаниям: в результате указания срока в тексте, с момента подписания или опубликования, по общему правилу – через 10 дней со дня опубликования. Основаниями для прекращения действия АП норм явл-ся: истечение срока АП нормы, объявление об утрате им юридической силы, принятие нового акты равной или большей силы.

Реализация АП норм означает их практическое осуществление в целях регулирования управленческих отношений. АП нормы могут быть реализованы через: исполнение (выполнение предписания, содержащегося в нормах); соблюдение (воздерживание субъектов от запрещенных нормой действий); использование (добровольное совершение субъектом прав правомерных действий, субъект сам решет, воспользоваться или нет указанием нормы); применение (издание индивидуально-конкретных актов).