Памятники культуры бассейна Августовского канала

 

Усадебная архитектура в белорусской части Августовского канала представлена двумя комплексами разной степени сохранности: дворцом в Свяцке и усадьбой в Радзивилках. Дворец в Свяцке с прилегающим к нему парком, находящимся в 8 км на юг от канала и в 20 км от Гродно. Местечко Свяцк являлось родовым имением Волловичей – одного из знатных магнатских родов Великого княжества Литовского. Представителями рода были канцлер ВКЛ Е.Воллович один из организаторов издания и редактор Статута ВКЛ 1588 г.; гродненский маршалак Ю. Воллович, по заказу которого и был построен дворец. Дворец в Свяцке заложен в 1779 г. по проекту Джузеппе Сакко(1735, Италия, Верона – 1798), длительное время служившим королевским архитектором в Варшаве, а с 1773 г. по приглашению гродненского старосты А. Тызенгауза работавшим в Гродно, где возглавлявшим школу зодчих на Городнице. По проекту Дж. Сакко была построена центральная часть дворца в Свяцке, для которой характерно сочетание черт барокко и классицизма. В начале XIX века при сыне Юзефа Волловича, Антонии Волловиче, сенатора каштеляна Королевства Варшавского, к центральному зданию были пристроены боковые флигели и галереи-колоннады, соединяющие все постройки в единый комплекс. Не смотря на проведенную в 1930-х гг. реконструкцию (арх. Оскар Сосновский), здание дворца сохранило первоначальный план и большую часть внешнего декора.

Дворец размещён на естественном холме. Центральный корпус – 2-этажное каменное здание, с цокольным этажом, накрытое высокой ломаной мансардной крышей. Главный фасад расчленён З ризалитами, выходящий во двор – 5-гранным эркером, декорированным пилястрами и завершенным гранёной шатровой крышей. В декоре дворца использованы узкие пилястры, порталы входов, узкие ризалиты. Планировка этажей соответствует моде второй половины XVIII – начала XIX вв.: направо находится парадный вестибюль с широкой лестницей, соединяющийся коридорами с боковыми комнатами; второй этаж построен по анфиладному типу и кроме жилых комнат включает парадный 8-гранный зал с колоннами. Флигели одноэтажные, размещены перпендикулярно к основному корпусу, накрыты вальмовыми крышами и украшены рустоваными лопатками. В одном из них размещались жилые помещения, в другом – манеж. Галереи, соединяющие их с центральным зданием, выполнены виде аркад. Из внутреннего убранства сохранились камины, обрамление дверей, частично лепка. Напротив дворца расположена часовня в неоготическом стиле. Комплекс дополняется парком пейзажного типа, раскинувшимся на 12 га и заложенным на рубеже XIX – XX веков. Живописность достигается органичным включением в площадь парка двух холмов и лощины, где находятся водоемы на разных уровнях. За парком – лесной массив.

Последним хозяином дворца из рода Волловичей был Михал. После него владельцами Свяцка были евреи из Мереча, затем дворец перешел к Хумницким, а с 1929 г. – государству. В 1930-х гг. здесь была размещена лечебница для алкоголиков и наркоманов. После войны в бывшем дворце Волловичей находился госпиталь для инвалидов войны, с 1972 – по 2005 гг. – размещён санаторий для больных внелёгочным туберкулёзом.

На расстоянии 3 км на юго-восток от Августовского канала расположена бывшая усадьба Гурских Радзивилки. От комплекса усадьбы ХIХ в. – 1-й половины ХХ в. остались дом, хозяйственные постройки, а также часть парка. Наибольший интерес вызывает каскад из пяти прудов, расположенных в естественной лощине перед усадьбой. На противоположном от усадьбы берегу владельцами разбит парк, от которого до сегодняшнего времени сохранилась аллея, засаженная редкими для Белоруссии деревьями (бук, граб и др.). Род Гурских - один из наиболее богатых в регионе Августовского канала. Известен меценатством и предпринимательством. В Радзивилках Петром Гурским на рубеже ХIХ – ХХ вв. был построен крахмальный завод, который и сегодня продолжает работать. Усадьба Радзивилки использовалась после Второй мировой войны как пансионат (здесь в 1960-е гг. был построен двухэтажный кирпичный жилой корпус), дом отдыха ветеранов войны, рабочих гродненского завода токарных патронов.

В белорусской области Августовского канала находится значительное количество памятников сакральной архитектуры, которые свидетельствуют о поликонфессийном характере этого региона. Новые объекты, построенные на месте разрушенных.

К ним относятся парафиальный костел, размещённый в бывшем предместье Сопоцкиноа – Теолине, костел Богоматери в Заречанке (Бале Костельной), костел в Голынке, Bacилевичах, Перстуни (бывшие униатские храмы). Теолинзаложен Антонием Волловичем в 1789 г. на месте деревни Ясюдово, получившей название в честь жены фундатора Теофилии из рода Микошев (Mikoszów). Согласно преданию, костёл был возведен в 1612 г. Яном Волловичем, однако идентичность нынешнего здания с первоначальной постройкой вызывает сомнение Известно, что к этому периоду относится постройка униатского храма Св.Иосафата Кунцевича в местечке Сопоцкино (снесен в 1970 г.), который, по-видимому, и считают прообразом позднейшего католического костела. В 1867 г. католическая парафия была упразднена а костёл передан православной церкви. Здание возвращено католикам в 1919 г. одновременно с восстановлением парафии. В 1935 – 1939 гг. костёл был перестроен и расширен. Во время Второй Мировой войны пожар уничтожил крышу и значительную часть внутреннего убранства храма, однако уже в первый год после освобождения Сапоцкина от немецко-фашистских захватчиков, прихожане сумели его восстановить. В 1989 г. на здании костёла были надстроены башни, значительно изменившие силуэт храма. Урон внутреннему убранству был нанесён пожаром 1991 г., когда почти полностью сгорел главный алтарь. Восстановлен он был через два года. Остатки старого алтаря, включая имеющие художественную ценность алтарные образа, сберегаются в настоящее время в специальных костельных помещениях.

Костел представляет собой однонефовую одноапсидную базилику. Главный фасад украшен двумя башенками в стиле ретроспективного барокко и аттиком, расчленён профилированными карнизами. Имеется портал с фронтоном, арочные и прямоугольные окна. Внутренний декор костёла выполнен, главным образом, в XX-м веке. Здесь находятся алтари Св. Франтишка, Св. Антония, Св. Иосафата Кунцевича, Св. Казимира, Св. Анны и Св. Михала, отца Кольбе. В храме установлены памятные доски ксендзу парафии Теолин Ю. Навосадко (1882 – 1965 гг.), графу П. Гурскому (1839 – 1910 гг.) и другие. В 1992 г. в костёле помещены памятные доски в честь Т. Костюшко и Э. Ожешко. Вход на территорию костёла через ворота-браму в стиле барокко, украшенную двумя башенками, аттиком, полуарочными калитками-входами и аркой над центральным входом. На территории костёла находятся захоронения служивших в нём ксендзов, а также фундаторов и монахов. Костел в Заречанке (Бале Костельной) построен в начале XX в. в неоготическом стиле.

В области канала находится ряд оборонительных объектов. Среди них сохранились прочные железобетонные конструкции, а также остатки земляных укреплений. Линия фортификаций вдоль границы с Восточной Пруссией включала в себя форты на территории, прилегающей к Августовскому каналу, и заканчивалась крепостью Модлин. Военные укрепления представлены многочисленными дотами и фортами, входившими в систему Гродненской крепости (всего насчитывала 13 фортов и 24 дота). Гродненская крепость строилась несколько десятилетий. Проект ее разрабатывался в 1870-х годах. К постройке приступили в 1880 г. и продолжали ее до 1915 г. Реконструкция и укрепление фортов и дотов предпринята была в 1939 – 1941 гг., к работам массово привлекалось местное население. В инспектировании работ и их корректировке принимал участие генерал Д. Карбышев. Большинство фортов взорвано в период войны, доты сохранились. Эти объекты представляют интерес и как памятники военно-инженерного искусства, и как исторические места. Ближайшие к каналу постройки этого типа находятся в районе Сонич, Осочниках, на въезде в Сопоцкино, в районе Наумович, Лабно-Огородников.

Форты представляли собой 3-х этажные подземные постройки, возведенные из дикого камня и бетона. Центральный фасад, предназначенный для отражения наступления противника, составлял в длину 150 м. В верхнем этаже, выступающем над землёй, размещались бойницы для пулемётов и стрелков, соединенные между собой проходами, внизу были складские помещения и жильё. В шахтах под фортами закладывались взрывчатые вещества для уничтожения укрепления в случае занятия их противником. Толщина стен достигала 1,5-2 метра, верх перекрытий заливался гудроном. Доты имели два этажа, здесь в 1941 г. были установлены пушки и станковые пулеметы. Накануне Великой Отечественной войны в них находились подразделения 9 пулеметно-артиллерийского батальона 68-го Гродненского укрепрайона, которые должны были прикрывать стратегически важные дороги. После начала войны оборона фортов и дотов продолжалась 2-3 дня, большинство гарнизонов погибло. Во время путешествия можно набрести на кладбища: в непосредственной близости канала находится несколько таких объектов.

Безымянные военные могилы немецких и российских солдат времен первой мировой войны в бассейне белорусской части Августовского канала можно встретить на деревенских кладбищах, а также на перекрестках дорог, в лесах и в поле. Часть из них в 1990-х годах была перенесена в Сопоцкино. На кладбище в Селивановцах находится захоронение немецких солдат 1915 г.

Наиболее значительный и имеющий историческую ценность некрополь на белорусской стороне канала находится в Сопоцкино. Здесь имеются захоронения мирных жителей и жертв военных действий ХІХ и ХХ вв. Определённую архитектурную ценность представляют католические часовни-усыпальницы Юзефа Гурского и Юлии из рода Дзеконьских (Dziekońskich) на кладбище в Сопоцкино, построенные в стиле ретроспективной готики в 1868 и 1893 годах. Часовня-усыпальница Юлии из Дзеконьских, умершей в 1858 г., – компактное, прямоугольное в плане здание, накрытое высокой двухскатной крышей, завершено квадратной сигнатуркой. Вход и ниша над ним, боковые оконные проемы – стрельчатые. Здание оштукатурено с вкраплениями мелкого друза серо-коричневого цвета, на фоне которого выделяются оштукатуренные и побеленные ниши, горизонтальные тяги, дверные и оконные проёмы. Внутри усыпальница перекрыта плоским потолком на падугах. Часовня-усыпальница Юзефа Гурского (на фасаде обозначена дата 1873 г.) прямоугольное в плане здание под двухскатной крышей. Главный фасад завершен трапециевидным щитом с тремя угловыми восьмигранными шатровыми сигнатурками и крепованными слоистыми арочными нишами. Стрельчатые проёмы главного входа фланкированы арочными эдикулами. Боковые фасады расчленены четырьмя стрельчатыми оконными проёмами. Внутри часовня перекрыта плоским деревянным потолком на падугах. Алтарная стена в интерьере декорирована плоским 4-х пилястровым портиком с треугольным фронтоном.

Памятник жертвам фашизманаходится в 10 км от Гродна слевой стороны по ходу движения автобуса к Августовскому каналу. Гродненщина была оккупирована гитлеровскими войсками в первые дни Великой Отечественной войны. Уже в сентябре 1941 г. на территории района стали работать « фабрики смерти» около деревень Загораны и Наумовичи бывшего Сапоцкинского района. Каждый месяц сюда приезжали по три-пять машин с мирными жителями, здесь их каратели уничтожали. По свидетельствам очевидцев, после расстрела из могил доносились страшные стоны недобитых жертв, плач детей. В августе месяце в Наумовичах были расстреляны 85 человек, представителей польской интеллигенции г. Гродно, среди них – основатель Гродненского зоопарка – Ян Кохановский. Всего за время оккупации здесь погибло более трех тысяч жителей Беларуси и Польши. В конце мая 1944 г., перед приближением Красной армии, оккупанты, желая скрыть свои преступления, откапывали могилы и сжигали трупы. В 1970 г., к 25-летию Победы во Второй мировой войне, был установлен памятник «Скорбящей Матери» в память безвинных жертв фашизма.