Автор-составитель: Словик С.В.
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА И
КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ
«АВГУСТОВСКИЙ КАНАЛ – КОЛЫБЕЛЬ
ТРЕХ НАРОДОВ»
Настоящая документация не может быть полностью или частично воспроизведена, тиражирована и распространена в качестве официального издания без разрешения УП «Национальное агентство по туризму» |
Минск
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ
«Согласовано» Заместитель Министра спорта и туризма Республики Беларусь Ч.К.Шульга «_____»_________________________2006 г. | «Утверждаю» Директор УП «Национальное агентство по туризму» Ю.А.Ходько «_____»______________________2006 г. |
«Августовский канал – колыбель трех народов»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Тип экскурсии: обзорная (многоплановая)
Вид экскурсии: автобусно-пешеходная
Протяженность маршрута: 110 км
Продолжительность экскурсии: 4,5 часа
Автор-составитель: С.В. Словик
Минск
Содержание экскурсии:
· тематическаяэкскурсия «Августовский канал – колыбель терхнародов» отображает историю строительства одного из интереснейших гидротехнических сооружений XIX в. на Гродненщине. Знакомит туристов с достопримечательностями, выдающимимся памятниками культуры, этнографии, экологии в бассейне Августовского канала, а также с историческими событиями Первой и Второй мировой войн, происходящих на данной территории.
Цель экскурсии:
· Формирование у экскурсантов исторической памяти и гражданского сознания;
· Воспитание бережного отношения к памятникам исторического прошлого народа;
· Формирование экологического сознания;
· Способствовать возникновению у экскурсантов чувства долга, ответственности, гордости за Беларусь;
· Содействие в формировании поликультурности, веротерпимости, уважения к другим нардам;
Задачи экскурсии:
· познакомить туристов с Августовским каналом, историей его строительства;
· помочь осмыслить замысел инициаторов строительства искусственной водной артерии;
· на примере архитектурных, экологических, этнографических, военных и других объектов дать представление о некоторых этапах исторического развития территории бассейна Августовского канала.
Общие методические указания к теме экскурсии:
· экскурсовод должен быть теоретически подготовлен к проведению экскурсии;
· экскурсовод должен иметь определенный запас знаний по истории данного периода;
· объем материала, и подача экскурсионной информации зависит от конкретной аудитории туристов;
· По данной теме следует умело использовать различные приемы показа и рассказа;
· желательно экскурсоводу иметь при себе «портфель экскурсовода»;
· не злоупотреблять количеством цифр, дат, давать общие характеристики эпохи;
· уметь правильно ориентировать группу на местонахождение объекта по ходу автобуса;
· уметь владеть приемами репортажа и комментирования при показе объектов по ходу движения автобуса;
Общие организационные указания:
· предусмотреть свободное время для туристов на фотографирование;
· определять место и время встречи;
· предупредить туристов о правилах поведения в общественных и экологических местах;
· напомнить о соблюдении правил техники безопасности;
· соблюдать маршрут и объекты показа, указанные в маршрутном листе;
· при возвращении к месту приема группы, напомнить туристам, не забывать вещи в автобусе и проследить за этим;
Маршрут экскурсии:
· Гродно – Наумовичи – Свяцк – Сапоцкин – п\з Усова – Соничи – Немново – Домбровка
Вступление к экскурсии:
Организационное:
· после знакомства с группой назвать свою фамилию, имя, туристское предприятие, а также представить группе водителя автобуса;
· сообщить тему экскурсии, ее продолжительность;
· место и время окончания экскурсии;
· напомнить туристам о правилах поведения в автобусе, на паркингах, дать общие правила техники безопасности, необходимые для туристов на данном маршруте.
Информационное:
· дать краткое сообщение о теме экскурсии;
· ознакомить с маршрутом следования;
· упомянуть два-три наиболее ярких объекта, при этом нет необходимости давать подробную характеристику;
· напомнить программу экскурсии;
· знакомство с группой сделать до начала движения автобуса, стоя лицом к туристам;
· дальнейшие сообщения можно сделать сидя в кресле, по ходу движения автобуса.
Маршрут экскурсии | Места остановок | Объекты показа | Время (мин) | Основное содержание экскурсии. Перечень подтем и вопросов | Организационные указания | Методические указания |
Место приема группы. Выезд на Сопоцкин-нское шоссе 2 – 3 км | На месте приема группы. Проездом | Деревня Лососно. | Введение к теме: Августовский канал - уникальный гидротехнический объект, памятник культуры и истории XIX в., сегодня объединяет три народа – белоруссов, поляков и литовцев. Бывшее поселение татар. Мануфактуры А.Тызенгауза. Раздел Речи Посполитой в кон. XVIII в. и проведение границы между Российской империей и Пруссией по р. Лососно. Организация фашистами в 1941 г. концлагеря для советских военно пленных в д. Лососно. | Во вступлении сказать, с показа какого объекта начинается экскурсия. Рассказ начать при подъезде к д. Лососсно. Обратить внимание на поселение и мост через р.Лососянку. | Ярким, выразительным вступлением заинтересовать предстоящей экскурсией. Вступление должно быть лаконичным, образным, в меру эмоциональным. Локализавать место поселения татар в XVI в. В форме репортажа дать экскурсионую справку о реформах А.Тызенгауза и мануфактурах, построенных в Лососно. Дать справку о оккупации Гродно фашистами во время Второй мировой войны и организации концлагерей и гетто. Логический переход:Издавна Сопоцкинский регион являлся приграничной территорией. Здесь сходятся границы трех государств – Польши, Беларуси и Литвы. | |
Сопоцкинское шоссе 3 км | Проездом | Панорама Гродненской возвышенности | Вхождение Сопоцкинского региона с конца XVIII в. по 1939 г. в состав различных государств: Пруссии, Герцегства и Королевства Польского, Российской империи, Второй Речи Посполитой и Беларуси. Деморкация границы между государствами Беларусью и Польшей в 1944 – 48 гг. Этнический состав региона. Межкультурные отношения. Фестиваль «Трех культур» на Домбровке. | Сделать исторический анализ развития региона. В форме репортажа изложить информацию о особенностях приграничной территории. Логический переход: приграничное положение территрии обусловило ее стратегическую функцию: здесь проходиди наиболее кровавые битвы Первой и Второй мировых войн. Для защиты возводили оборонительные монументальные укрепления – форты и доты, сохранившиеся до нашего времени. | ||
Мемори ал около д. Наумовичи-вичи 3 – 9 км | Паркинг около мемориального знака | Оборонитель-ное сооружение – форт в Наумовичах. Памятник «Скорбящая Мать» Памятный крест | Строительство Гродненской крепости с 1880-по 1915 гг. Возведение оборонительных сооружений – фортов и дотов. Создание Гродненского Укрепрайона накануне Второй мировой войны. Инспектирование вновь созданных и реконструированных прежних фортов и дотов генералом Д. Карбышевым. Конструкция и функциональное предназначение сооружений. Мужественная оборона форта в Наумовичах 9-м пулеметно-артиллерийским батальоном 68 Гродненского Укрепрайона. Фабрики смерти, организованные фашистами в 1941 г. около д. Наумовичи и Загораны. Реализация оккупантами плана «Ост». Количество погибших в Наумовичах. Инсталлирование в 1970 г., к 25-летию Победы во Второй мировой войне, памятника «Скорбящей Матери» в память безвинных жертв фашизма. Установка и освещение памятного креста в 1990 г. в память о погибших жителях Липска (Польша). | Автобус поставить на паркинге. Попросить туристов соблюдать технику безопасности при осмотре форта. Расположить экскурсантов в наилучшей точке осмотра. Расположить группу вокруг памятника. Прочитать текст на памятных плитах. Почтить память погибших минутой молчания. | После предварительного осмотра объекта, дать лаконичную информацию о Гродненской крепости и Укрепрайоне. После локализации территории укрепрайона, охарактеризовать конструкцию фортов, их количество накануне Второй мировой войны и функциональное предназначение. При рассказе о военно-оборонительных сооружениях, дать справку-информацию о генерале Д. Карбышеве. Используя прием реконструкции, путем образного рассказа, воссоздать события, произошедшие в первые дни войны 1941 г. Логический переход: По гитлеровскому плану «Ост», расчитанному на 30 лет, на оккупированной Беларуси должно было остаться только 25% местного населения, остальные должны были быть уничтожены. Для скорейшей реализации плана, организовывались «фабрики смерти». Одна из них находилась рядом с фортом. Начав с показа скульптуры «Скорбящая Мать», подчекнуть, что это памятник всем жертвам фашизма. Рассказывая о организации фашистами «фабрик смерти» локалитзация: «Именно здесь фашисты уничтожили более трех тысяч мирного населения с 1941 по 1944 г.» Используя прием реконструкции и путем образного рассказа воссоздать события, происходившие здесь с 1941-по 1944 гг. Жестом направить внимание экскурсантов на памятный крест. | |
Сопоцкинское шоссе 9 – 14 км | Проездом | Д. Ратичи | Гродненская возвышенность, ее основные характеристики. Августовская пуща – место охоты монархов средневековой Европы. События Первой мировой войны. Военные действия на территории Августовской пущи между кайзеровской и российской армиями. Трагедия и подвиг 20-го русского корпуса в 1915 г. Гибель 7 тысяч солдат и офицеров. Кровопролитные бои около д. Ратичи, опорного пункта обороны немцев. Потери с с обеих сторон более 3 тысяч человек. | При рассказе о Гродненской возвышенности, жестом пригалсить экскурсантов смотреть в окна автобуса. Обратить внимание на лес с права от дороги и указатель «Рацічы». Локализовать события 1915 г. Дать экскурсионную справку о гибели 20-русского корпуса Гродненской крепости. Логический переход: Августовская пуща издавна была местом строительства шляхетских усадеб и магнатских резиденций. До нашего времени сохранился дворцово-парковый ансамбль в Свяцке магнатов Волловичей. | ||
Сопоцкинское шоссе, поворот на Свяцк 14 – 20 км | Свяцк | Дворец Воловичей Парк Часовня | Возведение в 1779 г. дворцово-паркового комплекса для магнатов Воллочией по проекту итальянского архитектора Дж. Сакко. Родословная семьи и ее роль в политико-культурном развитии ВКЛ с XVI по XIX вв. Архитектурные особенности дворца, планировка и интерьер. Судьба дворцово-паркового комплекса в XIX – XX вв. Современное состояние и перспективы использования. Закладка парка в конце XVIII в. Его площадь, структура, дендрологический состав. Естетическая сущность и функциональное предназначение пейзажно-романтических парков при дворцах магнатов. Неоготическая часовня конца XVIII нач. XIX вв. – семейный храм магнатов Волловичей. | Рассказ начать при подъезде к Свяцку. Группу расположить в наилучшей точке обзора. В конце рассказа сменить точку осмотра и подвести группу к озеру. Группа стоит на площадке около озера. Группа стоит спиной к озеру лицом к часовне. | Использовать панорамный показ дворцово-паркового комплекса. После предварительного осмотра, дать общий обзор отдельных частей дворца. Объяснить барочные и классические черты в архитектуре здания. Обратить внимание на главный фасад и галереи. Дать искусствоведческий анализ интерьера дворца. При рассказе о семье Волловичей, более подробно остановиться на Ефстафии, выделить его гуманнистическую и прогрессивную направленность, а также важную полититическую миссию для ВКЛ в XVI в. Подчеркнуть роль художника А. Смуглевича в декоративном оформлении внутреннего убранства. В форме репортажа рассказать о судьбе комплекса в XIX – XX вв. Рассказ о парке начать с предварительного осмотра. Дать экскурсионную справку. Объяснить планировку пейзажного и романтического парка, его естетическую концепцию. Жестом направить внимание экскурсантов на здание и сориентировать на его неоготические детали. Дать краткую справку о строительстве часовни. Логический переход:магнатская резеденция располагалась недалеко местечка Сопоцкин, куда часто Волловичи приезжали и где на личные средства возвели храм. | |
Сопоцкинское шоссе, 20 – 25 км | Сопоцкин | Панорама местечка. Костел Св. Иософата Кунцевича | История возникновения поселения и происхождение названия. Социально-культурное развитие Сопоцкина с XVI в. по настоящее время. Возведение храма в 1789 г. в предместье Сопоцкина, Теолин, на средства магнатов Волловичей, их религиозная толерантность Закрытие костела в 1875 г. и передача его православной конфессии. Перестройка святыни и возвращение ее католикам в нач. XX в. Интерьер костела. Портреты в храме видных деятелей культуры, политики, экономики региона: Костюшки, Ожешко, Гурских, Ольшевского и др. | Рассказ начать при подъезде к Сопоцкину. Попросить водителя о снижении скорости. Автобус поставить на площадке около костела. Группа стоит перед входной брамой костела. В конце рассказа экскурсанты проходят внутрь храма. | Использовать панорамный показ поселения. С помощью жестов и словесных указаний дать предварительный обзор из окна автобуса. Начать с предварительного осмотра. Дать экскурсионную справку о истории святыни, а также о религиозной ситуации на территории региона в XIX в. Объяснить название предместья Теолин. Искусствоведческий анализ интерьера храма. Обратить внимание экскурсантов на портреты видных деятелей XVIII – XIX вв., дать им лаконичную характеристику. | |
Дорога от Сопоцкино до п\з им.Усова 25 – 35 км | Проездом | Панорама Гродненской возвышенностиОборонитель-ные сооружения – доты. | Установление границы между Польшей и Советской Беларусью в 1939 г. Создание п\застав в лесах Августовской пущи: 1-й в Головенчицах (нач. Сивачев), 2-й в Соничах (нач. Васильев), 3-й в Лесной (нач. Усов) и 4-й в Марковцах (нач. Киричеснко). Начало Великой Отечественной войны и защита пограничниками западных рубежей. Гибель лейтенанта Усова. 22.6.41 г. Опперация «Багратион», освобождение Гродно 16 июля 1944 г. | Выезжая на дорогу, ведущую к п\з им. Усова, попросить экскурсантов смотреть внимательно в окна автобуса, так как на протяжении всего пути по обе стороны будут видны доты, входящие когда-то в Гродненский Укрепрайон. | Раскрывая данную подтему, избегать ложного пафоса. Дать экскурсионную справку о начале Великой Отечественной войны и освсобождении Гродненщины. Реконструировать трагические события на 3-й п\заставе в 1941 г. | |
Д. Лесная | П\з им. Усова | Сооружения на п\з им. Усова, музей. | Экскурсия по музею и территории заставы. | Проезд на территорю заставы требует определенных формальностей, что занимает от 5 – до 10 м. Около автобуса необходимо подождать экскурсовода-пограничника. Свободное перемещение туристов на границе нежелательно. | ||
Дорога от п\з им. Усова к Соничам 35 – 51 км | Проездом | Панорама Гродненской возвышенности – территории былой Августовской пущи. | История заселения былой территории Августовской пущи. Развитие региона в рамках Российской империи. Экономическая война между Российской империей и Пруссией с 1821 – 1825 гг. Идея строительства водного соединения между Нарвой и Неманом. «Смертоносный план» министра финансов Королевства Польского Ф. Друцкого-Любецкого. Создания проекта Августовского канала Иг. Прондинским. Утверждение сметы императором Рос. Им. Александром I в 1825 г. (7861 млн.п.зл.). Подготовка сырьевой базы: кирпичный завод в Вульке Волловичевской (теперь д. Усово), изготовление искусственной гидравлической извести в старой вульке (теперь д. Лесная). Завершение основных работ в 1830 г., окончательное заверошение в 1839 г. Общая смета – 14 мл. полск. злотых. Протяженность канала по территории Польши и Беларуси. Функциональное предназначение и дальнейшее использование канала в целях и экономических, и туристических. | Учитывая то, что информация по Августовскому каналу насыщенная, лучше всего начать рассказ сразу после выезда с территории п\заставы. | Дать экскурсионную справку о истории заселения человеком данного региона. В форме репортажа изложить в истории создания Августовского канала. | |
Соничи, 51 км | На паркинге около моста. | Августовский канал (выпрямленное русло р. Черная Ганьча). | Включение рек и озер в систему Августовсокго канала. Выпрямленное русло р. Черная Ганьча. Разделение каналом дороги на Литву (Каунас). Непосредственное соединение рек между собой – редкое явление того времени за исключением шведского и английского каналов. Буксирные дороги. Использование конной тяги до 1953 г. Обработка берегов канала деревянными колодками. Рабочая сила – белоруссы, литовцы, немцы, англичане, шведы. Дневной заработок – 45 грошей. Строительная техника – винт Архимеда, коперы. События восстания 1863 г. в бассейне Августовского канала. Деморкация границы в 1939 г. 8 – 12 октября между Германским Рейхом и СССР. Вторая мировая война и разрушение канала. Проведение границы между Польшей и Беларусью в 1944 г по каналу на протяжении 2,5 км по лини Рудавка – Волкушек Восстановление водной системы в Польше и Беларуси. Использование канала в туристических целях. | Группу расположить в лучшей точке осмотра. Но нежелательно на мосту, так как это может привести к аварийной ситуации. | Использовать панорамный показ канала. Дать описание трассы. Объяснить принцип особенностей строительства. Из портфеля экскурсовода показать экскурсантам общую карту-схему канала, а также, при возможности, фотографии Ф. Друцкого-Любецкого и Прандзинского. С помощью жестов и словесных указаний, дать общий обзор сохранившихся или вновь созданных частей – буксирной дороги, укрепленных берегов и др. Локализация дороги на Литву. | |
Шлюз Домбровка, 57 км | На паркинге | Шлюз «Домбровка» | 20 – 30 | Шлюзы на Августовском конале, их количество в общем и конкретно на территории Беларуси. Их конструкция. Строительный материал. Обработка стен. Продолжительность возведения шлюзов. Памятные плиты на каждом шлюзе. Инжинеры-проектировщики шлюзов, их фамилии и краткая биография. Шлюз «Домбровка» - 92-й км канала. Возведение шлюза в 1829 г. инж. Е. Арнольдом. Перепад воды – 310 см. Памятная плита на внутренней стене шлюза. Приграничные шлюзы: «Кужинец» 1827 – 28 гг., инж. К. Едко, 82-й км, перепад воды 220 см, прохождение по нем границы между Беларусью и Польшей, «Волкушек» - 85-й км, инж.Корчаковский, перепад воды 433 см находится на территории п\з им. Усова. | Группу расположить около шлюза «Домбровка» в наилучшей точке осмотра. При желании группы дать немного свободного времени экскурсантам для самостоятельного осмотра территории. | После предварительного осмотра, дать экскурсионную справку о количестве шлюзов на канале. Обратить внимание на строительный материал и памятную плиту, вмурованную во внутреннюю стену шлюза, а также его сочетание с природным ландшафтом. Привлечь внимание своеобразием застройки. Дать описание этапам строительства шлюза «Домбровка». В форме репортажа рассказать о двух приграничных шлюзах. Познакомить экскурсантов с репродукциями шлюзов на протяжении всего Августовского канала. Применить метод сравнения шлюза «Домбровка» с другими постройками. |
Дорога От шлюза «Домбровка» к Немнову 69 – 70 км | Проездом | Августовский канал | Использование канала в межвоенное время как туристической водной артерии. Продолжение традиции в послевоенное время. Получение в 1968 г. статуса памятника и проведение работ по реконструкции канала на Польской стороне. Генеральный план реконструкции и планировочной инфраструктуры Августовского канала на белорусской стороне. Возникновение водных туристических баз по всей трассе канала. Международные сплавы байдарочников из Беларуси, Польши и Литвы. | Предложить туристам посмотреть на канал из окон автобуса. Информация, подаваемая в промежуток переезда от шлюза «Домбровки» до д. Немново должна быть легкой, не отягощенной датами, цифрами и др. | Использовать панорамный показ. Дать экскурсионную справку о реконструкции и туристском использовании Августовского канала. | |
Д. Немново, 70 км | Остановка на паркинге | Шлюз «Немново» Дом смотрителя шлюза. | Единственный 3-х камерный шлюз и последний на протяжении канала. Возведение его на 102-ом км, с перепадом воды – 980 см. Дубовые ворота. Конструкция дна шлюза. Принцип работы: наполнение и опорожнение водой через отверстия, открытие и закрытие шлюзных ворот припомощи бруса-рычага, поддержантие необходимого уровня воды плотинами-водосборами. Соединение канала с р. Неман. Сопровождение канала строениями, в котрых жили персонал и их семьи, обслуживающие шлюзы, водосбросы и разводные мосты. Уничтожение домов во время Первой мировой войны. Их восстановление в стилях – «польского барокко», «закопанском» и ретроспективно-русском. | Группу распологается на мосту. Предупредить о технике безопасности. В конце рассказа сменить точку осмотра, повернуть группу лицом к дому смотрителя шлюза. Группа стоит лицом к дому смотрителя шлюза. | После прдварительного осмотра, дать характеристику шлюзу. Объяснить принцип работы. Показ дома начать с предварительного осмотра. Обратить внимание на архитектурные особенности здания. Продолжить рассказ с приемом локализации: «В таких домах жили обслуживающий прсонал канала…» | |
Заключение.Современное состояние канала, его перспективы в развитии международного туризма. | После ответов на вопросы дать экскурсантам свободное время. | После ответов на вопросы, подвести итог экскурсии. | ||||
Свободное время | ||||||
Дорога от д. Немново до Гродно 110 км | Проездом | Пригаласить всех в автобус. Преложить послушать музыку или посмотреть видеофиль о Августовском канале. |
return false">ссылка скрыта
Автор-составитель: Словик С.В.