Автор-составитель: Словик С.В.

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА И

КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕКСТ ЭКСКУРСИИ

«АВГУСТОВСКИЙ КАНАЛ – КОЛЫБЕЛЬ

ТРЕХ НАРОДОВ»

Настоящая документация не может быть полностью или частично воспроизведена, тиражирована и распространена в качестве официального издания без разрешения УП «Национальное агентство по туризму»

Минск


МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

НАЦИОНАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ

«Согласовано» Заместитель Министра спорта и туризма Республики Беларусь Ч.К.Шульга «_____»_________________________2006 г. «Утверждаю» Директор УП «Национальное агентство по туризму» Ю.А.Ходько «_____»______________________2006 г.

 

«Августовский канал – колыбель трех народов»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ

 

 

Тип экскурсии: обзорная (многоплановая)

Вид экскурсии: автобусно-пешеходная

Протяженность маршрута: 110 км

Продолжительность экскурсии: 4,5 часа

 

Автор-составитель: С.В. Словик

 

 

Минск

Содержание экскурсии:

· тематическаяэкскурсия «Августовский канал – колыбель терхнародов» отображает историю строительства одного из интереснейших гидротехнических сооружений XIX в. на Гродненщине. Знакомит туристов с достопримечательностями, выдающимимся памятниками культуры, этнографии, экологии в бассейне Августовского канала, а также с историческими событиями Первой и Второй мировой войн, происходящих на данной территории.

 

Цель экскурсии:

· Формирование у экскурсантов исторической памяти и гражданского сознания;

· Воспитание бережного отношения к памятникам исторического прошлого народа;

· Формирование экологического сознания;

· Способствовать возникновению у экскурсантов чувства долга, ответственности, гордости за Беларусь;

· Содействие в формировании поликультурности, веротерпимости, уважения к другим нардам;

 

Задачи экскурсии:

· познакомить туристов с Августовским каналом, историей его строительства;

· помочь осмыслить замысел инициаторов строительства искусственной водной артерии;

· на примере архитектурных, экологических, этнографических, военных и других объектов дать представление о некоторых этапах исторического развития территории бассейна Августовского канала.

 

Общие методические указания к теме экскурсии:

· экскурсовод должен быть теоретически подготовлен к проведению экскурсии;

· экскурсовод должен иметь определенный запас знаний по истории данного периода;

· объем материала, и подача экскурсионной информации зависит от конкретной аудитории туристов;

· По данной теме следует умело использовать различные приемы показа и рассказа;

· желательно экскурсоводу иметь при себе «портфель экскурсовода»;

· не злоупотреблять количеством цифр, дат, давать общие характеристики эпохи;

· уметь правильно ориентировать группу на местонахождение объекта по ходу автобуса;

· уметь владеть приемами репортажа и комментирования при показе объектов по ходу движения автобуса;

Общие организационные указания:

· предусмотреть свободное время для туристов на фотографирование;

· определять место и время встречи;

· предупредить туристов о правилах поведения в общественных и экологических местах;

· напомнить о соблюдении правил техники безопасности;

· соблюдать маршрут и объекты показа, указанные в маршрутном листе;

· при возвращении к месту приема группы, напомнить туристам, не забывать вещи в автобусе и проследить за этим;

 

Маршрут экскурсии:

· Гродно – Наумовичи – Свяцк – Сапоцкин – п\з Усова – Соничи – Немново – Домбровка

Вступление к экскурсии:

Организационное:

· после знакомства с группой назвать свою фамилию, имя, туристское предприятие, а также представить группе водителя автобуса;

· сообщить тему экскурсии, ее продолжительность;

· место и время окончания экскурсии;

· напомнить туристам о правилах поведения в автобусе, на паркингах, дать общие правила техники безопасности, необходимые для туристов на данном маршруте.

 

Информационное:

· дать краткое сообщение о теме экскурсии;

· ознакомить с маршрутом следования;

· упомянуть два-три наиболее ярких объекта, при этом нет необходимости давать подробную характеристику;

· напомнить программу экскурсии;

· знакомство с группой сделать до начала движения автобуса, стоя лицом к туристам;

· дальнейшие сообщения можно сделать сидя в кресле, по ходу движения автобуса.

Маршрут экскурсии Места остановок Объекты показа Время (мин) Основное содержание экскурсии. Перечень подтем и вопросов Организационные указания Методические указания
Место приема группы. Выезд на Сопоцкин-нское шоссе     2 – 3 км На месте приема группы.   Проездом     Деревня Лососно.   Введение к теме: Августовский канал - уникальный гидротехнический объект, памятник культуры и истории XIX в., сегодня объединяет три народа – белоруссов, поляков и литовцев.   Бывшее поселение татар. Мануфактуры А.Тызенгауза. Раздел Речи Посполитой в кон. XVIII в. и проведение границы между Российской империей и Пруссией по р. Лососно. Организация фашистами в 1941 г. концлагеря для советских военно пленных в д. Лососно. Во вступлении сказать, с показа какого объекта начинается экскурсия.   Рассказ начать при подъезде к д. Лососсно. Обратить внимание на поселение и мост через р.Лососянку. Ярким, выразительным вступлением заинтересовать предстоящей экскурсией. Вступление должно быть лаконичным, образным, в меру эмоциональным.     Локализавать место поселения татар в XVI в. В форме репортажа дать экскурсионую справку о реформах А.Тызенгауза и мануфактурах, построенных в Лососно. Дать справку о оккупации Гродно фашистами во время Второй мировой войны и организации концлагерей и гетто. Логический переход:Издавна Сопоцкинский регион являлся приграничной территорией. Здесь сходятся границы трех государств – Польши, Беларуси и Литвы.
Сопоцкинское шоссе 3 км Проездом Панорама Гродненской возвышенности Вхождение Сопоцкинского региона с конца XVIII в. по 1939 г. в состав различных государств: Пруссии, Герцегства и Королевства Польского, Российской империи, Второй Речи Посполитой и Беларуси. Деморкация границы между государствами Беларусью и Польшей в 1944 – 48 гг. Этнический состав региона. Межкультурные отношения. Фестиваль «Трех культур» на Домбровке.   Сделать исторический анализ развития региона. В форме репортажа изложить информацию о особенностях приграничной территории. Логический переход: приграничное положение территрии обусловило ее стратегическую функцию: здесь проходиди наиболее кровавые битвы Первой и Второй мировых войн. Для защиты возводили оборонительные монументальные укрепления – форты и доты, сохранившиеся до нашего времени.
Мемори ал около д. Наумовичи-вичи 3 – 9 км Паркинг около мемориального знака Оборонитель-ное сооружение – форт в Наумовичах.     Памятник «Скорбящая Мать»   Памятный крест     Строительство Гродненской крепости с 1880-по 1915 гг. Возведение оборонительных сооружений – фортов и дотов. Создание Гродненского Укрепрайона накануне Второй мировой войны. Инспектирование вновь созданных и реконструированных прежних фортов и дотов генералом Д. Карбышевым. Конструкция и функциональное предназначение сооружений. Мужественная оборона форта в Наумовичах 9-м пулеметно-артиллерийским батальоном 68 Гродненского Укрепрайона.   Фабрики смерти, организованные фашистами в 1941 г. около д. Наумовичи и Загораны. Реализация оккупантами плана «Ост». Количество погибших в Наумовичах. Инсталлирование в 1970 г., к 25-летию Победы во Второй мировой войне, памятника «Скорбящей Матери» в память безвинных жертв фашизма.   Установка и освещение памятного креста в 1990 г. в память о погибших жителях Липска (Польша). Автобус поставить на паркинге. Попросить туристов соблюдать технику безопасности при осмотре форта. Расположить экскурсантов в наилучшей точке осмотра.     Расположить группу вокруг памятника. Прочитать текст на памятных плитах. Почтить память погибших минутой молчания. После предварительного осмотра объекта, дать лаконичную информацию о Гродненской крепости и Укрепрайоне. После локализации территории укрепрайона, охарактеризовать конструкцию фортов, их количество накануне Второй мировой войны и функциональное предназначение. При рассказе о военно-оборонительных сооружениях, дать справку-информацию о генерале Д. Карбышеве. Используя прием реконструкции, путем образного рассказа, воссоздать события, произошедшие в первые дни войны 1941 г. Логический переход: По гитлеровскому плану «Ост», расчитанному на 30 лет, на оккупированной Беларуси должно было остаться только 25% местного населения, остальные должны были быть уничтожены. Для скорейшей реализации плана, организовывались «фабрики смерти». Одна из них находилась рядом с фортом.   Начав с показа скульптуры «Скорбящая Мать», подчекнуть, что это памятник всем жертвам фашизма. Рассказывая о организации фашистами «фабрик смерти» локалитзация: «Именно здесь фашисты уничтожили более трех тысяч мирного населения с 1941 по 1944 г.» Используя прием реконструкции и путем образного рассказа воссоздать события, происходившие здесь с 1941-по 1944 гг.   Жестом направить внимание экскурсантов на памятный крест.  
Сопоцкинское шоссе 9 – 14 км Проездом Д. Ратичи Гродненская возвышенность, ее основные характеристики. Августовская пуща – место охоты монархов средневековой Европы. События Первой мировой войны. Военные действия на территории Августовской пущи между кайзеровской и российской армиями. Трагедия и подвиг 20-го русского корпуса в 1915 г. Гибель 7 тысяч солдат и офицеров. Кровопролитные бои около д. Ратичи, опорного пункта обороны немцев. Потери с с обеих сторон более 3 тысяч человек.   При рассказе о Гродненской возвышенности, жестом пригалсить экскурсантов смотреть в окна автобуса. Обратить внимание на лес с права от дороги и указатель «Рацічы». Локализовать события 1915 г. Дать экскурсионную справку о гибели 20-русского корпуса Гродненской крепости. Логический переход: Августовская пуща издавна была местом строительства шляхетских усадеб и магнатских резиденций. До нашего времени сохранился дворцово-парковый ансамбль в Свяцке магнатов Волловичей.
Сопоцкинское шоссе, поворот на Свяцк 14 – 20 км Свяцк Дворец Воловичей     Парк   Часовня     Возведение в 1779 г. дворцово-паркового комплекса для магнатов Воллочией по проекту итальянского архитектора Дж. Сакко. Родословная семьи и ее роль в политико-культурном развитии ВКЛ с XVI по XIX вв. Архитектурные особенности дворца, планировка и интерьер. Судьба дворцово-паркового комплекса в XIX – XX вв. Современное состояние и перспективы использования.     Закладка парка в конце XVIII в. Его площадь, структура, дендрологический состав. Естетическая сущность и функциональное предназначение пейзажно-романтических парков при дворцах магнатов.   Неоготическая часовня конца XVIII нач. XIX вв. – семейный храм магнатов Волловичей. Рассказ начать при подъезде к Свяцку. Группу расположить в наилучшей точке обзора.   В конце рассказа сменить точку осмотра и подвести группу к озеру.     Группа стоит на площадке около озера.   Группа стоит спиной к озеру лицом к часовне. Использовать панорамный показ дворцово-паркового комплекса. После предварительного осмотра, дать общий обзор отдельных частей дворца. Объяснить барочные и классические черты в архитектуре здания. Обратить внимание на главный фасад и галереи. Дать искусствоведческий анализ интерьера дворца. При рассказе о семье Волловичей, более подробно остановиться на Ефстафии, выделить его гуманнистическую и прогрессивную направленность, а также важную полититическую миссию для ВКЛ в XVI в. Подчеркнуть роль художника А. Смуглевича в декоративном оформлении внутреннего убранства. В форме репортажа рассказать о судьбе комплекса в XIX – XX вв.   Рассказ о парке начать с предварительного осмотра. Дать экскурсионную справку. Объяснить планировку пейзажного и романтического парка, его естетическую концепцию.   Жестом направить внимание экскурсантов на здание и сориентировать на его неоготические детали. Дать краткую справку о строительстве часовни. Логический переход:магнатская резеденция располагалась недалеко местечка Сопоцкин, куда часто Волловичи приезжали и где на личные средства возвели храм.
Сопоцкинское шоссе, 20 – 25 км Сопоцкин Панорама местечка.     Костел Св. Иософата Кунцевича   История возникновения поселения и происхождение названия. Социально-культурное развитие Сопоцкина с XVI в. по настоящее время.     Возведение храма в 1789 г. в предместье Сопоцкина, Теолин, на средства магнатов Волловичей, их религиозная толерантность Закрытие костела в 1875 г. и передача его православной конфессии. Перестройка святыни и возвращение ее католикам в нач. XX в. Интерьер костела. Портреты в храме видных деятелей культуры, политики, экономики региона: Костюшки, Ожешко, Гурских, Ольшевского и др. Рассказ начать при подъезде к Сопоцкину. Попросить водителя о снижении скорости. Автобус поставить на площадке около костела.   Группа стоит перед входной брамой костела. В конце рассказа экскурсанты проходят внутрь храма.   Использовать панорамный показ поселения. С помощью жестов и словесных указаний дать предварительный обзор из окна автобуса.   Начать с предварительного осмотра. Дать экскурсионную справку о истории святыни, а также о религиозной ситуации на территории региона в XIX в. Объяснить название предместья Теолин. Искусствоведческий анализ интерьера храма. Обратить внимание экскурсантов на портреты видных деятелей XVIII – XIX вв., дать им лаконичную характеристику.
Дорога от Сопоцкино до п\з им.Усова 25 – 35 км Проездом Панорама Гродненской возвышенностиОборонитель-ные сооружения – доты. Установление границы между Польшей и Советской Беларусью в 1939 г. Создание п\застав в лесах Августовской пущи: 1-й в Головенчицах (нач. Сивачев), 2-й в Соничах (нач. Васильев), 3-й в Лесной (нач. Усов) и 4-й в Марковцах (нач. Киричеснко). Начало Великой Отечественной войны и защита пограничниками западных рубежей. Гибель лейтенанта Усова. 22.6.41 г. Опперация «Багратион», освобождение Гродно 16 июля 1944 г. Выезжая на дорогу, ведущую к п\з им. Усова, попросить экскурсантов смотреть внимательно в окна автобуса, так как на протяжении всего пути по обе стороны будут видны доты, входящие когда-то в Гродненский Укрепрайон. Раскрывая данную подтему, избегать ложного пафоса. Дать экскурсионную справку о начале Великой Отечественной войны и освсобождении Гродненщины. Реконструировать трагические события на 3-й п\заставе в 1941 г.
Д. Лесная П\з им. Усова Сооружения на п\з им. Усова, музей. Экскурсия по музею и территории заставы. Проезд на территорю заставы требует определенных формальностей, что занимает от 5 – до 10 м. Около автобуса необходимо подождать экскурсовода-пограничника. Свободное перемещение туристов на границе нежелательно.  
Дорога от п\з им. Усова к Соничам 35 – 51 км Проездом Панорама Гродненской возвышенности – территории былой Августовской пущи. История заселения былой территории Августовской пущи. Развитие региона в рамках Российской империи. Экономическая война между Российской империей и Пруссией с 1821 – 1825 гг. Идея строительства водного соединения между Нарвой и Неманом. «Смертоносный план» министра финансов Королевства Польского Ф. Друцкого-Любецкого. Создания проекта Августовского канала Иг. Прондинским. Утверждение сметы императором Рос. Им. Александром I в 1825 г. (7861 млн.п.зл.). Подготовка сырьевой базы: кирпичный завод в Вульке Волловичевской (теперь д. Усово), изготовление искусственной гидравлической извести в старой вульке (теперь д. Лесная). Завершение основных работ в 1830 г., окончательное заверошение в 1839 г. Общая смета – 14 мл. полск. злотых. Протяженность канала по территории Польши и Беларуси. Функциональное предназначение и дальнейшее использование канала в целях и экономических, и туристических. Учитывая то, что информация по Августовскому каналу насыщенная, лучше всего начать рассказ сразу после выезда с территории п\заставы. Дать экскурсионную справку о истории заселения человеком данного региона. В форме репортажа изложить в истории создания Августовского канала.
Соничи, 51 км На паркинге около моста. Августовский канал (выпрямленное русло р. Черная Ганьча). Включение рек и озер в систему Августовсокго канала. Выпрямленное русло р. Черная Ганьча. Разделение каналом дороги на Литву (Каунас). Непосредственное соединение рек между собой – редкое явление того времени за исключением шведского и английского каналов. Буксирные дороги. Использование конной тяги до 1953 г. Обработка берегов канала деревянными колодками. Рабочая сила – белоруссы, литовцы, немцы, англичане, шведы. Дневной заработок – 45 грошей. Строительная техника – винт Архимеда, коперы. События восстания 1863 г. в бассейне Августовского канала. Деморкация границы в 1939 г. 8 – 12 октября между Германским Рейхом и СССР. Вторая мировая война и разрушение канала. Проведение границы между Польшей и Беларусью в 1944 г по каналу на протяжении 2,5 км по лини Рудавка – Волкушек Восстановление водной системы в Польше и Беларуси. Использование канала в туристических целях. Группу расположить в лучшей точке осмотра. Но нежелательно на мосту, так как это может привести к аварийной ситуации. Использовать панорамный показ канала. Дать описание трассы. Объяснить принцип особенностей строительства. Из портфеля экскурсовода показать экскурсантам общую карту-схему канала, а также, при возможности, фотографии Ф. Друцкого-Любецкого и Прандзинского. С помощью жестов и словесных указаний, дать общий обзор сохранившихся или вновь созданных частей – буксирной дороги, укрепленных берегов и др. Локализация дороги на Литву.
Шлюз Домбровка, 57 км На паркинге Шлюз «Домбровка» 20 – 30 Шлюзы на Августовском конале, их количество в общем и конкретно на территории Беларуси. Их конструкция. Строительный материал. Обработка стен. Продолжительность возведения шлюзов. Памятные плиты на каждом шлюзе. Инжинеры-проектировщики шлюзов, их фамилии и краткая биография. Шлюз «Домбровка» - 92-й км канала. Возведение шлюза в 1829 г. инж. Е. Арнольдом. Перепад воды – 310 см. Памятная плита на внутренней стене шлюза. Приграничные шлюзы: «Кужинец» 1827 – 28 гг., инж. К. Едко, 82-й км, перепад воды 220 см, прохождение по нем границы между Беларусью и Польшей, «Волкушек» - 85-й км, инж.Корчаковский, перепад воды 433 см находится на территории п\з им. Усова. Группу расположить около шлюза «Домбровка» в наилучшей точке осмотра. При желании группы дать немного свободного времени экскурсантам для самостоятельного осмотра территории. После предварительного осмотра, дать экскурсионную справку о количестве шлюзов на канале. Обратить внимание на строительный материал и памятную плиту, вмурованную во внутреннюю стену шлюза, а также его сочетание с природным ландшафтом. Привлечь внимание своеобразием застройки. Дать описание этапам строительства шлюза «Домбровка». В форме репортажа рассказать о двух приграничных шлюзах. Познакомить экскурсантов с репродукциями шлюзов на протяжении всего Августовского канала. Применить метод сравнения шлюза «Домбровка» с другими постройками.
Дорога От шлюза «Домбровка» к Немнову 69 – 70 км Проездом Августовский канал Использование канала в межвоенное время как туристической водной артерии. Продолжение традиции в послевоенное время. Получение в 1968 г. статуса памятника и проведение работ по реконструкции канала на Польской стороне. Генеральный план реконструкции и планировочной инфраструктуры Августовского канала на белорусской стороне. Возникновение водных туристических баз по всей трассе канала. Международные сплавы байдарочников из Беларуси, Польши и Литвы. Предложить туристам посмотреть на канал из окон автобуса. Информация, подаваемая в промежуток переезда от шлюза «Домбровки» до д. Немново должна быть легкой, не отягощенной датами, цифрами и др. Использовать панорамный показ. Дать экскурсионную справку о реконструкции и туристском использовании Августовского канала.
Д. Немново, 70 км Остановка на паркинге Шлюз «Немново»     Дом смотрителя шлюза.   Единственный 3-х камерный шлюз и последний на протяжении канала. Возведение его на 102-ом км, с перепадом воды – 980 см. Дубовые ворота. Конструкция дна шлюза. Принцип работы: наполнение и опорожнение водой через отверстия, открытие и закрытие шлюзных ворот припомощи бруса-рычага, поддержантие необходимого уровня воды плотинами-водосборами. Соединение канала с р. Неман.   Сопровождение канала строениями, в котрых жили персонал и их семьи, обслуживающие шлюзы, водосбросы и разводные мосты. Уничтожение домов во время Первой мировой войны. Их восстановление в стилях – «польского барокко», «закопанском» и ретроспективно-русском. Группу распологается на мосту. Предупредить о технике безопасности.     В конце рассказа сменить точку осмотра, повернуть группу лицом к дому смотрителя шлюза.     Группа стоит лицом к дому смотрителя шлюза.   После прдварительного осмотра, дать характеристику шлюзу. Объяснить принцип работы.   Показ дома начать с предварительного осмотра. Обратить внимание на архитектурные особенности здания. Продолжить рассказ с приемом локализации: «В таких домах жили обслуживающий прсонал канала…»
      Заключение.Современное состояние канала, его перспективы в развитии международного туризма. После ответов на вопросы дать экскурсантам свободное время. После ответов на вопросы, подвести итог экскурсии.
      Свободное время    
Дорога от д. Немново до Гродно 110 км Проездом     Пригаласить всех в автобус. Преложить послушать музыку или посмотреть видеофиль о Августовском канале.  

 

return false">ссылка скрыта

Автор-составитель: Словик С.В.