Праздничные антифоны

Поются в Господские Двунадесятые праздники, за исключением Сретения. Что представляют из себя эти антифоны: это избранные стихи Псалтири с рефреном «Молитвами Богородицы Спасе спаси нас» на первом и особым припевом Господу, применительно к содержанию соответствующего праздника, на втором.

Эти первые два антифона по нашим богослужебным книгам поются на 2-й глас, третий антифон, состоящий из праздничного тропаря и стихов к нему — положено петь на глас тропаря, т. е. в Неделю Ваий, Воздвижение и Богоявление это будет 1-й, Вознесение и Рождество — 4-й, на Преображение — 7-й, а на Пятидесятницу 8-й глас. Что интересно, не выпадают из этой схемы и антифоны св. Пасхи, имеющие сначала 2-й, а на третьем антифоне 5-й глас.

Дониконовская традиция: как исполнять по Оку Церковному — неизвестно, так как информация отсутствует. Что касается крюковых книг, то в Обеднице антифоны расписаны особым напевом на все праздники, тропари (на третьем антифоне) — расписаны на самогласен, на практике так и поется.

Вседневные антифоны, похожие на праздничные, не имеют надписания гласа в нашем Ирмологии. Исполняться они должны в будние дни, если нет предпразднства и попразднства, или нет указаний на блаженны в минее. По аналогии с праздничными, а аналогию можно провести и по устроению антифонов, и по припеву, эти антифоны как бы оказываются под 2-м гласом, каковое указание и можно встретить в некоторых богослужебных книгах. Но в таком случае остается не совсем ясно — на какой глас петь третий антифон, имеющий внегласовый рефрен «Спаси ны Сыне Божий». Практически поется на тот же, что и два первых антифона. У греков 1-й антифон поется на глас 8-й, следующий на 2-й, и последний вместе со своим тропарем на глас тропаря. По другому уставу — первые два почему-то на 5-й, последний на 2-й...

(Остается добавить, что разбирать пение этих антифонов фактически бессмысленно, потому что они зачастую вовсе не поются. Хотя антифоны, в общем-то, замечательные.)

Дониконовская традиция: информация у меня отсутствует.