Общий спрос на деньги Равновесие денежного рынка

На рисунке (вверху справа) точка Е на­ходится на пересечении кривых спроса и предло­жения денег и определяет «цену» равновесия на де­нежном рынке. Это равновесная ставка процента, то есть альтернативная стои­мость хранения не прино­сящих проценты денег

Взаимодействие спроса и предложения на денежном рынке осуществляется через процент, выступающий в роли цены денег как специфического товара. В проценте, как в цене, отражаются интересы как покупателей, так и продавцов. Для покупателей процент отражает полезность денег. Это может быть по­лезность денег как платежного средства, позволяющего им избавиться от долгов. Полезность денег может заключаться и в возможности приобретения на них цен­ных бумаг, приносящих высокий процент. v

Продавцы, дающие деньги в долг, через процент оценивают будущую стои­мость денег. По существу, процент предстает как разница между настоящей и бу­дущей стоимостью денег, отданных в долг.

Равновесие на денежном рынке является подвижным, то есть оно по­стоянно меняется под воз­действием ряда факторов. Представим, что меняется предложе­ние денег, а спрос на деньги остается постоянным. При увеличении предложения денег возникает их кратковре­менный избыток. Люди стремятся уменьшить количество своих денежных запасов, не приносящих процентов, покупая другие финансовые активы (например, облигации). Спрос на них растет, цены, соответственно, увеличиваются. Процентная ставка или альтернативная стоимость хранения не приносящих процентов денег падает. Поскольку ликвидность становится менее дорогой, население и фирмы постепенно увеличивают количество денег, которые они готовы держать на руках, и восстанавливается рав­новесие на денежном рынке при большем предложении денег и меньшем проценте. Если предложение денег выросло, то

• график предложения денег перемещается вправо;

• при неизменном спросе на деньги равновесная ставка про­цента снижается.

При уменьшении предложения денег будут происходить об­ратные процессы. Если предложение денег уменьшается, то рав­новесие на денежном рынке восстанавливается при меньшем, чем первоначальное, количестве денег в обращении и большей, чем первоначальная, ставке процента. Предположим теперь, что меняется спрос на деньги, а предло­жение остается неизменным. Например, спрос на деньги возрос вследствие роста номинального ВНП. Это означает, что требуется больше денег для обслуживания товарооборота в рамках нацио­нальной экономики, а население и фирмы предпочитают держать свои активы в денежной форме. Но при неизменном предложении денег равновесие может установиться только при росте «цены» де­нег (номинальной ставке процента). Если спрос на деньги вырос, то:

1) кривая спроса на деньги сдвинется вправо вверх;

2) при неизменном предложении денег процентная ставка по­вышается.

При уменьшении спроса на деньги и неизменном предложе­нии будут происходить обратные явления: равновесие на денеж­ном рынке устанавливается при более низкой, чем первоначаль­ная, ставке процента.

Важной особенностью денежного рынка является зависимость нормы про­цента от рынка ценных бумаг, состояние которого может нарушать равновесие на денежном рынке и восстанавливать его. Движение денег между этими рынками в конечном итоге приведет к установлению общей для них нормы процента.

Равновесие на денежном рынке является одним из условий обеспечения ста­бильности денег, что, с свою очередь, является условием общего макроэкономи­ческого равновесия. Однако в экономической теории выделяются два знакомых нам подхода к роли денег и денежного рынка в экономике: кейнсианское и неоклассическое (монетаристкое …). Традиционный классический подход характеризуется представлением о нейтральности де­нег и так называемой классической дихотомией - делением экономики на два сектора: реальный и денежный, и их связью друг с другом через цены. Именно через них деньги влияют на реальный сектор, на его реальные показатели. Классическая количественная теория денег основывается на скоро­сти обращения денег в движении доходов. Скорость обращения денег может быть представлена в следующем виде:

V = (P x Q) / М

где М — количество денег, находящихся в обращении;

V— скорость обращения денег в движении доходов, которая озна­чает количество оборотов в год, совершаемое в среднем денежной еди­ницей в результате приобретения товаров и услуг, составляющих ре­альный ВНП;

Q, — реальный объем производства;

Р — абсолютный уровень цен.

В соответствии с данным подходом величина спроса на деньги (MD) находится в прямой зависимости от уровня цен и реального объема производства и в обратной зависимости — от скорости денежного об­ращения:

MD = (P x Q) / V

 

Специфика монетаризма по сравнению с традици­онными неоклассическими идеями состоит в том, что монетаризм особое значение придает денежно-кредитной сфере: «деньги — главная движущая сила рыночной экономики». Наиболее извест­ный теоретик монетаризма — М.Фридмен.

Дж.М. Кейнс отверг классическую количественную теорию. Соглас­но кейнсианскому подходу, люди, предпочитая хранить свои активы в форме денег, руководствуются тремя мотивами:

• деньги нужны для финансирования текущих расходов на товары и услуги (трансакционный мотив);

• необходимо иметь некоторый денежный запас на непредвиден­ные расходы (мотив предосторожности);

• неуверенность в доходах от альтернативных финансовых акти­вов (спекулятивный мотив).

Трансакционный мотив и мотив предосторожнос­ти формируют прямую функциональную зависимость между увеличе­нием национального дохода и увеличением спроса на деньги. Спекуля­тивный мотив вызывает увеличение спроса на деньги при снижении процента, и наоборот.

Фактически предпочтение ликвидности возникает у экономических субъектов в значительной степени вследствие неопределенности отно­сительно момента, когдаим могут потребоваться деньги (мотив предо­сторожности) и неопределенности будущих ставок процентов (спеку­лятивный мотив). Предпочтение ликвидности выступает в данном случае как следствие неопределенности.

В концепции современного монетаризма классическая монетарная теория получила дальнейшее развитие. Согласно монетаристской кон­цепции спрос на деньги является не только функцией ставки процента и дохода, но также и нормы прибыли от широкого диапазона финансо­вых активов. Деньги рассматриваются как альтернатива других акти­вов. Спрос на деньги является функцией норм прибыли для данных ак­тивов. Такой подход отличается от кейнсианского, согласно которому деньги представляют собой альтернативу только финансовым активам.

Согласно монетаристскому подходу экономические субъекты дол­жны хозяйствовать так, чтобы нормы прибыли были одинаковы для всех видов активов. В соответствии с современной количественной тео­рией спроса на деньги, аналогично кейнсианскому подходу, спрос на реальные денежные остатки находится в функциональной зависимости от дохода и ставки процента. Хотя в эмпирических исследованиях кейнсианцы и монетаристы используют одну и ту же функциональную форму спроса на деньги, их рекомендации существенно различаются.

return false">ссылка скрыта

По мнению монетаристов, функция спроса на деньги легче поддается статистическому определению, чем, например, инвестиционная функция, поэтому главенствующую роль в государственном регулировании долж­на играть денежно-кредитная политика. Согласно их рекомендациям де­нежная масса должна расти с постоянной скоростью, примерно равной скорости роста реального ВНП (правило денежной массы, «железное» правило М. Фридмена). Или государство должно поддерживать темп роста денежной массы на уровне средних темпов роста ре­ального ВВП, тогда уровень цен в экономике будет стабилен. Подробнее о «железном» правиле М. Фридмена смотри - ДМ 18\денежное правило Фридмена.doc

 

 

2.Банки в рыночной экономике

 

Экономическая природа денег предполагает непрерывность их об­ращения. В силу этого временно свободные денежные средства должны аккумулироваться в денежно-кредитных учреждениях и превращаться в инвестиции.

Кредитные отношения это экономические отношения по поводу аккумуляции и предоставления в ссуду временно свободных денежных средств на условиях возвратности, срочности и платности.

Кредитная система, будучи важнейшим звеном инфраструктуры рынка, включает совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, а также совокупность кредитных институтов, способных мобилизовать временно свободные денежные средства, превратить их в кредиты, и в конечном счете — в инвестиции. К кредитным институтам относятся страховые компании, фонды профсоюзов, банки и т.д.

В современной рыночной экономике кредитная система опосредует весь механизм общественного воспроизводства, ускоряет процесс кон­центрации производства и централизации капитала. Она сформирова­лась под воздействием следующих процессов:

• концентрации и централизации банковского капитала, в результа­те чего возникли крупнейшие банки, деятельность которых не только оказывает влияние на состояние национальной экономики в целом, но и выходит далеко за ее пределы. Речь идет об образовании транснацио­нальных банков (ТНБ);

• сращивания банковского и промышленного капитала и образова­ния финансового капитала, финансово-промышленных групп (ФПГ). Эффективность данного сращивания подтверждается тем, что даже в периоды экономического спада в рамках ФПГ обеспечивается эконо­мический рост;

• углубления специализации кредитно-финансовых учреждений, что свидетельствует о том, что современная кредитная система становится более гибкой и всеобъемлющей, а значит, полнее реализующей функцию аккумулирования сбережений и перелив их в инвестиции, активно уча­ствует в процессах накопления и эффективного размещения капитала.

Наиболее развитой и универсальной формой кредита является бан­ковский кредит. Он предоставляется банками любым хозяйствующим субъектам в виде денежных ссуд. Банки составляют ядро кредитной системы.

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА -совокупность разных видов взаимосвязанных банков и других кредитных учреждений, действую­щих в рамках единого финансово-кредит­ного механизма.

Банковская система не изолирована от окружающей среды, напротив, она тесно взаимодействует с ней, представляет собой подсистему более общего образования, какой служит экономическая система.

В истории известно несколько типов банковских систем различных стран:

двухуровневая банковская система (центральный банк и система коммерческих банков). Первый уровень образует центральный банк страны, который выполняет следующие функции: осуществляет эмиссию национальных денежных знаков, организует их обращения и изъятие из обращения, определяет стандарты и порядок ведения расчетов и платежей; проводит общий надзор за деятельностью кредитно-финансовых учреждений страны и контролирует исполнение банков­ского законодательства; управляет счетами правительства, осуществляет зарубеж­ные расчетные и кредитные операции; реализует государственную денежно-кредитную политику с помощью традиционных для центрального банка методов воз­действия на коммерческие банки. Это — проведение политики учетной ставки, операций на открытом рынке с государственны­ми ценными бумагами и регулирование норматива обязательных резервов коммерческих банков;

централизованная банковская система;

— уникальная децентрализованная банковская система — Федеральная резервная система США. Резервная система (в США) состоит в следующем. Центральный банк США — Федеральная резервная система (ФРС) — включает совет управ­ляющих (7 человек с 14-летним периодом полномочий) и 12 феде­ральных резервных банков в различных регионах страны. Зада­чей членов совета является контроль за деятельностью банков — членов ФРС и определение кардинальных направлений монетар­ной политики США

К качеству банковской системы предъявляются строгие критериальные требования. В роли таких требований выступают подтверждаемые мировой и отечественной практикой принципы формирования и функционирования здоровой и эф­фективной банковской системы.К их числу относятся:

принцип управляемости (развитие на основе прогнозирования, планирования и программирования); Формирование банковской системы должно происходить под контролем государства и самого банковского сообщества. Банковская система возникает как неотъемлемый элемент становления социально - ориентированной рыночной экономики. Правда, полная реализация этого принципа предполагает наличие разработанной концепции, программы и способов ее реализации в процессе развития банковской системы, учитывающей интересы всех элементов системы. Отсутствие четкого представления о формировании банковской системы порождает неизбежный риск для всех структурных звеньев системы.

принцип эволюционности (постепенность и основательность развития); принцип эволюционности развития, учет которого позволяет постепенно наращивать опыт и на этой основе совершенствовать имеющиеся структуры, превращать совокупность банков и кредитных учреждений в более развитую целостную банковскую систему.

принцип адекватности (адекватность реальному сектору экономики и адекват­ность элементов банковской системы друг другу, т.е. их совместимость, согласован­ность действий, взаимодополняемость, единство принципов и способов работы); Банковская система на каждом этапе своего развития должна отвечать требованиям реально существующей экономики и окружающей действительности, а также обеспечивать поддержания соответствия между собственными элементами.

Особые значения для банковской системы имеет совместимость применяемых технологий с банковскими системами других стран. Вследствие кризисного состояния экономики банки направляют свои капиталы не в реальное производство, а сосредотачивают почти все свои операции на денежном рынке или его отдельных сегментов. Что касается взаимоотношений между элементами банковской системы, то они не всегда носят корректный характер: многие кредитные учреждения (не банки), не имея лицензии, занимаются сбором денег с населения. По данным Федеральной комиссии по ценным бумагам в 1995 г. без лицензии деньги с населения собирали 780 финансовых компаний [2].

принцип функциональной полноты(наличие всех необходимых элементов си­стемы в нужных пропорциях); В качестве обязательного условиянормального функционирования и развития системы необходимо наличие всех элементов в требуемых количествах и пропорциях. Применительно к банковской системе можно утверждать, что она содержит элементы - это самые различные коммерческие банки (мелкие, средние, крупные), кредитные учреждения и вспомогательные организации.

Однако и этот принцип не проявился в достаточной мере: банки оченьне равномерно размещены по территории России. Особенно мало банков в отдаленных районах и сельской местности. Соотношение между крупными, средними и мелкими банками не является оптимальным и к тому же политика Центробанка ведет к изживанию малых банков, что объединяет формирующуюся банковскую систему.

принцип саморазвития (способность противостоять угрозам стабильности и способность совершенствоваться); Предполагает наличие у системы внутренних источников движения, механизмов, содержащихся в системе и обеспечивающих развитие. Банковская система должна обладать способностью совершенствоваться, реагировать на неблагоприятные факторы и предотвращать их за счет мобилизации своих ресурсов, соблюдать ответственность в отношениях как между звеньями самой банковской системы, включая центральный банк, так и другими субъектами экономики. Принцип саморазвития обеспечивается управляющим воздействием как непосредственных участников системы, так и внешних по отношению к ним органов.

Для полной реализации принципа саморазвития необходима глубокая разработка противокризисных механизмов, таких, например, как система страхования банковских депозитов, процедуры санации и ликвидации банков, более эффективные способы обеспечения возвратности кредитов.

принцип открытости (свобода входа и выхода из банковской системы, цивилизованные отношения между элементами системы, информационная прозрачность их действий);

принцип эффективности (включая эффективность для клиентов и для экономики страны в целом); Поскольку коммерческие банки, кредитные учреждения и вспомогательные организации являются организациями коммерческими, то им как системе должен быть присущ принцип эффективности. Функционирование системы должно прибыльным, рентабельным. Причем деятельность банковских учреждений должна быть прибыльной не только для самих банков, но и для клиентов и экономике в целом. Как показывает опыт, не все коммерческие банки работают с прибылью, некоторые не имеют четкой стратегии, резервных и страховых фондов, не заботятсяо повышении квалификации сотрудников, вследствие чего несут немалые убытки.

принцип адекватного правового сопровождения. Его практическая реализация означает необходимую адекватность принимаемых законов, нормативных актов в банковской сфере реальным процессам в экономике с точки зрения своевременности разработки и принятия банковского законодательства, а также полноты охвата им реальных процессов. Этот принцип реализуется с существенными недостатками, поскольку наблюдается значительное отставания законодательной базы от практической банковской деятельности.

Таким образом, действующая в стране банковская система формально отвечает всем требованиям, предъявляемым клюбойорганичной системы, а именно: она содержит все нужные элементы в необходимых пропорциях; осуществляет взаимодействие между элементами, то есть каждый элемент выполняет свою особую функцию, вследствие чего реализуются все функции системы; отдельные элементы системы определяют, ограничивают и дополняют друг друга; входят в другую большую систему, где взаимодействуют с ее элементами.

Кредитно - банковская система России в своей основе формально копирует современную структуру кредитно - банковских систем экономики развитых, в частности, европейских стран.

Свойства и признаки, характеризующие банковскую систему.

Включает элементы, подчиненные определенному единству, отвечающие единым целям;

• Имеет специфические свойства;

• Способна к взаимозаменяемости элементов;

• Является динамической системой;

• Выступает как система «закрытого» типа;

• Обладает характером саморегулирующейся системы;

• Является управляемой системой.

1. Банковская система, прежде всего,не является случайным многообразием, случайной совокупностью элементов. В нее нельзя механически включать субъекты, также действующие на рынке,ноподчиненные другим целям. К примеру, на рынке функционируют торговая система, систематрансторта и связи, исполнительной и законодательной власти, правоохранительных органов и т.п. Каждая из данных и других систем имеет свое особое назначение. Они соприкасаются друг с другом, но имеют разные задачи. В банковскую систему нельзя включать производственные, сельскохозяйственные единицы, занятые другим родом деятельности.

2. Банковская система специфична, она выражает свойства, характерные для нее самой, в отличие от других систем, функционирующих в народном хозяйстве. Специфика банковской системы определяется ее составными элементами и отношениями, складывающимися между ними. Когда рассматривается банковская система, то прежде всего имеется в виду, что она в качестве составного элемента включает банки, которые как денежно-кредитные институты дают «окраску» банковской системе. Вместе с тем это не следует понимать так, что сущность банковской системы есть сложение сущностей ее элементов. Сущность банковской системы - это не арифметическое действие, а проникновение в новую более широкую сущность, охватывающую сущность не только отдельных элементов, но и их взаимосвязь. Сущность банковской системы обращена не только к сущности частных, составляющих элементов, но и к их взаимодействию.

3. Банковскую систему можно представить как целое, как многообразие частей, подчиненных единому целому. Это означает, что ее отдельные части (различные банки) связаны таким образом, что могут при необходимости заменить одна другую. В случае, если ликвидируется один банк, вся система не становится недееспособной - появляется другой банк, который может выполнять банковские операции и услуги. В банковскую систему при этом могут влиться новые части, восполняющие специфику целого. Теоретически можно предположить, что даже в том случае, если в банковской системе исчезают первые ярусы - центральный банк, вся система не разрушается, какое-то время другие банки способны в пределах выпущенной массы платежных средств совершать расчеты, выдавать кредиты, проводить другие банковские и небанковские операции. В истории некоторых стран были примеры, когда эмиссионные операции поручались не только центральному банку, но и новым, коммерческим банкам.

4. Банковская система не находится в статическом состоянии, напротив, она постоянно в динамике. Здесь выделяются два момента.

Во-первых, банковская система как целое все время находитсяв движении, она дополняется новыми компонентами, а также совершенствуется. Например, еще недавнов России не быломуниципальных банков, сейчас они созданыв ряде крупных экономических центрах. Существенное место занимали маленькие банки (с капиталом до 100 млн. руб.), постепенно их число сокращается, достигнув к 1 сентября 1998 г. 0,5% общей численности кредитных учреждений. С выходом нового банковского законодательства банковская система приобрела более совершенную законодательную базу.

Во-вторых, внутри банковской системы постоянно возникают новые связи. Взаимодействие образуется как между центральным банком и коммерческими банками, так и между ними. Банки участвуют на рынке межбанковских кредитов, предлагают для продажи «длинные» и «короткие» деньги, покупая денежные ресурсы друг у друга. Банки могут оказывать друг другу иные услуги, к примеру, участвовать в совместных проектах по финансировании предприятий, образовывать объединения и союзы.

5. Банковская система является системой «закрытого» типа. В полном смысле ее нельзя назвать закрытой, поскольку она взаимодействует с внешней средой, с другимисистемами. Крометого, система пополняется новыми элементами, соответствующими ее свойствам. Тем не менее она «закрыта», так как, несмотря на обмен информацией между банками и издания центральнымибанками специальных статических сборников, информационных справочников, бюллетеней, существует банковская «тайна». По закону банки не имеют права давать информацию об остатках денежных средств на счетах,об их движении.

6. Банковская система — «самоорганизующаяся», поскольку изменение экономической конъюнктуры,политической ситуации неизбежно приводит к «автоматическому» изменению политики банка. В период экономических кризисов и политической нестабильности банковская система сокращает долгосрочные инвестиции в производство, уменьшает сроки кредитования, увеличивает доходы преимущественно не за счет основной, а побочной деятельности. Напротив, в условиях экономической и политической стабильности и, следовательно, сокращения риска банки активизируют свою деятельность как по обслуживанию основной производственной деятельности предприятия, так и долгосрочному кредитования хозяйства, получают доходы преимущественно за счет своих традиционных процентных поступлений. Банки, не принявшие мера, учитывающие меняющиеся события, неизбежно оказываются в трудном экономическом положении, теряют клиентов, несут убытки, в конечном счете перестают существовать.

7. Банковская система выступает как управляемаясистема.Центральный банк, поводя независимую денежно — кредитную политику, в различных формах подотчетен лишь парламенту либо исполнительной власти. Деловые банки, будучи юридическими лицами, функционируют на база общего и специального банковского законодательства, их деятельность регулируется экономическими нормативами, устанавливаемыми центральным банком, который осуществляет контроль за деятельностью кредитных институтов (в ряде стран функции надзора за деятельностью коммерческих банков возложены на другие специальные государственные органы).

Банковская система выполняет две основные функции:

— обеспечение экономики необходимым количеством денежных средств;

— трансформация сбережений населения в инвестиции.

ДМ 18\концепция реформир банк системы россии.pdf

В рыночной экономике банковская система чаще всего бывает двух или трехуровневой. Верхний уровень занимает Центральный банк. Он осуществляет регулирование деятельности коммерческих банков и, в некоторых странах, спе­циализированных кредитно-финансовых учреждений, т.е. сберегатель­ных учреждений, страховых компаний, пенсионных фондов, инвести­ционных компаний. Данное регулирование осуществляется в целях обеспечения нормального денежного обращения как важнейшего усло­вия устойчивых темпов роста экономики.

Основные функции Централь­ного банка:

• денежная эмиссия; ДМ 18\три спос эмисси денег.jpg

• контроль за денежным обращением в стране;

• контроль за деятельностью коммерческих банков и помощь в их работе.

На данной схеме в общем виде представлен баланс Центрального Банка

 

КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ- крупные не­государственные кредитные учреждения, осуществляющие универсальные банков­ские операции для предприятий, органи­заций, граждан (расчетные, платежные операции, привлечение вкладов, предо­ставление ссуд, а также операции на рын­ке ценных бумаг и посреднические опера­ции). Денежные средства для проведения операций такие банки формируют глав­ным образом за счет сбережений, привле­ченных в виде вкладов, межбанковских кредитов, выпуска собственных акций и облигаций. Коммерческие банки, занимают нижний уровень в рассматривае­мой двухуровневой банковской системе.

Основными функциями коммерческих банков считаются при­влечение вкладов (депозитов) и предоставление кредитов. По­средством этих операций коммерческие банки могут создавать деньги, т.е. расширять денежное предложение, что отличает их от других финансовых учреждений. Банки занимаются также куплей и продажей ценных бумаг.

ДМ 18\функц банк системы в усл макроэк нестабильности

 

3.Денежно-кредитная политика : цели, виды и инструменты.

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокуп­ность мер экономического регулирования денежного обращения и кре­дита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы. Она проводится Центральным банком, который регулирует денежную эмис­сию, облегчает или затрудняет выдачу коммерческим банкам кредитов. Тем самым Центральный банк воздействует на частную инвестиционную активность, динамику потребительского спроса и уровень цен.

Объектамиденежно-кредитной политики являются спрос и предложение на денежном рынке. Субъектами денежнокредитной политики выступают, прежде всего, ЦБ в соответствии с присущими ему функ­циями проводника денежно-кредитной политики государства и коммерческие банки.

В зависимости от причин, вызвавших изменение спроса на деньги, могут меняться цели денежно-кредитной политики. Это жесткая или гибкая денежно-кредитная политика либо выбор такого варианта монетарной по­литики, при котором допускается свободное колебание массы де­нег в обращении и процентной ставки. Приведем несколько вари­антов.

1. Сдвиг в спросе на деньги вызван циклическими изменени­ями, и он нежелателен. С помощью денежно-кредитной политики можно «сгладить» эти изменения. В случае циклического «пере­грева» экономики допускается повышение процентных ставок. Следствием роста нормы процента будет снижение деловой актив­ности. И наоборот, в случае циклического спада следует добиться снижения нормы процента и тем самым — повышения деловой активности в результате увеличения инвестиционного спроса.

2. Сдвиг в спросе на деньги вызван исключительно ростом цен. В таком случае любое увеличение денежного предложения будет «раскручивать» инфляционную спираль. Целью денежно-кредитной политики будет поддержание денежной массы, нахо­дящейся в обращении, на определенном, фиксированном уровне. Графически денежное предложение при этом будет отображаться вертикальной прямой.

3. Рассматривая денежный рынок, мы до сих пор предполага­ли, что скорость обращения денег постоянна. Но она ведь меняет­ся под воздействием, например, перемен в организации денежно­го обращения в стране, что сказывается и на норме процента, и на объеме производства, и на ценах (вспомним здесь уравнение обме­на И. Фишера). Если Центральный банк ставит задачу нейтрали­зовать воздействие изменения скорости обращения денег на наци­ональную экономику, он придерживается гибкой денежно-кре­дитной политики: масса денег в обращении должна возрастать (или уменьшаться) в такой же пропорции, в какой уменьшается (или возрастает) скорость обращения денег. Графическим отобра­жением денежного предложения в таком случае будет горизон­тальная прямая.

В рамках денежно-кредитной политики применяются методы прямого и косвен­ного регулирования денежно-кредитной сферы. Прямые методы имеют характер административных мер в форме различ­ных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля централь­ного банка за ценой или максимальным объемом депозитов и кре­дитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятно­го» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж.

Косвенные методырегулирования денежно-кредитной сфе­ры воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъ­ектов с помощью рыночных механизмов. Естественно, что эффек­тивность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, исполь­зуются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

Помимо деления методов денежно-кре­дитного регулирования на прямые и кос­венные различают также общие и селек­тивные методы осуществления денеж­но-кредитной политики центральных банков. Общие методыявляются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом. Селективные методырегулируют конкретные виды кредита и имеют в основном директивный характер. Их назначение связа­но с решением частных задач, таких, например, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи от­дельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях от­дельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные ме­тоды, центральный банк сохраняет за собой функции централизо­ванного перераспределения кредитных ресурсов. Подобные функ­ции несвойственны центральным банкам стран с рыночной эконо­микой. Применение в практике центральных банков селектив­ных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

 

К основным инструментам денежно-кредитной политики относят­ся операции на открытом рынке, изменение учетной ставки (дисконт­ная политика), изменение нормы обязательных резервов.

В целом, использование денежно-кредитных рычагов происходит по сле­дующей схеме:

Наиболее активно используются операции на открытом рынке, ко­торые проводит Центральный банк с государственными ценными бу­магами. Так, для недопущения наметившегося перегрева экономики необходимо уменьшение (сжатие) денежной массы. Центральный банк продает правительственные облигации населению и коммерческим бан­кам под заманчивый процент. Данные операции Центральный банк часто проводит в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). Про­дажа ценных бумаг в этом случае предполагает обязательство Централь­ного банка выкупить их по более высокой цене через определенный срок. Разница между ценой выкупа и ценой продажи служит процентом за предоставление денежных средств.

В результате проведения операций на открытом рынке часть денег изымается из обращения, кредитные ресурсы банков сужаются. Проис­ходит мультипликативное сокращение объема кредитных денег, а зна­чит, и циркулирующей денежной массы. Процентная ставка при этом возрастает, а деловая инвестиционная активность снижается. Указанный механизм работает и в обратном направлении.

В усло­виях надвигающегося спада правительство скупает ценные бумаги че­рез Центральный банк. Увеличиваются избыточные резервы коммер­ческих банков, следовательно, возрастают их кредитные ресурсы. Происходит мультипликативное увеличение кредитных денег в эконо­мике, а значит, расширение объема денежной массы. Следствием роста предложения денег оказывается снижение процентной ставки и рост частной инвестиционной активности.

Как и у других методов кредитной политики, у рассматриваемого есть все же недо­статки, к ним, в частности, относятся ограни­ченные временные рамки. Время действия тут определено сроком, на который были выпуще­ны ценные бумаги. Связь здесь прямая: чем длиннее срок действия ценных бумаг, тем продолжительнее период использования дан­ного инструмента кредитной политики. Другим фактором, снижающим эффект от использова­ния операций на открытом рынке, сужающим возможности рестриктивной (сдерживаю­щей) политики, является ограниченность ресурсов ценных бумаг центрального банка. Ведь проводить эту политику можно лишь до того времени, пока в портфеле центрального банка имеется достаточный запас ценных бумаг.

На практике этот недостаток устраняется (смягчается) обычно двумя способами: либо государство предоставляет центральному бан­ку дополнительные ресурсы ценных бумаг, либо дает ему право выпускать их самостоя­тельно.

Центральный банк манипулирует также учетной ставкой, опреде­ляющей величину платы за ссуды, которые Центральный банк предос­тавляет коммерческим банкам. Он может понизить учетную ставку, ожидая повышения заинтересованности в получении ссуд со стороны коммерческих банков, увеличения их активности в предоставлении кре­дитов и в конечном счете — увеличения денежного предложения в эко­номике. Следствием будет снижение процентной ставки по кредитам коммерческих банков, сопровождающееся ростом инвестиционной ак­тивности в стране.

Если Центральный банк повышает учетную ставку, то возможности получения коммерческими банками у него кредита снижаются. В резуль­тате сокращаются возможности коммерческих банков по предоставле­нию кредитов, созданию кредитных денег. Происходит относительное сокращение денежной массы, предложения денег. Ставка процента при этом должна повыситься, а инвестиционная активность — снизиться.

Для увеличения избыточных резервов коммерческих банков им вы­даются краткосрочные ссуды, тогда как в целях преодоления сложного финансового положения Центральный банк предоставляетим средне­срочные и долгосрочные кредиты. Как правило, учетная ставка Цент­рального банка ниже процентной ставки межбанковского кредита, но предоставление кредитов Центральным банком может сопровождать­ся административными ограничениями.

Результативность рассматриваемого ме­тода зависит от многих факторов, в первую очередь от финансового состояния коммерче­ских банков, наличия у них свободных ликвид­ных ресурсов. Именно это обстоятельство оп­ределяет частоту их обращений к центральному банку за кредитами и величину испрашивае­мых взаймы средств. Естественно, чем солид­нее банк, тем реже он обращается за кредитами к центральному банку, тем менее он, следова­тельно, от последнего зависит.

Однако следует иметь в виду, что роль учетной политики функцией, речь о которой шла выше, не ограничивается. Если манипули­рование официальной учетной ставкой не дает должного эффекта, это еще не означает, что применение метода потеряло смысл. Во-пер­вых, учетная политика (проводимые в ее рам­ках меры) усиливает эффект других регули­рующих воздействий центрального банка на денежно-кредитную сферу, в частности на опе­рации, проходящие на открытом рынке, и на нормы обязательных резервов. Во-вторых, учетная политика центрального банка является для других субъектов экономики индикатором действий правительства в области денежно-кредитных отношений. Если, например, офи­циальная учетная ставка устойчиво растет, то банки вправе предположить: правительство намерено свертывать деловую активность. И, наоборот, снижение ее свидетельствует о стремлении правительства стимулировать развитие экономических процессов.

Учетная политика центрального банка может дополняться другими методами. Напри­мер, центральный банк вправе изменить сос­тав ценных бумаг, которые используются в учетных и ломбардных операциях.

Ссуды Центрального банка увеличивают кредитные ресурсы бан­ковской системы в целом, что создает условия для мультипликативно­го увеличения денежной массы в экономике, тогда как межбанковский кредит обеспечивает только перераспределение имеющихся резервов в рамках банковской системы.

Вместе с тем ссуды Центрального банка составляют относительно небольшую часть используемых коммерческими банками средств. Учет­ная ставка Центрального банка в большей мере служит барометром проводимой денежно-кредитной политики. Снижение учетной ставки означает начало проведения экспансионистской политики и влечет за собой снижение процентных ставок по межбанковскому кредиту, а в дальнейшем — и для небанковского сектора.

Реже в качестве инструмента денежно-кредитной политики исполь­зуется изменение нормы обязательных резервов. Повышение данной нор­мы снижает избыточные резервы, а тем самым возможности коммер­ческих банков создавать кредитные деньги. Снижение нормы имеет обратный эффект. В первом случае процентная ставка повысится, а во втором — снизится. Инвестиционная активность, напротив, уменьша­ется в первом случае и увеличивается — во втором, что неизбежно ска­жется на темпах роста экономики.

Практика банковской деятельности, сложив­шаяся в конце XIX—начале XX в., показала, что операции в сфере кредитных отношений тре­буют определенного страхования. Нередко складывались ситуации, когда банки, чрез­мерно увлекаясь кредитной экспансией, попа­дали в тяжелое положение. Дело в том, что да­же при незначительной негативной информа­ции о проблемах ликвидности у того или иного банка вкладчики одновременно и в массовом порядке предъявляли банкам требования о возврате своих вкладов. Крах одного банка неизбежно сказывался на других банках, в час­тности и на тех, кто работал хорошо, т.е. они несли ущерб в связи с денежной взаимосвя­занностью внутри банковской системы. Таким образом, у правительств разных стран появил­ся повод к изданию законов о защите интере­сов вкладчиков. Так родилась и практически реализовалась идея о создании системы мини­мальных резервов. Последняя представляет собой определенные денежные суммы, кото­рые коммерческим банкам предписывается держать на счетах центрального банка. Суммы эти необходимы для гарантированного выпол­нения коммерческими банками своих обяза­тельств перед вкладчиками. Впервые такой порядок был введен в США в 1933 г.

Суммы, представляющие собой обяза­тельные минимальные резервы коммерческих банков, хранятся в центральном банке в форме бессрочных вкладов. Эти средства должны га­рантировать работу банков в течение опреде­ленного периода (как правило, месяца). Если коммерческий банк не выполняет данного тре­бования, ему приходится выплачивать штраф­ные проценты.

Норма обязательного резерва рассчиты­вается как отношение суммы предписанного вложения коммерческого банка в центральном банке к срочным обязательствам этого банка. Например, норма резервов составляет 20%. Это значит, что коммерческий банк, имеющий срочные обязательства на сумму 1 млн. марок, должен располагать в центральном банке резервом в сумме 200 тыс. марок. Если в сле­дующем месяце срочные обязательства повы­сятся до 2 млн. марок, то коммерческий банк должен увеличить свой резерв до 400 тыс. марок.

Каков же механизм действия политики минимальных резервов? Он достаточно прост: установление определенного минимального уровня обязательного резерва и необходи­мость держать его в центральном банке ставит коммерческие банки в определенную зависи­мость от него. Центральный банк, повышая ве­личину обязательного резерва, сдерживает де­ловую активность коммерческих банков, пони­жая — стимулирует.

Характеризуя этот инструмент кредитной политики государства, следует подчеркнуть, что он является относительно «грубым» спосо­бом вмешательства в экономические процес­сы. И если он применяется как единственный, в экономике создается определенная напря­женность. Поэтому обычно он используется в сочетании с другими мерами кредитного регу­лирования, в частности с учетной и ломбард­ной политикой.

Указанные меры денежно-кредитной политики позволяют осуще­ствлять эффективное антициклическое регулирование в странах с ры­ночной экономикой. Правительство проводит жесткую денежно-кре­дитную политику, поддерживая на определенном уровне объем денежной массы (рис.б), либо гибкую денежно-кредитную политику, удерживая на некотором заданном уровне ставку процента (рис.в). Так, Центральный банк в качестве тактической цели ставит перед со­бой задачу удержания ставки процента на неизменном уровне, допус­кая рост денежной массы путем покупки на открытом рынке ценных бумаг и увеличивая тем самым кредитные ресурсы коммерческих бан­ков. Графически это отображено на рисунке.

О М1 М2 М

а) б) в)

а) изменение спроса при горизонтальной кривой предложения

б) относительно жесткая денежно-кредитная политика

в) относительно гибкая денежно-кредитная политика

Центральный банк не может одновременно зафиксировать и денеж­ную массу, и ставку процента. Чаще всего ему приходится прибегать к промежуточным вариантам относительно более жесткой (рис. б) или же относительно более гибкой денежно-кредитной политики (рис. в). Угол наклона кривой MS отражает большую степень влияния измене­ния спроса на деньги на денежную массу (рис. в) либо на ставку про­цента (рис. б).

Выбор конкретного варианта денежно-кредитной политики зави­сит от того, какие факторы повлияли на изменение спроса на деньги, и в целом от текущей экономической ситуации.

Под первой понимается увеличение их предложения для стимулирования расходов. Конкретнее говоря, национальный банк предпримет следующие действия (в определенной их комбинации): а)покупка государственных облигации у коммерческих банков, нефинансовых фирм и населения на открытом рынке, веду­щая к росту резервов и способности коммерческих банков к кредитованию; б)понижение резер­вной нормы, обусловливающее уменьшение обязательных и увеличение избыточных резервов коммерческих банков; в) уменьшение учетном ставки, что служит фактором поощрения банков к получению ссуд.

Подобный набор решений и действии Центробанка делает кредит дешевым и легкодоступ­ным, способствует росту предложения денег, а значит, увеличивает объем совокупных расходов. Политика дешевых денег «сбивает» реальную ставку процента ниже уровня, поднимает инвестиции и повышает экономическую активность до величины.

Под второй понимается сжатие их предложения и тем самым — к сокращение совокупных расходов. В этой ситуации Центробанк предпринимает противоположную по отношению к политике дешевых денег комбинацию действий. Они включают: а) продажу государственных облигаций коммерческим банкам, нефинансовым фирмам и населению на открытом рынке, что ведет к сокращению резервов и способности коммерческих банков к кредитованию; б) повышение резервной нормы, ведущее к росту обязательных и сокращению избыточных резервов у коммерческих банков; в) поднятие учетной ставки, подавляющее у этих банков стимулы к получению ссуд.

Реализация этого набора решений национального банка превращает кредит в дорогой и труднодоступный, сокращает предложение денег, соответственно — объем совокупных расхо­дов. Политика дорогих денег поднимает реальную ставку процента, сокращает инвестиции и способствует падению экономической активности до отметки.

Эффективность политики дешевых и дорогих денег зависит от формы кривых спроса на деньги и инвестиции. Чем более крутой является кривая спроса на деньги, тем более значительно воздействие изменения их предложения на равновесную норму процента. Напротив, изменение последней тем сильнее повлияет на объем инвестиций (а через него — на уровень экономичес­кой активности), чем более полога кривая спроса на инвестиции.

В развитых странах до середины 70-х годов особое внимание уделя­лось поддержанию стабильности ставки процента в целях предотвра­щения колебаний инвестиционного спроса, что вполне соответствова­ло целям антициклической политики. Поэтому проводилась относительно гибкая денежно-кредитная политика.

В середине 70-х годов разразился энергетический кризис, подтолкнувший развитие инфляционных процессов в развитых странах. В этих условиях центральные банки западноевропейских стран и ФРС США поставили во главу угла стабилизацию денежной массы при допуще­нии колебания процентной ставки. Денежно-кредитная политика была существенно ужесточена. В 80-х, а также в 90-х годах проводилась бо­лее гибкая денежно-кредитная политика в соответствии с текущей эко­номической конъюнктурой.

Таким образом, из вышеизложенного вытекает, что в механизме действия денежно-кредитной политики можно выделить пять последо­вательно связанных рычагов:

• приведение в действие инструментов денежно-кредитной поли­тики (операций на открытом рынке, дисконтирование, изменения нор­мы обязательных резервов);

• увеличение или сжатие объема денежной массы;

• движение ставки процента на денежном рынке;

• динамика совокупного спроса, связанная, в частности, с активи­зацией или ослаблением инвестиционной деятельности в экономике;

• изменение совокупного предложения как реакция на изменение совокупного спроса.

Каждый из указанных элементов запускается предыдущим и в свою очередь приводит в действие последующий рычаг. Поэтому сбой в ра­боте любого рычага ослабляет результативность проведения денежно-кредитной политики. Так, слабая реакция инвесторов на заметное сни­жение процентной ставки, вызванной, в свою очередь, существенным расширением объема денежной массы, не вызовет адекватного расши­рения совокупного спроса, а в конечном итоге и совокупного предло­жения, на что было направлено действие денежно-кредитной политики в целом. При этом может наблюдаться усиление инфляционных про­цессов. Данная ситуация может быть связана с нестабильной полити­ческой ситуацией в стране, подавляющей инвестиционную активность.

Нами охарактеризован в целом механизм действия денежно-кредит­ной политики с его основными мотивами, базовыми функциональны­ми зависимостями и наиболее действенными рычагами. Вместе с тем следует учитывать сложность и многоплановость воздействия денеж­но-кредитной политики на экономику, неоднозначность последствий тех или иных мер.

Так, следует учитывать реальную опасность попадания экономики в так называемую"ликвидную ловушку" в том случае, если государство зло­употребляет расширением денежной массы в целях стимулирования инвестиционной активности в экономике. Действительно, при прочих равных условиях увеличение предложения денег ведет к снижению про­центной ставки и повышению спроса на заемный капитал.

Вместе с тем процентная ставка может снижаться только до некото­рого минимального уровня, которому соответствует определенный объем денежной массы. Если государство будет продолжать наращи­вать объем денежной массы, то дальнейшего снижения ставки процен­та не последует, а значит, и повышения инвестиционной активности не произойдет.

Данная мера приведет к переполнению каналов денежного обра­щения не обеспеченными товарами денег и повышению темпов инф­ляции. Возникнет ситуация нарушения взаимодействия денежного и товарного рынков, т.е. серьезный дисбаланс в экономике. Собствен­ными механизмами

Таким образом, можно сделать следующие выводы по поводу меха­низмов денежно-кредитного регулирования рыночной экономики.

1. Посредством регулирования денежного рынка государство осу­ществляет воздействие на инвестиционную активность в экономике. Важнейшим регулятором денежного рынка является процентная став­ка. Ее свободное колебание служит необходимым условием эффектив­ного функционирования денежного рынка и рыночного механизма на­циональной экономики в целом. Так, расширение денежной массы в коротком периоде снижает ставку процента. Удешевление кредита ве­дет к повышению инвестиционной активности, росту национального дохода. Последний, в свою очередь, увеличивает спрос на деньги, про­центная ставка увеличивается. Ставка процента колеблется, стремясь к равновесному уровню.

2. Если непосредственной целью денежно-кредитной политики в коротком периоде является регулирование процентной ставки, то дол­госрочная денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабиль­ность темпов роста экономики и ее антиинфляционное регулирование. При реализации краткосрочной денежно-кредитной политики недопу­стимо попадание экономики в ликвидную ловушку. Тактические меры должны проводиться в рамках долгосрочной денежной стратегии.

 

Для непосредственного регу­лирования массы денег в обращении он использует различные де­нежные агрегаты, уменьшая или увеличивая их объем, меняя структуру денежных агрегатов в общей массе денег в денежном обороте. Денежный оборот регулируется Центральным банком и в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кре­дитной экспансии или кредитной рестрикции. Кредитная экспан­сия Центрального банка пополняет ресурсы коммерческих бан­ков, которые в результате выдаваемых кредитов увеличивают об­щую массу денег в обороте. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кре­дитов и тем самым — по насыщению экономики денежными ре­сурсами. Кроме того, чрезвычайно важное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики имеет и стабиль­ность банковской системы. Банковская система любой страны яв­ляется необходимой составляющей ее экономики. В рамках де­нежно-кредитных отношений банки обеспечивают непрерыв­ность функционирования сфер производства и потребления. Банковская система служит тем каналом, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономике. Поэтому более подробно остановимся на структуре банковской си­стемы и ее особенностях в России.