Виды конфликтов.
По составу конфликтующих сторон:
¾ внутриличностный, который характеризуется борьбой примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности;
¾ межличностный, характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели;
межгрупповой, отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают уже социальные группировка, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления. Заметим, что межличностный и межгрупповой конфликты часто протекают и как внутриличностный, однако острота переживаний при этом обычно бывает ослабленной.
Функции конфликтов:
¾ стабилизирующая (укрепляются взаимоотношения, более ясно осознаются нормы и ценности совместной жизни и деятельности).
¾ активизирующая (взаимодействие становится более динамичным, что сказывается на темпах социально-экономического развития как в обществе, так и в пределах отдельно взятой организации).
¾ сигнализирующая (выявляются факторы неудовлетворенности существующим положением вещей).
¾ эмоционального отреагирования (открытое выражение своих мыслей и чувств позволяет людям получить эмоциональное облегчение).
¾ инновационная (конфликт - это средство содействия творческой инициативе).
¾ профилактическая (своевременный конфликт предотвращает
¾ разрушительное поведение).
Стратегии конфликтного поведения.
· Рациональное убеждение - использование фактов и логики для подтверждения своей позиции и убеждения оппонента.
· Давление - требование, приказы, угрозы.
· Апелляция к власти, санкции - использование взысканий и вознаграждений.
· Дружелюбное обращение, заискивание - создание у оппонента представления о наличие у него привлекательных качеств
· Коалиционная - просьба о поддержке, союзе.
· Заключение сделок - взаимный обмен благими обещаниями.
· Введение оппонента в состояние волнения, некоторой спутанности, управление его вниманием, создание эффекта неожиданности.
· Неотменяемые обязательства - одна из сторон осуществляет определенное действие до тех пор, пока ее условия не будут приняты.
· Соперничество - навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения.
· Кооперирование - поиск решения, устраивающего все стороны.
· Уступки- понижение своих стремлений в результате чего исход конфликта становится менее приятным, чем хотелось бы.
· Избегание - уход из ситуации конфликта ( физический или психологический).
· Бездействие - нахождение в ситуации конфликта, но без всяких действий по его разрешению.
22.Психология больших социальных групп
Классификация больших групп.
В основу детальной классификации больших социальных групп принимаются разные признаки.
По времени существования разделяются длительно существующие (устойчивые) большие группы (классы, нации) и коротко существующие - аудитории, толпа, публика.
По характеру организованности - организованные группы (партии, союзы). Ряд больших групп возникает стихийно (толпа), другие организуются сознательно(партии, ассоциации).
Условные (половозрастные и профессиональные, национальные) и реальные группы - контактные (взаимодействий вступает тоже как существенный признак). К реальным, большим группам с короткими, но тесными контактами относятся митинги, собрания.
Большие группы могут быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяется внутренними установлениями групп.
Общие признаки большой социальной группы :
1. Существуют специфические регуляторы социального поведения – нравы, обычаи, традиции, образ жизни.
2. Существует специфический язык ( национальный или жаргон).
Структура психологии больших социальных групп включает :
1.Психический склад (нравы, обычаи, традиции, вкусы).
Эмоциональную сферу – потребности, интересы, настроения.
Стихийные группы - это кратковременные объединения большого числа лиц с различными интересами, но собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Разновидности – толпа, масса, публика.
Типичные жизненные ситуации, в которых легко образуются многочисленные скопления людей (толпы):
- стихийные бедствия (землетрясения, крупные наводнения, пожары),
- общественный транспорт и транспортные узлы (вокзалы, метро и т. д.),
- массовые зрелища (спортивные матчи, эстрадные концерты и т. п.),
- политические акции (митинги, демонстрации, политические выборы, забастовки и другие акции протеста),
- места массовых празднований и отдыха (стадионы, площади и улицы городов, помещения и площадки для крупных дискотек и т.д.) и др.
Основные признаки толпы.
Толпа -такое скопление людей, которое соответствует следующим признакам:
Ø многочисленность — как правило, это большая группа людей;
Ø высокая контактность;
Ø эмоциональная возбужденность
Ø неорганизованность (эти группы чаще всего образуются стихийно, изначально имеют слабую организованность, а при наличии организации могут легко терять ее;
Ø неустойчивость цели —общая для всех цель в этих группах, как правило, отсутствует или, при ее наличии слабо осознается большинством людей;
Виды толп.
Спасающиесятолпы поддаются некоторой организации. Люди сохраняют остаточную способность к произвольной регуляции своего поведения, что позволяет им быть более адекватными окружающей обстановке, а их поведение сохраняет элементы предсказуемости.
Панические толпы отличаются от спасающихся более высокой степенью угрозы для людей, в них нет никакой организации; поведение людей походит на механические, автоматически совершаемые действия, они характеризуются так называемым суженным сознанием, когда люди многое из окружающего не воспринимают и могут неадекватно себя вести.
Особым и довольно редко встречающимся видом толпы является стяжательская(мародерская) — это скопление чрезвычайно активно действующих и нацеленных на грабеж людей.
Толпы также могут быть демонстрирующими, т. е. выражающими свое отношение к каким-либо социальным событиям, действиям властей или в целом к условиям жизни.
Психологические особенности поведения человека в толпе.Поведение человека в толпе характеризуется следующими признаками:
· Снижение самоконтроля. У человека усиливается зависимость от толпы, он неосознанно подчиняется внешнему влиянию большой группы людей.
· Деиндивидуализация поведения людей в толпе: они постепенно утрачивают индивидуальность своего поведения, как бы уравниваясь.
· Некритичностьмышления и легкая переключаемость внимания.Толпа в целом проявляет сниженные интеллектуальные качества по сравнению с составляющими ее индивидами, взятыми вне толпы.
· Характерные особенности переработки информации. Человек в толпе легко воспринимает разнообразную информацию, быстро перерабатывает ее и распространяет, при этом совершенно непроизвольно искажая, трансформируя воспринятую информацию, то есть порождая слухи.
· Повышенная внушаемость. Человек в толпе легко может поверить в необычную информацию, заведомо невыполнимые обещания (например, политиков на выборах), следовать невероятным и нередко даже абсурдным призывам, лозунгам и т. п.
· Повышенная физическая, психофизиологическая и психическая активация. В толпе, особенно в активной, происходит мобилизация всех ресурсов индивида, поэтому в толпе человек может проявить такие физические и психологические качества, которые становятся ему недоступными вне толпы, например: поднять что-то тяжелое, сломать прочное, быстро бежать, высоко прыгнуть и т. п.
· Нетипичность, необычность поведения. По сравнению с привычными, каждодневными условиями человек часто проявляет неожиданные даже для него самого формы поведения (часто он потом не может поверить, что то-то и то-то было совершено им).
Массовые явления в больших диффузных группах.
Большая диффузная группа— это многочисленная, но нечетко определенная по составу, высокодинамичная и низкоинтегрированная совокупность людей, лишь локально и опосредствованно связанных друг с другом.
Примерами большой диффузной группы являются жители того или иного поселения (поселка, района города, города в целом и т. п.), постоянные зрители каких-то кон диффузной группы являются жители того или иного поселения (поселка, района города, города в целом и т. п.), постоянные зрители каких-то конкретных теле- или радиопередач (например, зрители телеигры «Поле чудес»), постоянные читатели периодических изданий, спортивные болельщики конкретной команды и т.д.
Паника - стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха.
Наиболее важными характеристиками паники являются следующие:
Ø Возникает в группах большой численности;
Ø вызывается чувством бесконтрольного (неуправляемого) страха, основанного на реальной или мнимой угрозе;
Ø стихийно возникающее, неорганизованное состояние и поведение людей;
Ø для людей в паническом состоянии характерна так называемая поведенческая неопределенность