Административная теория организации и ее характеристика
Административная теория организации в отличие от создателей школы научного управления рассматривала управление в более широком смысле – применительно к работе всей организации. Если Тейлор предлагал устанавливать рациональное управление организациями «снизу», то Файоль – «сверху». Файоль неоднократно подчеркивал, что никакого противоречия между его теорией и теорией Тейлора нет, просто они рассматривают разные уровни организации производства: Тейлор – цеховое управление, а он – высшее административное. По Генри Файолю организация рассматривается как обезличенный механизм, построенный на основе формализованных связей, статусов, целей в виде многоуровневой административной иерархии. Он рассматривал искусство управления как выбор соответствующих принципов, применимых в данной ситуации. К ним относятся: структурные принципы, принципы процесса и принципы конечного результата.
Структурные принципы лежат в основе создания системы взаимосвязанных задач, прав и ответственности. Они включают:
разделение труда – естественный способ произвести больше продукции с лучшими качественными характеристиками, прилагая те же усилия;
единство цели и руководства – виды работ, которые появляются в результате разделения труда, должны быть скоординированы и направлены к единой цели. Данный принцип объясняет необходимость назначения руководителя для координации взаимозависимой деятельности;
соотношение централизации и децентрализации – для каждой организации существует оптимальный баланс межу централизацией и децентрализацией, этот баланс нельзя определить без учета способностей руководителя;
власть и ответственность – должна существовать связь между ответственностью руководителя и той властью, которой он наделен. Желательная связь состоит в равенстве этих двух факторов;
цепь команд. Естественный результат применения предыдущих принципов – создание соподчиненной цепи руководителей от высших звеньев управления до низших уровней. Цепь – это путь для вертикальных связей в организации. Соответственно все связи от низшего уровня должны пройти через каждого руководителя в цепи команд. А связи, идущие сверху, должны пройти через каждую подчиненную единицу, прежде чем они достигнут требуемого уровня. В то же время необходимо учитывать возможность существования горизонтальных связей. Для руководителя часто необходимо контактировать с другими сослуживцами на том же уровне организации.
Рассмотренные принципы определяют главные вопросы, требующие решения при создании структуры задач и власти. Они не являются подробно фиксированными правилами, а лишь намечают ведущие направления в деятельности руководителей.
Принципы процесса сосредоточены на действиях руководителей, особенно когда они общаются с подчиненными. К данной группе принципов относятся:
справедливость – рассматривается как основной фактор побуждения наемных работников к добросовестному выполнению своих задач. Принцип справедливости отражен и в справедливом вознаграждении;
дисциплина обусловлена практикой заключения стабильных соглашений между производственной организацией и ее наемными работниками. При этом должно предусматриваться применение санкций в случае невыполнения соглашений. Применение санкций должно осуществляться в соответствии с принципом справедливости и подчинения личных интересов общим;
вознаграждение персонала - оплата труда должна соответствовать объему и качеству выполненной работы;
единство команд, подчинение главному интересу – руководитель никогда не должен демонстрировать свое превосходство в общении с подчиненными или нарушать цепь команд. Считается, что любой исполнитель должен подчиняться только одному начальнику. Такая связь и взаимодействие учитываются при формировании организационных структур;
Принципы конечного результата - определяют желаемые характеристики организации. Хорошо спланированная и направленная деятельность организации должна характеризоваться порядком и стабильностью, а рабочие – инициативой при выполнении своих задач.
В административной теории организации функции управления рассматриваются как универсальные, обязательные для руководителя любого уровня, хотя их соотношение изменяется на разных уровнях управления, и исключение одной из них разрушило бы всю логику управления.
Функции управления в данной теории трактуются как основа «науки администрирования». Файоль выделял пять универсальных функций (в его терминологии – «стабильных элементов» управления): предвидение, организация, распорядительство, координация, контроль.
Таким образом, основной вклад представителей административной теории организации состоит в том, что они рассматривали управление организацией как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления.