КОМЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРОГРАММА

КОМПЛЕКСНОГО ЭКЗАМЕНА

 

 

для студентов специальности «Коммерция (торговое дело)»

 

 

Екатеринбург

Рекомендовано к изданию научно-методическим советом

Уральского государственного экономического университета

 

 

Составители: А.В.Зырянов, Л.П. Сарабская, С.В. Потапова, Н.В. Пастухова,

Т.Б. Тедеева, Н.К Чернышева, В.Г. Лунев

 

 

КОМЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Предмет, метод и содержание курса.Коммерческая деятельность. Понятие. Сходство и различие понятий «торговля» и «коммерция». Объекты и субъекты торговли и коммерции. Сферы применения. Предмет курса.

Метод изучения и задачи курса, структура и содержание. Место курса в системе социогуманитарного образования.

 

Рынок и товар как основные объекты коммерческой деятельности.Понятие рынка.

Классификация рынков: национальный, внутренний, внешний, региональный, товарный и др.

Функции и факторы эффективности деятельности рынка.

Понятие товара и основы классификации товарных групп.

Услуга как разновидность товара и объект коммерции.

 

Макроорганизация оптовой торговли.Сущность и место оптовой торговли. Функции оптовой торговли. Классификация и видовой состав оптовых предприятий. Состав и краткая характеристика основных видов оптовых предприятий. Особенности организации оптовой торговли в США, Канаде, Германии, Великобритании.

 

Микроорганизация оптовой торговли.Установление целей и задач деятельности оптовой торговли, выработка стратегии. Планирование деятельности оптовой торговли. Комплектование кадров. Выбор типа организационного управления оптовой торговлей.

 

Государственное регулирование коммерческой деятельности.История развития государственного управления торговлей в России. Значение и основные направления государственного регулирования коммерческой деятельности. Механизм регулирования коммерческой деятельности через нормативные государственные акты. Характеристика деятельности государственных органов, регулирование коммерческой деятельности. Налоговая система как регулирующий фактор коммерческой деятельности.

 

Система государственных материальных резервов.Сущность, организационное построение системы управления государственными резервами в народном хозяйстве.

 

Торговые дома.Сущность, классификация, деятельность торговых домов. Маркетинговая деятельность торгового дома. Оптовые ярмарки и выставки-продажи. Виды ярмарок и выставок. Организация деятельности.

 

Оптовые магазины.Характеристика и виды оптовых магазинов. Основы типизации и планировки оптовых магазинов. Организация работы оптовых магазинов.

 

Лизинг. Основные виды лизинга. Формирование отечественного лизингового рынка.

 

Литература

Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке: Учеб. пособие/Под общ. Ред. Проф. А.В. Зырянова. – Екатеринбург, 2000.

Торговое дело: Экономика и организация. М.: Наука, 1997.

Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Практикум. М.: «Юнити», 1997.

Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник. М., 1997.

Даненбург В., Монкриф Р., Тейлор В. Основы оптовой торговли: Практический курс. СПб: «Нева-Ладога-Онега», 1993.

Шур Д.Л. Основы торговли. Оптовая торговля. М.: «ДИС», 1999.