II. Задание конкурса. Кто может принять участие в конкурсе

Тема конкурса — «Путешествие натуралиста в мир животных и мир культуры». Она связана с важнейшими мотивами творчества выдающегося, зоолога, художника-анималиста В.М. Смирина и других мастеров этой традиции. Художник стремился как можно полнее воплотить облик и поведение животного во всем его многообразии, мечтал в виде Атласа создать галерею портретов всех наземных зверей, обитающих в России и сопредельных странах. Причем для В.М. Смирина было очень важно передать саму встречу с животным, которая для художника всегда была настоящим событием. «Встреча с каждым животным, живущим на свободе или даже в клетке проявляющим свою естественную природу, – это всегда чудо», — писал он (подробнее см. www.biodiversity.ru/programs/wildlife_art/persons/smirin/about_smirin.html).

Найти собственный путь в творчестве и успешно ему следовать В.М. Смирину помогало общение с анималистами старшего поколения: родоначальник отечественной анималистики В.А. Ватагин и блестящий ученый, следопыт, художник и писатель А.Н. Формозов были его учителями, с Д.В. Горловым его связывала многолетняя дружба.

 

На конкурс принимаются коллективные работы.

Участникам конкурса как в каждом серьезном путешествии, нужно вести путевой дневник, сопровождаемый серией рисунков, в котором следует очень кратко и емко:

1) сформулировать главную цель, задачи путешествия (познавательные, художественные, образовательные и т.п.), которые помогли бы связать изучение животных с освоением творчества художника, посвященного тем же видам.

2) описать и представить в виде выразительной картосхемы (упрощенной карты, где указано только самое важное для выполнения задания) маршрут своего путешествия, включая «места «общения» с художником-наставником;

3) представить результаты своего путешествия:

– в серии рисунков, выполненных учащимися и посвященных одному или нескольким видам животных, и

– репродукциях работ художников, снабженных лаконичными комментариями.

(формат рисунков и картосхемы должен быть не менее А4 и не более А3, т.е. 30 х 40 см);

– подвести итог путешествия (самые главные открытия или наблюдения), сопоставляя собственные наблюдения с теми, которые лежали (могли лежать) в основе работ художников, и поделиться пожеланиями, что еще хотелось бы освоить;

4) представить список ресурсов (книг, фильмов, интернет-сайтов и т.п.), которые помогли осуществить путешествие, список участников проекта с указанием, кто какой вклад внес в общий замысел и его реализацию;

5) заполнить анкеты участников конкурса (см. Приложение 2).

 

Обращаем внимание, что авторы проекта должны выполнить именно рисунки животных, а не представить их в фотографиях. Это позволит лучше оценить, что освоили, на что обратили внимание и что попытались выразить «путешественники».

В помощь участникам конкурса на сайте ЦОДП размещены:

1) методические рекомендации;

2) материалы, посвященные животным в творчестве В.М. Смирина и других художников-анималистов, в том числе примеры того, как работают мастера;

3) список рекомендуемых источников по анималистике.

 

В ходе выполнения задания должны быть продемонстрированы:

1) знакомство с животными, обитающими в России (одним или несколькими видами), знания об их образе жизни и задачах их сохранения;

2) стремление передать мир животных в художественно выразительных рисунках;

3) умение раскрыть в жизни и творчестве мастеров анималистики то, чему стоит поучиться школьникам;

4) творческое отношение к идее путешествия, его задачам и результатам.

 

Электронные версии рисунков не принимаются. Каждый рисунок должен быть подписан и снабжен кратким пояснением (см. ниже). Рисунки и пояснения к ним должны быть выполнены школьником самостоятельно. К работе должны быть приложены анкеты участников.

На лицевой стороне рисунков не должно быть сопроводительных надписей. На обороте рисунка указывается: его название, автор, дата и место выполнения рисунка: школа (изостудия, кружок и т.п.), населенный пункт, область (край, республика).

Текстовую часть конкурсной работы желательно представить не только в распечатанном, но и в электронном виде на CD-диске или флешке.

 

Просим педагогов и других организаторов конкурса на региональном уровне учитывать, что он охватывает всю Россию, что предполагает большое число участников и высокий уровень их работ. Просим не присылать в Оргкомитет заведомо слабые работы и рисунки.

Желательно посвящать проект тем животным, которые обитают в вашем регионе, в том числе в заповедниках и заказниках, национальных и природных парках, творчеству тех художников, чья деятельность с ними связана, в том числе ваших земляков.

В конкурсе 2015 года предусмотрена возможность консультирования при затруднении в запуске проекта (см. Методические рекомендации. Приложение 1).