Гигиена и охрана зрения, организация лечебно-восстановительной и санитарно-просветительной работы

Чрезмерное напряжение зрения, если оно часто повторяется, способствует развитию близорукости, а нередко и косоглазия. Поэтому необходимо создавать такую обстановку на занятиях, которая бы облегчала функцию органов зрения. Глаза напрягаются при недостаточном освещении, а также при сильной аккомодации.

Гигиенические мероприятия в целях охраны остаточного зрения у детей должны быть направлены на создание таких условий, чтобы они облегчили работу зрительного анализатора. Должно предупреждаться утомление и последующее снижение функциональных возможностей глаза. Быстро возникающее зрительное утомление приводит к резкому снижению работоспособности детей, что отражается на их общем состоянии. Чрезмерные зрительные нагрузки в неблагоприятных условиях, особенно при необратимых, глубоких повреждениях зрительного анализатора, могут приводить к утомлению и ухудшению общего состояния организма ребенка в целом.

При установлении режима дня для детей с нарушением зрения, при регламентировании различных учебных нагрузок следует иметь в виду не только различные факторы, определяющие характер внешних условий, в которых приходится работать ребенку, но и общее состояние его организма — наличие других дефектов в его органах и функциональных системах, а также ослабление организма вследствие перенесенных различных заболеваний. Своевременная смена различных видов деятельности, изменение обстановки, в которой проводятся учебные занятия, могут содействовать повышению работоспособности детей. Так, периодическая перемена положения тела во время урока или занятий предупреждает появление утомления. На занятиях, связанных с напряжением глазных мышц (рисование, лепка, вышивание),время от времени надо отвлекать детей от работы рассказом или показом наглядных пособий, чтобы переключить зрение с близкого расстояния на далекое и дать отдых глазам.

Важная роль в охране зрительного анализатора и его функций принадлежит вспомогательным и защитным частям глаза, которые, в свою очередь, требуют бережного ухода и соблюдения гигиенических требований.

Профилактика зрения предполагает уход за вспомогательными и защитными частями глаза не только со стороны их эстетического вида, но и со стороны сохранения зрения. Неправильное использование косметических средств и несвоевременный уход за ними может привести к раздражениям и воспалительным процессам. Умелое пользование косметикой и соблюдение личной гигиены свидетельствует о высокой воспитанности и культуре детей.

Особое внимание обращается на правильную с гигиенической точки зрения организацию просмотра диапозитивных фильмов и


телевизионных передач. В основе гигиенических мероприятий по охране зрения у детей лежит рациональное освещение рабочего места и помещений. Освещенность рабочего места, лестниц, коридоров, спален, игровых комнат и особенно физкультурных залов в дошкольных учреждениях и школах для слепых и слабовидящих детей 'должна быть намного выше, чем в массовых школах и дошкольных учреждениях.

Глаз лучше всего приспособлен к дневному освещению, поэтому в дошкольных учреждениях и школах для детей с нарушением • зрения следует вводить наиболее близкое к нему — люминесцентное освещение. Спектр излучения люминесцентных ламп близок к спектру дневного света. Современные люминесцентные лампы обладают равномерным свечением. Яркость их при этом ниже яркости нити накала электрической лампы. Люминесцентные лампы дают мягкий рассеянный свет. В отличие от ламп накаливания они почти совсем не создают теней и бликов на освещаемой поверхности. В организации гигиенической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, следует руководствоваться нормативными материалами Министерства здравоохранения СССР.

Лечебно-восстановительная работа в дошкольных учреждениях и школах для детей с нарушением зрения осуществляется врачами-специалистами (окулист, педиатр, психоневролог) и средним медицинским персоналом (медсестры). В своей работе врачи руководствуются соответствующими приказами, инструкциями, методическими рекомендациями и другими документами, издаваемыми органами здравоохранения- Вся лечебная работа направлена на максимальное восстановление, улучшение и охрану зрения детей.

С этой целью проводятся следующие мероприятия:

а) консервативное лечение глазных заболеваний (медикаментозная терапия, оксигенотерапия, физиотерапия и др.);

б) своевременное направление детей, нуждающихся в хирургическом лечении, в глазной стационар;

в) активное плеоптическое и плеопто-ортоптическое лечение;

г) назначение очковой коррекции;

д) подбор специальных средств коррекции.

' При проведении лечебно-восстановительной работы в зависимости от показаний следует консультировать детей в глазных институтах, клиниках. Для получения консультативной помощи и методического руководства дошкольные учреждения и школы закрепляются за соответствующим специализированным учреждением, оказывающим офтальмологическую помощь. Врачи осуществляют методическое руководство работой педагогических коллективов дошкольных учреждений и школ по вопросам гигиены, охраны и восстановления зрения у детей.

Одним из направлений в области охраны остаточного зрения является санитарно-просветительная работа в дошкольных учреждениях, семье и школе. Ее должен проводить офтальмолог совместно с врачом (педиатром), педагогами, воспитателями и роди-

- 35


телями. Работа должна вестись систематически и по плану. Для этого должны привлекаться высококвалифицированные кадры офтальмологов, дефектологов, физиологов, психологов и других специалистов. Эта работа должна помогать врачам, педагогам, воспитателям дошкольных учреждений и школ систематически обучать детей и родителей основам общей гигиены и, в частности, гигиены зрения.. В целях расширения знаний и представлений о гигиене детей! необходимо чтение лекций, проведение семинаров и бесед по Достижениям современной науки в области физиологии анализаторов, гигиены зрения, лечения глазных болезней, сенсорного развития и воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

Белецкая В. И., Гнеушева А. Н.Охрана зрения слабовидящих школьников.— М., 1982.

Вавилов С. И.Глаз и солнце.— М., 1961..

Григорьева Л. .П.Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников.— М., 1983.

Демирчоглян Г. Г., Янкулин В. И.Гимнастика для глаз.— М., 1987.

Душков Б. А., Ломов Б. Ф., Рубахин В. Ф.Основы инженерной психологии.—М., 1977.

Каплан А. И.Детская слепота: Цветовое остаточное зрение.— М., 1979.

Ковалевский Е. И.Детская офтальмология.—М., 1980.

Морозова В. Г.Пособие для педагогических работников школ слепых и слабовидящих по офтальмологии.— Киев, 1987.

Морозов В. И., ЯковлевА. А.Справочник по глазным болезням.— М., 1982.

Солнцева Л. И.Развитие компенсаторных процессов у детей дошкольного возраста.— М., 1980.

Трутнева К. В.Профилактика слепоты в СССР.— М., 1972.

Федоров С. Н.Глаза в глаза.—М., 1984.

Ярбус А. Л.Роль движений глаз в процессе зрения.— М., 1965.