III династия Ура.

После изгнания гутиев господство в Месопотамии перешло к царям III династии Ура, одного из древнейших городов Шумера. Объединение всей Месопотамии в централизованное государство способствовало развитию земледельческого хозяйства. Расширяется оросительная сеть, проводятся новые каналы, остатки которых сохранились близ Уммы.

С развитием сельского хозяйства связано развитие ремесел, что видно из документов, содержащих отчеты ремесленных мастерских, в которых изготовлялись корзины, обрабатывались шерсть, металлы и т. д. Сохранились и отчеты складов, в которых хранились кожи, шерсть, дерево и медь. Близ Ниппура был построен большой склад для хранения зерна, овощей, плодов и других продуктов, поступавших в Ниппурский храм в качестве натуральных повинностей от населения.

Развитие хозяйства приводит ко все большему развитию торговли, как внутренней, так и внешней. До нас дошли отчеты лавок, которые торговали различными продуктами и предметами. В связи с развитием торговли все чаще применяются весовые металлические деньги в виде слитков серебра.

Государство централизуется и находится под властью обоготворявшегося царя. Патэси, ранее бывшие самостоятельными правителями маленьких независимых государств, превращаются в наместников царя, простых чиновников, послушных приказам властителя. Теперь патэси слабее связаны со своими городами. Цари часто переводят их из одного города в другой. Патэси сосредоточивал в своих руках административные, финансово-податные и судебные функции и был тесно связан с храмами, пользуясь их хозяйственными ресурсами.

Сохранившиеся части судебного кодекса указывают на усиление центральной власти. Очень интересны законы царя Ур-Намму — основателя III династии Ура. Эти законы устанавливали тарифы цен и систему мер и веса. Некоторые статьи касаются ирригационных и строительных работ.

Больше того, царь вмешивался в торговую жизнь страны, устанавливая стоимость разных товаров: зерна, масла, шерсти, соли, меди. Некоторые статьи законов указывают на значительное развитие рабовладения. В ст. 40 говорится о продаже раба, рабыни, быка или «иного ценного предмета», причем в том случае, если покупатель не может указать продавца, то такого покупателя следует считать вором.

Используя хозяйственные ресурсы объединенной Месопотамии, цари III династии Ура ведут завоевательную политику, стремясь установить свою гегемонию в Передней Азии. Эта политика достигла своего расцвета при Шульги (2100-2042 гг. до н. э.), который совершил девять походов против восточных горцев, племен лулубеев, вторгся в Элам, опустошил Аншан и оставил там своего наместника, шумерийского патэси. Далее Шульги двинулся на север, завоевал страну Субарту и области по верхнему течению Тигра.

Наконец, Шульги проник в Сирию и даже в восточную часть Малой Азии. Так образуется большое царство под властью царей III династии Ура. Внешним выражением их мощи является культ царя, становящийся ныне официальной религией. Цари Ура объявляют себя богами. Шульги заставляет воздавать себе почести как божеству. В честь него строятся храмы, его статуе приносятся жертвы.

Могущество Ура было недолговечным. Грозные тучи собирались на западе. Кочевые племена аморитов все чаще совершали набеги на плодородные области и богатые города Месопотамии. Гимиль-син вел с ними упорную борьбу и даже построил для защиты от них «стену аморитов». В борьбе с нашествиями аморитов, шедших с запада, а также эламитов, наступавших с востока, постепенно слабеет царство Ура. Последний царь Ура по имени Иби-син, продолжает отчаянную борьбу на два фронта, но его армии были разбиты войсками объединившихся царей Мари и Элама.

Древняя и высокая шумерская культура сильно повлияла на культурное развитие народов Передней Азии. Шумерский эпос о Гильгамеше был переведен на хурритский и хеттский языки. Памятники шумерского искусства были найдены в развалинах Ашшура, древнейшей столицы Ассирии. Наконец, шумерское право оказало влияние на развитие права в Вавилоне, Ассирии, Малой Азии, и Палестине. Таким образом, культурное наследство шумеров было воспринято народами Передней Азии, но сами шумеры исчезли. Для последующих поколений древнейшим центром цивилизации становится Вавилон.

6. 18 – 12 вв. до н.э. – Завоевание Вавилонии горцами касситами
и правление касситов (до 1155 г. до н.э.).