Государственной аттестации
№ п/п | Мероприятие | Сроки проведения | Ответственные | |
I. Методическая работа | ||||
1.1. | Разработка программы проведения итоговой государственной аттестации | До начала выпускного учебного года | Кафедра ТМФВиАФК Кафедра ТМСТ | |
1.2. | Разработка (обновление) и утверждение рекомендаций для самостоятельной подготовки к междисциплинарному экзамену. | До начала выпускного учебного года | Кафедра ТМФВиАФК Кафедра ТМСТ | |
1.3. | Утверждение тем выпускных квалификационных работ | Выпускные: зимние до 01.10 летние до 01.11 | Кафедры ПИФКиС Учебный отдел | |
1.4. | Разработка экзаменационных билетов итогового государственного экзамена. | За 1 месяц до ИГА | Кафедра ТМФВиАФК Кафедра ТМСТ | |
1.5. | Подготовка личных дел выпускников | За 1 месяц до начала ИГА | Учебный отдел | |
1.6 | Подготовка документции для работы итоговой аттестационной комиссии | За 2 недели до начала ИГА | Учебный отдел | ||
II. Организационные мероприятия | |||||
2.1 | Подготовка представления на председателя ИГА | До 30 октября 2012 | Учебный отдел | ||
2.2. | Утверждение состава предметных комиссий и ИГА | За 1 месяц до ИГА | Учебный отдел | ||
2.3. | Утверждение графика проведения обзорных лекций, консультаций, проведения ИГА | В соответствии с графиком учебного процесса | Кафедра ТМФВиАФК, Кафедра ТМСТ | ||
2.4. | Проведение предзащиты выпускных квалификационных работ | До начала ИГА | Кафедры ПИФКиС Руководители квалификационных работ | ||
2.5. | Осуществление контроля за ходом проведения итоговой государственной аттестации | Во время государственной аттестации по расписанию | Директор ПИФКиС, Зам директора ПИФКиС по УР | ||
Для обеспечения работы государственной экзаменационной комиссии секретарь ГЭК готовит следующие документы:
- приказы о составе государственных аттестационных и государственных экзаменационных комиссий;
- приказы о допуске студентов к итоговой государственной аттестации;
- расписания государственных экзаменов, консультаций и графики защиты выпускных квалификационных работ, утвержденные в установленном порядке;
- сводные экзаменационные ведомости;
- экзаменационные билеты, утвержденные на заседаниях выпускающих кафедр;
- сводные ведомости о выполнении студентами учебного плана;
- книги протоколов заседания государственных комиссий о приеме итоговых экзаменов, защите выпускных квалификационных работ и присвоении степени (квалификации).
РАЗДЕЛ 3. ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА
по общепрофильным и дисциплинам предметной подготовки
Дисциплина «Психология»
Психология как наука, её связь с другими науками. Роль психологии в жизни и деятельности людей. Структура деятельности, её основные понятия и виды. Особенности темперамента и его проявление в спортивной деятельности. Самооценка: ее виды, формирование и проявление в спортивной деятельности. Высшие психические функций, их развитие и проявление в спортивной деятельности. Этапы периодизации развития человека.
Дисциплина «Педагогика»
Педагогика как наука, её основные категории. Воспитание как целенаправленный процесс формирования личности (цели и задачи воспитания на современном этапе). Содержание воспитания в современном образовательном учреждении (формы, методы и средства воспитания). Педагогический процесс: характеристика и содержательное наполнение основных его компонентов (структура, субъекты, закономерности, принципы и функции педагогического процесса). Характеристика ступеней системы образования в РФ. Этапы взаимодействия педагога и обучаемого в целостном процессе обучения. Коллектив как среда воспитания личности (закономерности и динамика развития коллектива). А.С. Макаренко о коллективе. Методы исследования взаимоотношений в коллективе. Педагогические технологии в современном образовании: классификация, характеристики и интерактивные технологии организации процесса обучения. Технологии контроля уровня знаний обучаемых.
Дисциплина «Теория и методика физической культуры»
Основные понятия ТМФК (физическая культура, физическое воспитание, спорт, физическое развитие, физическая подготовка, физическая подготовленность), их характеристика и содержательное наполнение. Характеристика базовых форм организации физической культуры в современном обществе, их цель, задачи и содержательное наполнение (прикладно-ориентированная физическая культура, адаптивная физическая культура, оздоровительная физическая культура, спорт).
Социальные функции физической культуры, их предметная ориентация и взаимосвязь (образовательная, воспитательная, оздоровительная, развивающая). Цель и задачи отечественной системы физического воспитания, характеристика и содержательное наполнение основных ее компонентов. Физические упражнения как основное средство физического воспитания. Общая характеристика и современные классификации.
Общие методы обучения двигательным действиям, их характеристика и классификация. Специальные методы обучения двигательным действиям, их характеристика и классификация. Принцип сознательности и активности как базовая основа процесса обучения двигательным действиям, характеристика основных правил и требований. Принцип доступности и индивидуализации. Характеристика основных правил и требований в процессе обучения двигательных действий и развития физической культуры. Характеристика общепедагогических методов обучения, их функциональная направленность и предметная взаимосвязь.
Структурные основы процесса обучения двигательным действиям. Цель, задачи и результативность методики на каждом этапе обучения. Характеристика специфических методов развития физических качеств. Сила как физическое качество. Виды и разновидности физических способностей его характеризующие (собственно-силовые, скоростно-силовые и силовая выносливость), основные методические подходы их целенаправленного развития (средства, методы и формы организации). Быстрота как физическое качество. Виды и разновидность физических способностей его характеризующие (скорость реакции, скорость движения, скоростная выносливость), методика их целенаправленного развития (средства, методы и формы организации). Выносливость как физическое качество. Виды и разновидности физических способностей его характеризующие (аэробная, анаэробная, аэробно-анаэробная выносливость), методика их целенаправленного развития (средства, методы и формы организации). Координационные способности и их классификация. Методика целенаправленного развития координации движений (средства, методы и формы организации). Гибкость как физическое качество человека. Виды и разновидность, методика развития в зависимости от возраста и пола.
Этапность обучения двигательным действиям, цель и задачи каждого из этапов. Понятие «двигательный навык» и «двигательное умение», как результат обучения.
Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты физической нагрузки. Характеристика основных интервалов отдыха и их влияние на динамику физической работоспособности. Понятие «спортивная форма» и характеристика основных фаз ее развития в периоды тренировки.
Классификация видов спорта. Спортивная тренировка как многолетний педагогический процесс, характеристика основных стадий (этапов) спортивной тренировки. Построение тренировки в микро, мезо и макроциклах подготовки.
Средства и методы спортивной тренировки. Тренировочные и соревновательные нагрузки. Принципы спортивной тренировки. Физическая, техническая, тактическая, психологическая подготовка.
Система спортивных соревнований. Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки. Педагогический контроль.
Дисциплина «Теория и методика обучения физической культуре»
Общая характеристика теории и методики обучения предмету «Физическая культура». Цели, задачи, основные понятия предмета «Физическая культура». Место и значение предмета «Физическая культура» в подготовке педагогов. «Физическая культура» как учебный предмет в содержании общего и профессионального образования. Становление теории и методики преподавания предмета «Физическая культура».
Современные теории и методики обучения предмету «Физическая культура». Федеральный государственный образовательный стандарт по предмету «Физическая культура». Структура содержания образования по предмету «Физическая культура». Дидактические процессы в предмете «Физическая культура».
Психолого-физиологические и педагогические основы дидактических процессов. Дидактические принципы предмета «Физическая культура». Урок в дидактической системе предмета «Физическая культура».
Урок в процессе обучения физической культуре. Содержание и структура урока физической культуры в общеобразовательной школе. Формы организации деятельности педагога и учащихся на уроке физической культуры. Требования к уроку физической культуры в школе. Методика урока физической культуры в школе. Технология преподавания предмета «Физическая культура» в общеобразовательной школе.
Целеполагание в технологии обучения предмету «Физическая культура». Цели учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура». Отбор оптимального содержания и методов учебно-воспитательного процесса на уроке физической культуры. Факторы оптимальности содержания образования, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса. Сущность и содержание программирования учебно-воспитательного процесса по физической культуре.
Виды, формы и методы программирования учебно-воспитательного процесса. Непосредственное дидактическое взаимодействие учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе на уроке физической культуры Взаимосвязь и взаимообусловленность деятельности учителя и учащихся на уроке физической культуры. Подготовка учителя к уроку физической культуры.
Анализ урока физической культуры в школе. Цели и методы анализа урока физической культуры в школе.
Педагогический контроль в технологии учебно-воспитательного процесса на уроках физической культуры. Виды контроля и формы организации контроля в учебно-воспитательном процессе. Требования к контролю в учебно-воспитательном процессе. Метод педагогического наблюдения. Метод хронометрирования. Метод пульсометрии. Критерии и виды учета успеваемости учащихся на уроках физической культуры. Оценочно-аналитическая информация в учебно-воспитательном процессе.
3.1 Список литературы для подготовки к государственному междисциплинарному экзамену
Основная литература
1. Гогунов, Е. Н.Психология физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. "Физ. культура и спорт" / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - 2-е изд., дораб. - М. : Academia, 2004. - 224 с. : табл., схем.
2. Евдокимов, В. И.Методология и методика проведения научной работы по физической культуре и спорту / В.И. Евдокимов, О.А. Чурганов. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Сов. спорт, 2010. - 245 с. : ил., табл.
3. Епишева, О.Б.Инновационные процессы в образовании [Электронный ресурс] : учебник / О. Б. Епишева, Д. Ю. Трушников. - Тюмень, 2009.
4. Железняк, Ю. Д.Теория и методика обучения предмету "Физическая культура" : учеб. пособие для студентов вузов / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. - 3-е изд., стер. - М. : Academia : Издат. центр "Академия", 2008. - 270с. : табл.
5. Железняк, Ю. Д .Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте : учеб. пособие для студентов вузов / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - 4-е изд., стер. - М. : Academia : Издат. центр "Академия", 2008. - 266 с. : ил
6. Ильин, Е. П.Психология физического воспитания : Учеб. для ин-тов и фак. физ. культуры / Е.П. Ильин; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - 486с. : ил.
7. Краевский, В. В.Основы обучения: дидактика и методика : учеб. пособие для студентов вузов ... / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - 2-е изд., стер. - М. : Academia : Издат. центр "Академия", 2007, 2008. - 348 с. : ил.
8. Кожухова, Н. Н.Методика физического воспитания и развития ребенка : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжова, М.М. Борисова ; под ред. С.А. Козловой. - М. : Academia : Издат. центр "Академия", 2008. - 350 с. : ил., табл.
9. Максименко, А. М. Теория и методика физической культуры : учеб. для вузов физ. Культуры / А. М. Максименко. – 2-е изд. – М. : Физическая культура, 2009. – 496 с.
10. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты : учебник для студентов вузов / Л.П. матвеев. - М.: Советский спорт, 2010, - 340 с
11.Никитушкин, В.Г. Теория и методика юношеского спорта: учебник / В.Г.Никитушкин. – М.: Физическая культура, 2010. – 208 с.
12. Новиков, А. М.Методология научного исследования [Электронный ресурс] / А.М. Новиков, Д.А. Новиков . - М. : Либроком, 2010.
13. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология : учеб. пособие для студентов вузов / Л.Ф. Обухова. - 3-е изд. - М. : Пед. о-во России, 2000, 2001, 2003. - 444 с. Информатика: Учебник под ред. Н.В. Макаровой. М.: Финансы и статистика, – 2003. 256 с.
14. Оглоблина, Г. И.Методическая работа в школе и инновации : учебно-метод. пособие / Г.И. Оглоблина, Департамент образования г. Москвы, ГОУ ВПО г.Москвы "Моск. гор. пед. ун-т" (ГОУ ВПО МГПУ), Пед. фак., Каф. педагогики и психологии;. - М. : МГПУ, 2008. - 97с. : табл.
15. Педагогика : учебник : для студентов вузов, обучающихся по пед. спец. / под ред. Л.П. Крившенко ; [авт.: Л.П. Крившенко и др.]. - М. : Проспект, 2010. - 429 с.
16.Педагогика физической культуры : учеб. / М.В. Прохорова, А.А. Сидоров, Б.Д. Синюхин, А.Г. Семенов. - 3-е изд., доп. и перераб. - М. : Путь: Альянс, 2006. - 387 с.
17. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. спец. / Междунар. акад. наук пед. образования; В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ; под ред. В.А. Сластенина. - 8-е изд., стер., 9-е изд., стер. - М. : Academia : Издат. центр "Академия", 2008, 2009. - 567 c.
18. Теория и методика физической культуры дошкольников : учеб. пособие для студентов акад., ун-тов, ин-тов физ. культуры и фак. физ. культуры пед. вузов / [под ред. : С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева]. - СПб. : Детство-Пресс, 2008, 2010. - 653 с. : ил., табл.
19. Теория и методика физической культуры : учеб. для студентов вузов / под ред. Ю.Ф. Курамшина. – 3-е изд., стер. – М. : Сов. спорт, 2007. – 463 с.
20. Технология организации и проведения занятий по физическому воспитанию в вузе / сост.: А.Н. Груздев и др. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009.
21. Филин, В. П.Современные методы исследований в спорте : учеб. пособие / В.П. Филин, В.Г. Семенов, В.Г. Алабин; Мин-во по делам молодежи и спорта Украины, Харьков. гос. ин-т физ. культуры; под общ. ред. В.П. Филина. - Харьков : Основа, 1994. - 132с.
22. Эльконин, Б.Д. Психология развития : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. "Психология" / Б.Д. Эльконин. - 4-е изд., стер. - М. : Academia : Издат. центр "Академия", 2008. - 143 с.
23. Яковлева, Н.О.Педагогическое проектирование инновационных образовательных систем [Электронный ресурс] / Н.О. Яковлева. - Челябинск : Челябин. гос. ун-т, 2008.
Дополнительная литература
1. Бальсевич, В. К.Очерки по возрастной кинезиологии человека / Бальсевич, Вадим Константинович ; В.К. Бальсевич. - М. : Сов. спорт, 2009. - 219 с. : ил., табл.
2. Викторов, А. Я.Спорт и конфликты : практ. пособие / Викторов, Александр Яковлевич ; Департамент образования г. Москвы, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования г. Москвы "Моск. гор. пед. ун-т" (ГОУ ВПО МГПУ), Общеуниверситет. каф. физ. воспитания. - М. : МГПУ, 2008. - 113с. : табл.
3. Губа, В. П.Теория и практика спортивного отбора и ранней ориентации в виды спорта : [монография] / В.П. Губа. - М. : Сов. спорт, 2008. - 303 с. : ил., табл.
4. Дружинин, В. П.Критериальное оценивание учебных достижений на уроках физической культуры. Внедрение в общеобразовательную школу : учебно - метод. пособие / В.М. Дружинин, А.И. Машковцев, Е.А. Селищева ; [под науч. ред. В.А. Родионова], Департамент образования г. Москвы, Гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования г. Москвы " Моск. гор. пед. ун-т" (ГБОУ ВПО МГПУ), Пед. ин-т физ. культуры и спорта, Гос. бюджет образоват. учреждение г. Москвы Сред. общеобразоват. шк. "Школа здоровья" № 709. - М. : МГПУ, 2012, 2013. - 54 с. : табл.
5. Кабачков, В. А.Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи : [научно-метод. пособие] / В.А. Кабачков, С.А. Полиевский, А.Э. Буров. - М. : Сов. спорт, 2010. - 296 с. : ил., табл
6. Кожухова, Н. Н..Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста : схем. и табл. / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Борисова. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 191с.
7. Куаншкалиева, А. Р.Физкультурные праздники для дошкольников : пособие для педагогов дошк. учреждений / А.Р. Куаншкалиева. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 104 с. : ил.
8. Матвеев, Л. П.Общая теория спорта : Учеб. для завершающего уровня высш. физкультурного образования / Л.П. Матвеев. - М. : Воениздат, 1997. - 304с. : табл.
9. Латыпов, И. К.Профильное обучение в школе: физическая культура : учебно-метод. пособие / Департамент образования г. Москвы, ГОУ ВПО г.Москвы "Моск. гор. пед. ун-т", Пед. ин-т физ. культуры ; И.К. Латыпов. - М. : МГПУ, 2008. - 229 с. : табл
10. Микляева, Н. В.Дошкольная педагогика. Теоретико-метод. основы коррекционной педагогики : учеб пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева ; [под ред. В.И. Селиверстова]. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 263 с. : ил., табл.
11. Научно-исследовательская работа студентов : учебно - метод. пособие / Департамент образования г. Москвы, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования г. Москвы "Моск. гор. пед. ун-т" (ГОУ ВПО МГПУ), Пед. ин-т физ. культуры, Каф. адаптив. физ. культуры ; [сост.: Л.К. Караулова, М.М. Расулов, Н.А. Красноперова, С.И. Алексеева]. - М. : МГПУ, 2011. - 67 с. : ил., табл
12. Программа курса "Теория и методика физического воспитания и спорта, включая теорию и методику обучения предмету - физическая культура" / Сост.: Ч.Т. Иванков; Правительство Москвы. Ком. образования. Моск. гор. пед. ун-т. Пед. ин-т физ. культуры. - М. : МГПУ, 2002. - 33с. : табл.
13. Программы развития детей в детских садах[Электронный ресурс] : комплексные программы дошкольного образования.
14. Семенов, Л. А.Мониторинг кондиционной физической подготовленности в образовательных учреждениях : Состояние. Проблемы. Перспективы : [монография] / Л.А. Семенов. - М. : Сов. спорт, 2007. - 167 с. : ил., табл.
15. Система физического воспитания в ДОУ : Планирование, информ.-метод. материалы, разработки занятий и упражнений, спорт. игры / авт.-сост. О.М. Литвинова. - Волгоград : Учитель, 2007. - 238 с. : ил., табл.
16. Столов, И. И.Спортивная школа: начальный этап : учеб. пособие / И.И. Столов, В.В. Ивочкин. - М. : Сов. спорт, 2007. - 140с. : табл., ил.
17. Теория и методика обучения предмету "Физическая культура" : учеб. прогр. для студентов пед. вузов / Правительство г. Москвы, Департамент образования, ГОУ высш. проф. образования Моск. гор. пед. ун-т, Пед. ин-т физ. культуры; [авт.-сост. В.И. Ковалев]. - М. : МГПУ, 2007. - 36с.
18. Физическая культура. 5-11 кл. : базовый и проф. уровни: [основ. шк., сред. (пол.) шк.] / [авт.-сост. А.П. Матвеев]. - М. : Просвещение, 2007. - 143с. : табл.
19. Физкультура. 5-11 кл. : календарно-темат. планирование по трехчас. прогр. / авт.-сост. В.И. Виненко. - Волгоград : Учитель, 2010, 2006. - 254 с. : табл.
20. Физическое воспитание и развитие дошкольников : учеб. пособие для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / под ред. С.О. Филипповой. - 2-е изд., стер. - М. : Academia : Издат. центр "Академия", 2007, 2010. - 220 с. : табл.
21. Формирование системы непрерывного физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста : учеб. пособие / Департамент образования г. Москвы, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования г. Москвы " Моск. гор. пед. ун-т" (ГОУ ВПО МГПУ), Пед. ин-т физ. культуры, Каф. теории и методики физ. воспитания и спорта ; авт.: Н.Г. Михайлов, А.П. Матвеев, В.П. Щербаков, Н.В. Штрифанова. - М. : ГОУ ВПО МГПУ, 2011. - 132 с.
22. Хозяинов, Г. И.Акмеология физической культуры и спорта : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец.- Физ. культура и спорт / Г.И. Хозяинов, Н.В. Кузьмина, Л.Е. Варфоломеева. - М. : Academia, 2005. - 204с. : табл