Особенности добровольной сертификации услуг

Предоставление услугидеятельность поставщика, необходимая для обеспечения услуги.

Согласно Закону «О техническом регулировании», ус­луга является объектом добровольного подтверждения соответствия, т.е. объектом добровольной сертификации.

Большинство услуг имеют специфические особенности:

· непосредственное взаимодействие исполнителя и потребителя при оказания услуг;

· воздействие на потребителя услуг условий обслу­живания, характеризуемых комплексом санитарно-гигиенических, этических, эстетических, временных и дру­гих характеристик;

· совпадение во времени процессов производства и потребления услуг;

· оценка качества услуг непосредственным потреби­телем;

· невозможность транспортирования, хранения услуг.

Нормативные документы, применяемые при сертифи­кации, должны содержать требования к качеству, безо­пасности услуг, а также методы их оценки, проверки, испытания, контроля. Требования к услуге должны быть четко определены как характеристики, поддающиеся на­блюдению и оценке потребителем.

К характеристикам, которые могут быть установлены в нормативных доку­ментах, относятся, например:

1. количественные характеристики оборудования и инструментов, штата сотрудников, а также материалов;

2. время ожидания услуги, время ее предоставления и время технологического цикла;

3. характеристики безопасности, надежности и гаран­тии;

4. вежливость, чуткость, компетентность и доступность персонала для клиента, доверие и уровень мастерства со­трудников, комфорт и эстетика места предоставления ус­луги, надежность, точность и полнота исполнения услу­ги, эффективность контактов.

 

 

Основные положения сертификации систем качества

Сертификация систем обеспечения качества на соответствие стандартам ИСО серии 9000 широко развита в зарубежных стра­нах, в то время как в России практически только в последние годы на эту проблему обратили серьезное внимание.

Зарубежные специалисты считают, что сертификат соответ­ствия на систему обеспечения качества дает фирме немало выгод и преимуществ. Он доказывает надежность партнера по бизнесу, в том числе и в отношениях с банками, которые охот­нее предоставляют кредиты фирмам, чья система качества сер­тифицирована. Страховые компании отдают предпочтение та­ким фирмам при страховании от ущерба за некачественную продукцию. Сертификат на систему качества – весомый аргу­мент в пользу заключения контракта на поставку товара: запад­ные эксперты отмечают, что на едином европейском рынке в ближайшем будущем до 95% контрактов будут заключаться только при наличии у фирмы-поставщика сертификата на систему качества. При возникновении судебных исков, связанных с некачественной продукцией, сертификат на систему качества расценивается судом как доказательство невиновности фирмы. Наличие сертификата на систему качества стало обязательным условием участия в различных тендерах. Сертификация систе­мы качества положительно отражается и на внутренних делах предприятия (фирмы): в процессе подготовки к сертификации системы качества приводятся в соответствие с особенностями рыночной экономики; облегчается процедура сертификации продукции.

Сертифицированная система качества характеризует способ­ность предприятия стабильно выпускать продукцию надлежа­щего качества и вполне может рассматриваться как один из ве­сомых факторов конкурентоспособности фирмы (предприятия) как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Для отечествен­ных предприятий, планирующих в будущем экспортировать свою продукцию, сертификация системы качества — важней­шее условие, определяющее возможность заключения контрак­та и реализации товара цивилизованным путем по достойным ценам.

Сертификация систем качества осуществляется в такой последовательности:

- предсертификационный этап;

- этап предварительной оценки системы качества;

- проверку и оценку системы качества в организации;

- инспекционный контроль за сертифицированной системой качества.

Предсертификационный этап включает в себя:

- регистрацию заявки заявителя в органе по сертификации систем качества;

- передачу заявителю комплекта исходных документов;

- представление заявителем в орган по сертификации основополагающих документов системы качества: направления в политике в области качества и руководстве; документы, регламентирующие управление документацией; данные внутренних проверок качества и другие, в зависимости от специфики предприятия;

- уведомление заявителя о принятии заказа на сертификацию или отказе в ней;

- подготовка и оформление договора на проведение предварительной оценки системы качества;

- формирование комиссии по сертификации системы качества.

Предварительная оценка системы качества осуществляется с целью определения степени готовности проверяемой организации к сертификации системы качества и целесообразности дальнейшего проведения работ по сертификации. Предварительная оценка состоит в предварительном анализе и оценке описания системы качества в документах проверяемой организации.

Этап предварительной оценки системы качества завершается подготовкой письменного заключения о возможности проведения второго этапа сертификации системы качества.

Проверка и оценка системы качества в организации начинается с подготовки к проверке и оценке системы качества, которая включает в себя: составление программы проверки; распределение обязанностей между членами комиссии в соответствии с программой проверки; подготовку рабочих документов; согласование программы проверки с проверяемой организацией.

С программой должна быть ознакомлена проверяемая организация.

Обследование проверяемой организации осуществляется путем сбора и анализа фактических данных и регистрации наблюдений в ходе проверки. Сбор фактических данных включает в себя следующие процедуры: опрос персонала; анализ используемых документов; анализ процессов производства; анализ деятельности функциональных подразделений; анализ деятельности персонала; изучение и оценка проводимых мероприятий по обеспечению качества продукции.

Решение о рекомендации системы качества к сертификации или отказе в сертификации системы качества принимает руководство органа по сертификации на основании акта о результатах проверки и оценки системы качества.

Инспекционный контроль за сертифицированной системой качества предназначен для подтверждения того факта, что система качества продолжает соответствовать требованиям, предъявляемымк ней при сертификационной проверке.

Инспекционный контроль устанавливают на весь период действия сертификата и проводят в виде плановых (не менее одного раза в год) и внеплановых проверок.

В зависимости от состояния- системы качества у заявителя результатом инспекционного контроля может быть или подтверждение действия сертификата или его приостановление, или аннулирование.

Разработка и внедрение системы качества – одна из самых важных сфер деятельности предприятий. Сегодня качество становится политической, экономической и нравственной категорией.

Развитие рыночных отношений в России, а также ее внеш­неэкономические задачи стимулировали Госстандарт РФ при­нять в 1995 г. программу работ по развитию сертификации сис­тем качества в РФ. В соответствии с этой программой была раз­работана и принята «Система сертификации систем качества и производств», которая называется «Регистр систем качества» (далее – Регистр). Это система добровольной сертификации, но она составляет часть государственной российской Системы ГОСТ Р, которая, как известно, представляет собой систему обязательной сертификации.

Основные направления деятельности Регистра: сертификация систем качества; серти­фикация производств; инспекционный контроль за сертифици­рованными системами качества и производствами; междуна­родное сотрудничество в интересах взаимного признания сер­тификатов на системы качества.

Структура Регистра следующая: Госстандарт РФ, Техниче­ский центр Регистра, Совет по сертификации систем качества и производств, Комиссия по апелляциям, Научно-методи­ческий комитет Регистра, органы по сертификации систем ка­чества и производств; организации, получившие сертификат на систему качества (рис. 22.1).

Органы по сертификации систем качества и производств проводят сертификацию, оформляют ее результаты и осуществ­ляют инспекционный контроль; ведут методическую работу, взаимодействуют со всеми структурными подразделениями Регистра.

Организации с сертифицированными системами качества обеспечивают стабильность функционирования качества (про­изводства) и представляют необходимую информацию по тре­бованию органа по сертификации или Технического центра Регистра; принимают корректирующие меры по результатам инспекционного контроля; информируют орган по сертификации о введенных изменениях в производственный процесс и т.д.

 

 

Основными принципами сертификации систем качества долж­ны быть: добровольность; исключение дискриминации в досту­пе к системе; объективность и воспроизводимость результатов; конфиденциальность; информативность; четкая определенность области аккредитации органов по сертификации; проверка вы­полнения обязательных требований к продукции (услуге) в сфере законодательного регулирования; достоверность доку­ментированных доказательств заявителя о соответствии дейст­вующей системы качества установленным требованиям.

В качестве нормативных документов, на соответствие кото­рым проводится сертификация, в Регистре используются госу­дарственные стандарты, представляющие собой принятые «методом обложки» международные стандарты ИСО:

ГОСТ Р ИСО 9001-96 «Системы качества. Модель обеспе­чения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;

ГОСТ Р ИСО 9002-96 «Системы качества. Модель обеспе­чения качества при производстве, монтаже и обслуживании»;

ГОСТ Р ИСО 9003-96 «Системы качества. Модель обеспе­чения качества при контроле и испытаниях готовой продук­ции".