Тотемическая мифология моделирует родовую организацию и служит её поддержанию.

11. Эсхатологические мифы – рассказы-пророчества о «конце мира». Эсхатологические мифы.

11. Культовые мифы – разъясняющие религиозные обряды. Религиозный обряд и миф тесно связаны между собой: миф представляет собой «либретто» исполняемого драматического действия, так как исполнитель обряда воспроизводит в лицах рассказанные в мифе события. Множество фактов примата обряда над мифом. Обряд всегда составляет самую устойчивую часть религии, связанные же с ним мифологические представления изменчивы. Миф и обряд в древних культурах составляют единство - мировоззренческое, функциональное, структурное, являет как бы два аспекта первобытной культуры – словесный и действенный, «теоретический» и «практический».

Мифы – священное духовное сокровище племени, связаны с традицией, утверждают принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживают и санкционируют определённые нормы поведения. В культовых мифах момент обоснования, оправдания отчётливо превалирует над моментом объяснения. Культовые мифы, Заговоры и мифы, Обряды и мифы.

Культовый миф всегда является священным, он, как правило, окружён глубокой тайной, он – сокровенное достояние тех, кто посвящён в соответствующий ритуал. Культовые мифы составляют «эсотерическую» (обращённую внутрь) сторону религиозной мифологии. Но есть и другая группа религиозных мифов, составляющая её «экзотерическую» (обращённую вовне) сторону. Это мифы, как бы нарочито придуманные для запугивания непосвящённых, особенно детей, женщин. Обе категории мифов располагаются порой вокруг какого-то общественного явления и связанного с ним ритуала (инициацией, например). Культовые мифы разрастаются на почве тайных союзов, на почве монополизируемых жрецами культов племенных богов, в дальнейшем – в рамках государственно-организованных храмовых культов, в форме богословских спекуляций жрецов. Расщепление религиозно-мифологических образов на эсотерические и экзотерические – явление исторически преходящее, оно характерно для некоторых «племенных» культов и для древних «национальных» религий. В мировых религиях – принципиальная грань между эсотерической и экзротерической мифологией исчезает.

12. Мифы о культурном герое – изобретателе культурных благ: добывания огня, земледелия, ремесла, социальных институтов, брачных правил, обычаев, обрядов. Мифология оказала влияние на формирование героического эпоса, прежде всего через образ культурного героя. Именно этот образ послужил, видимо исходным материалом, из которого впоследствии были «вылеплены» модели эпических героев.

Мифология о культурные достижениях:Культурный герой, близнечные мифы, ан-анек, альбэ + акрисий + алкмена, герой, Абрекил, Али, алпамыш, амбри

Предметы: Колесо, Крест, Ладья, Лестница, Лук, Меч, зу-л-факар, меч Мухаммада, (меч короля Артура), Окно, Пряжа

Геометричекие символы, Квадрат, Круг

Числа

Профессии: Кузнец, амацумара, Обдал, охота, ажвейпш, аже, Пастух, пастырь, Гончар, гром-айеке, Поэт, Царь

Письмена

13. Социальные институты в мифологии -Тотемические мифы, мифы о предках, исторические предания, Предания и мифы, Имена, Инцест, Поколения, Предки, аднан,айравата, Убийство стариков – алагата, Род, Священный брак, Инициация и мифы

Закон, адрастея, Праздник, Еда: Каннибализм,

14. Высшая мифологиия -в связи с делением общества на классы появляются сказания о богах и героях, которые изображаются как предки аристократических родов, местами от этой «аристократической» мифологии отлична жреческая - мифологические сюжеты, разрабатывающиеся замкнутыми корпорациями жрецов. Так создавалась «высшая мифология».

15. Низшая мифология -в верованиях народных масс дольше сохранялась «низшая мифология» - представления о духах природы – лесных, горных, речных, морских, о духах, связанных с земледелием, с плодородием земли, с растительностью. Эта «низшая мифология», более грубая и непосредственная, оказывалась обычно наиболее устойчивой. В фольклоре и поверьях многих народов сохранилась именно «низшая мифология», тогда как «высшая мифология», представления о великих богах, существовавшие у древних кельтских, германских и славянских народов, почти совершенно изгладились в народной памяти и лишь частично влились в образы христианских святых.