Что такое мифология.

Слово «миф» обозначает предание, сказание.

Мифотворчество – важнейшее явление культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира, где абстрактные категории представлены в персонифицированном «очеловеченном» виде. Мифология на определенной стадии существовала у всех народов мира. В мифах различных народов мира - при чрезвычайном их разнообразии – целый ряд мотивов повторяется.

Причины такой универсальной для древнего человечества формы картины мира нужно искать в общих для того уровня культурно-исторического развития особенностях мышления.

2. Особенности мифологического мышления и природа мифологии.

Первобытное мышление - «дологическое», но не алогическое, и исходит из социальной, но не из индивидуальной психологии.

Мифологическое мышление обобщает, оставаясь конкретным и пользуясь знаками, ему свойственна своеобразная логика. Мифология имеет интеллектуальный характер. Мифология наряду с языком и искусством как автономная символическая форма культуры, отмеченная особым способом символической объективации чувственных данных, эмоций.

 

Главные предпосылки своеобразной мифологической логики:

1. первобытный человек ещё не выделял себя из окружающей среды – природной и социальной,

2. элементы логической диффузности, нерасчленённости, синкретизма первобытного мышления, не отделившегося ещё отчётливо от эмоциональной, аффектно-моторной сферы.

Следствием этого явилось наивное очеловечивание окружающей природной среды и вытекающая отсюда всеобщая персонификация в мифах и широкое «метафорическое» сопоставление природных и культурных (социальных) объектов. Человек переносил на природные объекты свои собственные свойства, приписывал им жизнь, человеческие чувства. Выражение сил, свойств и фрагментов космоса в качестве конкретно-чувственных и одушевлённых образов порождало причудливую мифологическую фантастику. Космос часто представляется в мифах живым великаном, из частей которого может быть создан мир, тотемические предки рисуются существами двойной – зооморфной и антропоморфной природы и с лёгкостью меняют свои обличья, болезни имеют вид чудовищ, пожирающих души, сила может быть выражена многорукостью, а хорошее зрение многоглазостью и т.д. При этом все боги, духи, герои связаны чисто человеческими семейно-родовыми отношениями. Некоторые мифологические образы оказываются сложным многоуровневым пучком различительных признаков, входящих в известную мифологическую систему. Мифологические образы представляют одушевлённые, персонализированные конфигурации «метафор», «метафизический», точнее символический образ представляет инобытие того, что он моделирует, ибо форма тождественна содержанию, а не является её аллегорией, иллюстрацией.

«Дологический» характер мифологического мышления проявляется, в частности, в несоблюдении логического закона «исключённого третьего»: объекты могут быть одновременно и самими собой и чем-то иным. В коллективных представлениях ассоциациями управляет закон партисипации (сопричастия) – возникает мистическое сопричастие между тотемической группой и страной света, между страной света и цветами, ветрами, мифическими животными, лесами, реками и т.д.

Символизм мифа представляет его важнейшую черту. Неотчётливое разделение в мышлении субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и её атрибутов, единичного и множественного, пространственных и временных отношений, начала и принципа, т.е. происхождения и сущности. Мифологическое мышление оперирует, как правило, конкретным и персональным, манипулирует внешними вторичными чувственными качествами предметов; Объекты сближаются по вторичным чувственным качествам, по смежности в пространстве и во времени. То, что в научном анализе выступает как сходство, в мифологическом объяснении выглядит как тождество. Конкретные предметы, не теряя своей конкретности, могут становиться знаками других предметов или явлений, т.е. их символически заменять, делая описываемые мифом предметы более умопостигаемыми.

Генетизм мифа - для мифа весьма характерна замена причинно-следственных связей прецедентом - происхождение предмета выдаётся за его сущность. Научному принципу объяснения противопоставляется «начало» во времени. Объяснить устройство вещи это значит рассказать как она делалась, описать окружающий мир – значит рассказать о его происхождении.

Пространство в мифологии неоднородно, его направления обременены различными качествами и свойствам, представление о времени тоже имеет качественный характер. Резкое разграничение мифологического периода и современного, «сакрального» и «профанного» времени, свойственно даже самым примитивным мифологическим системам. Мифологическое время – это то время, когда всё было «не так», как теперь. Мифическое прошлое – это не просто предшествующее время, а особая эпоха первотворения, мифическое время, предшествующее началу эмпирическому времени; мифическая эпоха – это эпоха первопредметов и перводействий: первый огонь, первое копьё, первые поступки и т.д. Всё происходившее в мифическом времени приобретает значение парадигмы (примера, образа), рассматривается как прецедент, служащий образцом для воспроизведения уже в силу того, что данный прецедент имел место в «первоначальные времена». Поэтому миф обычно совмещает в себе два аспекта – рассказ о прошлом (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего, а иногда и будущего (синхронический аспект). Для первобытного сознания всё, что есть сейчас, - результат развёртывания первоначального прецедента. Этиологизм (причина) мифа, попытка объяснить какое-то явление в окружающей среде – существеннейшая черта мифологического мышления.

Мифология предстаёт как замкнутая символическая система, объединённая и характером функционирования, и способом моделирования окружающего мира. Символизм мифа восходит к тому, что конкретно-чувственное может обобщать только становясь знаком, символом – конкретные предметы, не теряя своей конкретности, могут становиться знаком других предметов или явлений, т.е. их символически заменять. Мифическое сознание напоминает, поэтому, код, для которого нужен ключ. Интуитивное эмоциональное начало в мифе приобретает форму творческого упорядочения и даже познавания реальности.

Специфика мифологического мышления –в неразличении реального и идеального, вещи и образа, тела и свойства, «начала» и принципа, в силу чего сходство и смежность преобразуются в причинную последовательность, а причинно-следственный процесс имеет характер материальной метафоры. Отношения не синтезируются, а отождествляются, вместо «законов» выступают конкретные унифицированные образы, где часть функционально тождественна целому. Весь космос построен по единой модели и артикулирован посредством оппозиции «сакрального» (священного) и «профанного» (эмпирического, текущего). Мифологическая логика достигает своих целей как бы ненароком, окольными путями, с помощью материалов, к тому специально не предназначенных, способом «бриколажа» (от французского «играть отскоком, рикошетом». При этом прежде всего вычленяются в своей дискретности многочисленные бинарные оппозиции, типа: высокий – низкий, тёплый – холодный, левый – правый и т. д.

return false">ссылка скрыта

Миф – логический инструмент разрешения фундаментальных противоречий посредствами медиации – прогрессивного посредничествами, механизм которого заключается в том, что фундаментальная противоположность (например, жизни и смерти) подменяется менее резкой противоположностью (например, растительного и животного царства), а эта в свою очередь, - более узкой оппозицией. Так громоздятся всё новые и новые мифологические системы и подсистемы как плоды своеобразной «порождающей семантики», как следствие бесконечных трансформаций, создающих между мифами сложные иерархические отношения. При этом при переходе от мифа к мифу сохраняется и тем самым обнажается их общая «арматура», но меняются «сообщения» или «код». Это изменение при трансформации мифов большей частью имеет образно-метафорический характер, так что один миф оказывается полностью или частично «метафорой» другого.

Коллективные представления являются предметом веры, а не размышлений и носят императивный характер. Если современный европеец дифференцирует естественное и сверхъестественное, то «дикарь» в своих коллективных представлениях воспринимает мир единым.

Содержание мифа мыслится первобытным сознанием вполне реальным (более того, - в силу «прагматического» характера мифа – как «высшая реальность»), различие между реальным и сверхъестественным не проводится. Коллективные представления являются предметом веры, а не размышлений и носят императивный характер. Если современный европеец дифференцирует естественное и сверхъестественное, то «дикарь» в своих коллективных представлениях воспринимает мир единым.

Коллективный практический опыт, каков бы он ни был, накапливался множеством поколений, поэтому лишь он рассматривался как достаточно надёжный. Для всякого первобытного общества этот опыт сосредоточен в мудрости предков, в традиции; поэтому осмысление фактов внешнего мира оказывалось делом веры, вера же не подлежала проверке и не нуждалась в ней.

Итак, неспособность провести различие между естественным и сверхъестественным, безразличие к противоречию, слабое развитие абстрактных понятий, чувственно-конкретный характер, метафоричность, эмоциональность – эти и другие особенности первобытного мышления превращают мифологию в очень своеобразную символическую (знаковую) систему, в терминах которой воспринимался и описывался мир.