Индивидуализация педагогической деятельности: стиль и профессионально важные качества специалиста (дизайнера, педагога).

Стиль деятельности - это взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления определенной деятельности, как правило, предполагающей взаимодействие с людьми и выступающей как динамический стереотип

Принято выделять три основных стиля деятельности:

  • авторитарный,
  • демократический,
  • попустительский.

Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется:

  • в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);
  • характере реакций на те или иные педагогические ситуации;
  • выборе методов обучения;
  • подборе средств воспитания,
  • стиле педагогического общения;
  • реагировании на действия н поступки детей;
  • манере поведения;
  • предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;
  • применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

А.К. Маркова выделяет три основные стороны труда учителя: собственно педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность учителя. К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся:

  • педагогическая эрудиция;
  • педагогическое целеполагание;
  • педагогическое (практическое и диагностическое) мышление;
  • педагогическая интуиция;
  • педагогическая импровизация;
  • педагогическая наблюдательность;
  • педагогический оптимизм, педагогическая находчивость;
  • педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия.