Информатизация образования с точки зрения компетентностного подхода
Последнее время деятельность учителя рассматривается с точки зрения компетентностного подхода. Напомним, что компетентностью называют интегративную характеристику качеств человека (работника), ориентированную на решение реальных задач, определяемых его должностью (полномочиями, правами). Здесь:
ИКТ-компетенция учителя – неразрывно связанные между собой как в содержательном, так и в деятельностном аспектах, научно-педагогические области:
• преподавание учебного предмета с использованием средств ИКТ;
• осуществление информационной деятельности и информационного взаимодействия между участниками учебно-воспитательного процесса в условиях использования потенциала распределенного информационного ресурса локальных и глобальной компьютерных сетей;
• экспертная оценка психолого-педагогической, содержательно-методической значимости электронных изданий образовательного назначения, электронных средств учебного назначения и учебно-методических комплексов, в состав которых они включены;
• предотвращение возможных негативных последствий использования средств ИКТ в образовательном процессе;
• автоматизация информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением на базе средств ИКТ, в которых учитель должен быть хорошо осведомлен (Роберт И.В., Поляков В.А.).
Виды работ при подготовке учителя к уроку с использованием и без использования компьютера (%) (Собкин В.С., Адамчук Д.В., исследования 2006 года)
Задачи | с использованием компьютера | без использования компьютера |
составление плана урока | 29,8 | 81,6 |
подготовка экспозиционного материала | 51,9 | 31,2 |
подготовка контрольных заданий | 70,6 | 36,5 |
просмотр методических рекомендаций | 32,5 | 62,5 |
знакомство с дополнительной информацией по теме урока | 61,1 | 56,7 |
другое | 1,0 | 1,4 |
Нам важно, как информатизация отражается на математическом образовании. Выделим компетенции учителя математики (Махрова Л.В.).