ГЛАВА 1

Приказ МО РБ от 10.09.2014 г. № 967

 

 

Об утверждении Инструкции о порядке организации идеологической работы
в Вооруженных Силах

На основании подпункта 7.38 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2006 г. № 719 «Вопросы центральных органов военного управления Вооруженных Сил Республики Беларусь»,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке организации идеологической работы в Вооруженных Силах.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 октября 2014 г.

Настоящий приказ разослать до отдельной воинской части.

Министр обороны

Республики Беларусь

генерал-лейтенант Ю.В.Жадобин

 

УТВЕРЖДЕНО

Приказ Министра обороны

Республики Беларусь

2014 №

ИНСТРУКЦИЯ

О порядке организации идеологической работы

В Вооруженных Силах

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. В настоящей Инструкции определяются основные направления, порядок организации и проведения идеологической работы
в Вооруженных Силах (далее – идеологическая работа).

Настоящая Инструкция распространяется на транспортные войска.

2. Идеологическая работа – целенаправленная деятельность должностных лиц из числа руководящего состава центральных органов военного управления, командующих, командиров, начальников, военных комиссаров (далее – командиры, начальники), должностных лиц штабов, органов идеологической работы Вооруженных Сил (далее – органы идеологической работы) по реализации политики белорусского государства в области идеологии в Вооруженных Силах, среди населения республики и международной общественности в интересах эффективного решения задач, связанных с обеспечением военной безопасности Республики Беларусь.

Объектами идеологической работы являются военнослужащие, гражданский персонал Вооруженных Сил (далее, если иное
не установлено в настоящей Инструкции, – военнослужащие
и гражданский персонал), население республики, международная общественность.

3. Основными целями идеологической работы являются достижение
и поддержание высокого морального духа военнослужащих
и гражданского персонала, воспитание у граждан Республики Беларусь чувства патриотизма, формирование у международной общественности понимания и поддержки миролюбивой политики Республики Беларусь.

4. Основными задачами идеологической работы являются:

обеспечение поддержки со стороны военнослужащих
и гражданского персонала внутренней и внешней политики Республики Беларусь;

воспитание у военнослужащих и гражданского персонала преданности Республике Беларусь, верности воинскому долгу по защите личности, общества и государства;

формирование и поддержание морально-психологического состояния (далее – МПС) военнослужащих и гражданского персонала на уровне, обеспечивающем выполнение задач, возложенных на Вооруженные Силы;

пропаганда среди военнослужащих и гражданского персонала основ белорусской государственности, белорусской политической системы
и социально-экономической модели, национальных традиций, духовных
и моральных ценностей;

сплочение воинских коллективов, формирование у военнослужащих и гражданского персонала личных качеств, обеспечивающих безупречное исполнение ими служебных обязанностей, соблюдение воинской, трудовой (служебной) дисциплины;

обеспечение социально-психологической адаптации военнослужащих и гражданского персонала к специфическим условиям исполнения служебных обязанностей;

проведение разъяснительной работы с военнослужащими
и гражданским персоналом по недопущению вовлечения
их в объединения деструктивной направленности;

участие в выявлении источников угроз национальной безопасности
в информационной сфере, выработке предложений по нейтрализации негативного информационно-психологического воздействия
на военнослужащих и гражданский персонал, противодействии распространению в обществе деструктивной идеологии;

формирование в обществе чувства патриотизма, готовности граждан
к защите независимости, территориальной целостности, суверенитета
и конституционного строя Республики Беларусь;

разъяснение международной общественности в пределах предоставленной компетенции основных направлений внешней
и внутренней политики Республики Беларусь, принимаемых
в государстве мер по обеспечению национальной и международной безопасности.

5. Идеологическая работа реализуется в трех взаимосвязанных сферах:

в системе идеологической работы с личным составом;

в информационной деятельности;

в контрпропагандистской деятельности.

6. Командиры, начальники несут персональную ответственность
за состояние идеологической работы в подчиненных воинских коллективах и организациях.

Непосредственная организация идеологической работы возлагается
на заместителей командиров по идеологической работе либо лиц, наделенных полномочиями по ее организации там, где эта воинская должность не предусмотрена в штате.

 

7. Планирование идеологической работы осуществляется:

в Министерстве обороны – на год (план согласовывается
в Государственном секретариате Совета Безопасности Республики Беларусь);

в командованиях Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны (далее – ВВС и войска ПВО), сил специальных операций Вооруженных Сил (далее – ССО), Департаменте транспортного обеспечения Министерства обороны (далее – ДТрО), управлениях оперативных командований, соединений, воинских частях
(за исключением батальонов (дивизионов), входящих в состав соединений), военных комиссариатах областей (города Минска), военных учебных заведениях, организациях Вооруженных Сил (далее, если иное
не установлено в настоящей Инструкции, – воинские части) – на год (основные мероприятия по идеологической работе включаются в план-календарь основных мероприятий на месяц);

в батальонах (дивизионах, эскадрильях и им равных), отдельных ротах – на месяц (в плане идеологической работы);

в ротах (батареях) – на неделю (в расписании занятий).

8. План идеологической работы включает в себя следующие разделы:

I. Идеологическая работа по обеспечению боевой
и мобилизационной готовности.

II. Воспитательная работа (по видам воспитательной работы).

III. Информационно-пропагандистская работа.

IV. Психологическая работа.

V. Социально-правовая деятельность.

VI. Социокультурная деятельность.

VII. Информационная деятельность.

9. Анализ эффективности идеологической работы осуществляется постоянно.

На основании оценки складывающейся обстановки командиры, должностные лица штабов, органов идеологической работы принимают оперативные меры по управленческому воздействию, проводят корректировку мероприятий по идеологической работе по срокам, месту проведения, составу участников и их смысловому содержанию.

Спланированный комплекс мероприятий доводится до исполнителей
в приказах, приказаниях, телеграммах, указаниях, выписках из планов.

Оценка эффективности проведенных мероприятий
по идеологической работе отражается в материалах подведения итогов
со следующей периодичностью:

в командованиях ВВС и войск ПВО, ССО, ДТрО, управлениях оперативных командований, военных учебных заведениях, организациях Вооруженных Сил и военных комиссариатах областей (города Минска) – один раз в полугодие;

в соединениях и воинских частях – не реже одного раза в три месяца;

в батальонах (дивизионах), эскадрильях – ежемесячно;

в ротах (батареях) – еженедельно.

10. Состояние идеологической работы является одним из критериев оценки деятельности Вооруженных Сил.

Критериями оценки эффективности идеологической работы
в Вооруженных Силах являются:

степень понимания военнослужащими и членами их семей государственной политики Республики Беларусь, реализуемая в поддержке с их стороны политического курса Главы государства (оценивается через изучение динамики социальных (социально-политических) настроений посредством их постоянного мониторинга,
а также по результатам участия личного состава в проводимых в стране выборах и референдумах);

уровень морально-психологической готовности личного состава
к выполнению задач по предназначению (определяется оценкой МПС каждого воинского коллектива, порядок которой устанавливается
в локальном нормативном правовом акте Министерства обороны);

состояние воинской дисциплины (оценивается по показателям динамики происшествий, связанных с гибелью военнослужащих
при исполнении обязанностей военной службы, а также преступлений, совершенных при исполнении обязанностей военной службы, в сравнении
с аналогичным периодом прошлого года).

11. Совершенствование знаний и практических навыков офицеров органов идеологической работы, лиц, наделенных полномочиями
по ее организации, проводится на курсах повышения квалификации
и переподготовки офицерских кадров в учреждениях образования,
на занятиях в системе профессионально-должностной подготовки, в ходе самостоятельной подготовки, а также на учебно-методических сборах, проводимых под руководством:

помощника Министра обороны по идеологической работе
в Вооруженных Силах – начальника главного управления идеологической работы Министерства обороны (далее – ГУИР), – один раз в год;

заместителей по идеологической работе командующих ВВС
и войсками ПВО, ССО, войсками оперативных командований, – один раз
в год.

12. Научное и методическое сопровождение идеологической работы
в Вооруженных Силах возлагается на учреждение образования «Военная академия Республики Беларусь».

 

13. Научно-практическая конференция представителей органов идеологической работы Вооруженных Сил по актуальным проблемам теории и практики идеологической работы в Вооруженных Силах проводится ежегодно.

14. Подготовка научных работников высшей квалификации
для органов идеологической работы Вооруженных Сил осуществляется
в магистратуре и адъюнктуре учреждения образования «Военная академия Республики Беларусь», а также в аспирантурах государственных научных учреждений и учреждений образования Республики Беларусь.

ГЛАВА 2

ОРГАНИЗАЦИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ

15. Идеологическая работа с личным составом организуется на всех уровнях управления и проводится по следующим основным направлениям: воспитательная работа, информационно-пропагандистская работа, психологическая работа, социально-правовая деятельность, социокультурная деятельность.

16. Воспитательная работа – система мер и мероприятий
по воздействию на сознание, мировоззрение, волю и чувства военнослужащих и гражданского персонала в целях формирования
у каждой из них идейно-нравственных качеств личности, готовой сознательно исполнять должностные обязанности, развития
в подчиненных воинских (трудовых) коллективах общей (коллективной) заинтересованности в повышении уровня и качества решения задач, возложенных на Вооруженные Силы.

17. Основными задачами воспитательной работы являются:

формирование любви к Родине, готовности к защите Отечества;

развитие у воинов профессионального самосознания, чувства долга
и ответственности за его выполнение;

закрепление и развитие мотивов безусловного выполнения Конституции Республики Беларусь, законодательных актов, общевоинских уставов, дисциплинированного поведения, уважения
к командирам, начальникам, беспрекословного подчинения им.

18. Воспитательная работа проводится постоянно в ходе повседневной служебной деятельности и боевой (оперативной) подготовки дифференцированно с военнослужащими всех категорий
и гражданским персоналом.

Исходя из особенностей выполняемых силами и средствами соединения (воинской части) задач, в расписаниях занятий предусматривается время для проведения мероприятий по воспитательной работе три раза в неделю по 50 минут, как правило, в вечернее время.

19. Основными видами воспитательной работы являются воинское, гражданско-патриотическое, государственно-правовое, духовно-нравственное и семейно-бытовое воспитание.

20. Воинское воспитание – это процесс формирования
у военнослужащих высоких морально-психологических и боевых качеств, необходимых для успешного выполнения задач по предназначению.

21. Основными задачами воинского воспитания военнослужащих являются:

выработка понимания предназначения Вооруженных Сил, своего места и роли в выполнении возложенных задач;

формирование чувства верности Военной присяге и необходимости неукоснительного выполнения общевоинских уставов;

привитие дисциплинированности;

воспитание высокой бдительности и боевой готовности;

развитие стремления к овладению воинской специальностью, боевой техникой и оружием;

формирование бережного отношения к боевой технике и оружию, военному имуществу.

22. Формами воинского воспитания являются:

поддержание уставного порядка в организации жизнедеятельности
в воинской части (подразделении);

соблюдение боевых традиций Вооруженных Сил и воинских ритуалов;

занятия по боевой (профессионально-должностной) подготовке;

моделирование условий и обстановки современного боя в учебном процессе;

соревнования на лучшего специалиста;

выступления лучших военнослужащих перед сослуживцами
по обмену опытом учебы и службы.

23. Гражданско-патриотическое воспитание – это процесс формирования у личного состава любви к Родине, патриотического сознания, четкой гражданской позиции, готовности к самоотверженному служению Отечеству, осознания личной ответственности за его защиту.

24. Основными задачами гражданско-патриотического воспитания являются:

воспитание любви к Родине, гордости за нее, уважения к истории, бережного отношения к обычаям и традициям народа;

формирование твердой гражданской позиции, готовности отстаивать национальные интересы Республики Беларусь.

25. Формами гражданско-патриотического воспитания являются:

деятельность по предназначению музеев (комнат) боевой славы;

благоустройство и уход за воинскими захоронениями, памятниками
и другими памятными местами;

проведение в воинских частях Дней открытых дверей;

организация и проведение мероприятий, посвященных государственным праздникам, праздничным дням и памятным датам, годовым праздникам соединений и воинских частей;

выступления ветеранов Великой Отечественной войны, Вооруженных Сил, воинов-интернационалистов перед личным составом воинских частей.

26. На командиров воинских частей возлагается оказание содействия
и помощи должностным лицам местных органов власти, учреждений образования, структур молодежных общественных объединений
в порядке, установленном в законодательных актах, в организации спортивно-патриотических лагерей, а также учебно-полевых сборов
с допризывной молодежью и выполнения начального упражнения стрельб из автомата Калашникова и малокалиберной винтовки (далее – стрелковое оружие).

В ходе планирования мероприятий по боевой подготовке
на предстоящий год, исходя из предполагаемого количества учебно-полевых сборов, спортивно-патриотических лагерей, в соответствующих воинских частях производится расчет потребности в боеприпасах
для выполнения начального упражнения стрельб из стрелкового оружия. Потребное количество боеприпасов, исходя из норм расхода, включается
в расчет распределения боеприпасов для обеспечения боевой подготовки Вооруженных Сил и транспортных войск.

27. Государственно-правовое воспитание − целенаправленное систематическое воздействие на сознание и поведение военнослужащих
и гражданского персонала в целях формирования у них позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентиров, мотивов и установок, побуждающих их в служебной деятельности (работе) и в быту соблюдать (исполнять) установленные правовые нормы и действовать в соответствии
с ними, а также принятыми в обществе принципами и нормами поведения.

28. Основными задачами государственно-правового воспитания являются:

разъяснение правовых основ государства, воинской обязанности
и воинской службы, а также других правовых норм;

формирование у личного состава социально-полезных качеств, основанных на знании и уважении правовых норм, правильном понимании, сознательном выполнении и применении их в соответствии
с определенными ими целями в служебной деятельности (работе) (далее – правовая культура).

29. Основными формами государственно-правового воспитания являются:

изучение правовых норм при проведении занятий по государственно-правовой тематике в системе идеологической подготовки, в часы самостоятельной подготовки в системе профессионально-должностной подготовки;

доведение и углубленное разъяснение в пределах компетенции положений законодательства в ходе правового информирования;

правовое консультирование военнослужащих и гражданского персонала по основным направлениям их служебной (трудовой) деятельности.

30. Духовно-нравственное воспитание – формирование
у военнослужащих и гражданского персонала моральных качеств, норм
и принципов поведения на основе нравственных ценностей и традиций белорусского народа.

31. Основными задачами духовно-нравственного воспитания являются:

воспитание посредством применения средств культуры и искусства высокой духовности и нравственных качеств, чувства гордости за свое Отечество и Вооруженные Силы;

приобщение личного состава к ценностям отечественной и мировой культуры, художественному самодеятельному творчеству;

организация культурного досуга и формирование культуры взаимоотношений в воинских коллективах в интересах поддержания
на должном уровне духовно-эмоционального состояния и МПС личного состава.

32. Формами духовно-нравственного воспитания являются:

лекции, беседы, лектории, показ кино- и видеофильмов, вечера чествования лучших военнослужащих, тематические вечера;

встречи с деятелями культуры и искусства, литературные вечера, диспуты, экскурсии, посещение концертов, творческих вечеров, фото-
и художественных выставок, культурное обеспечение праздничных мероприятий;

работа в кружковой (курсовой) сети, развитие художественного творчества, работа самодеятельных исполнителей и в составе творческих коллективов, проведение концертов, вечеров отдыха, дискотек;

художественно-эстетическое оформление территории военных городков (мест дислокации воинских частей).

33. Семейно-бытовое воспитание – деятельность по формированию
у военнослужащих и членов их семей необходимых качеств, способствующих достижению высоких показателей в служебной деятельности военнослужащих.

34. Задачами семейно-бытового воспитания являются:

воспитание у военнослужащих и гражданского персонала, членов
их семей высокой духовности и нравственных качеств;

оказание военнослужащим и гражданскому персоналу, членам
их семей социально-бытовой, правовой и другой поддержки.

35. Основными формами семейно-бытового воспитания являются:

изучение социальных настроений военнослужащих и членов
их семей на предмет удовлетворенности социально-бытовыми условиями жизни, условиями прохождения военной службы и прочими;

организация деятельности по предназначению общественных институтов в воинской части (офицерского собрания, женского совета, совета общежития и других);

организация семейного досуга и других мероприятий, направленных на укрепление семейных отношений.

36. Основной формой воздействия на сознание и чувства личного состава является индивидуальная воспитательная работа, предполагающая изучение индивидуальных особенностей военнослужащих, правильный
и рациональный выбор методов, приемов, средств и форм влияния
на каждого из них, обеспечение их охвата постоянным педагогическим влиянием.

37. Содержание индивидуальной воспитательной работы командира
с подчиненными военнослужащими включает в себя:

изучение их деловых и морально-психологических качеств, выработку рекомендаций по их воспитанию (самовоспитанию);

выбор и осуществление индивидуального воспитательного воздействия;

обучение подчиненных командиров (начальников) организации
и методике индивидуальной воспитательной работы;

осуществление анализа результативности воспитания военнослужащих, формулирование выводов с целью наращивания воспитательного воздействия на личность военнослужащего в ходе его дальнейшей военной службы.

38. Индивидуальную воспитательную работу проводят все должностные лица воинских частей, основываясь на принципе: каждый командир (начальник) учит и воспитывает прежде всего непосредственно подчиненных ему военнослужащих.

39. Система индивидуальной воспитательной работы создается
в воинской части в соответствии со спецификой выполняемых задач
по предназначению и включает в себя определение
ее целей, задач и состояния, порядка проведения, осуществление контроля
и анализа полученных результатов.

Система индивидуальной воспитательной работы устанавливается отдельным разделом в приказе командира воинской части
о системе работы должностных лиц по поддержанию воинской дисциплины.

40. С целью оказания помощи в освоении воинской должности
за офицерами, прапорщиками, а также солдатами и сержантами, поступившими на военную службу по контракту, в приказе командира воинской части закрепляются наставники из числа опытных офицеров (прапорщиков), склонных к педагогической работе, сроком на один год.

41. Информационно-пропагандистская работа – это целенаправленная деятельность по проведению в Вооруженных Силах идеологии белорусского государства, государственной политики в области военной безопасности Республики Беларусь, выработке и распространению научных знаний, своевременному доведению и разъяснению политически значимой информации с целью формирования у военнослужащих
и гражданского персонала осознанного стремления отстаивать интересы Республики Беларусь и готовности защищать Отечество.

42. Основными задачами информационно-пропагандистской работы
в Вооруженных Силах являются:

формирование у военнослужащих и гражданского персонала политической культуры и ответственности за судьбу Отечества;

разъяснение военнослужащим и гражданскому персоналу внутренней и внешней политики Республики Беларусь;

всестороннее и объективное информирование военнослужащих
и гражданского персонала о событиях в мире, Республике Беларусь
и жизнедеятельности Вооруженных Сил;

обеспечение личного состава периодическими изданиями.

43. Основными видами информационно-пропагандистской работы являются идеологическая подготовка и информирование.

44. Основными формами информационно-пропагандистской работы являются: лекции, доклады, выступления должностных лиц из числа руководящего состава Вооруженных Сил в средствах массовой информации (далее – СМИ), их обращения к личному составу, митинги, демонстрация кино-, видеофильмов, просмотр (прослушивание) теле-, радиопередач, собрания военнослужащих, вечера вопросов и ответов, устные журналы, тематические вечера, утренники, диспуты, викторины, индивидуальные и групповые беседы, информационные бюллетени, боевые листки, агитплакаты, радиорепортажи и другие.

45. Идеологическая подготовка проводится с военнослужащими всех категорий и гражданским персоналом и направлена на формирование
у них политического и правового сознания, активной жизненной позиции, психолого-педагогических знаний и практических навыков. Занятия проводят, как правило, должностные лица в учебных группах
и в соответствии с учебными планами.

46. Идеологическая подготовка проводится в рамках боевой (профессионально-должностной, в том числе специальной) подготовки
на основании тематического плана.

47. Тематические планы идеологической подготовки, а также типовые лекционные материалы разрабатываются ежегодно в учреждении образования «Военная академия Республики Беларусь» совместно
с должностными лицами Академии управления при Президенте Республики Беларусь и согласовываются в ГУИР.

48. Занятия по идеологической подготовке проводятся:

с офицерами оперативно-стратегического, оперативного (оперативно-тактического) звеньев управления, из числа профессорско-преподавательского состава учреждений образования – 10 часов в системе плановой профессионально-должностной подготовки; 10 часов
в служебное время, установленное в приказе командира воинской части, под руководством руководителей групп идеологической подготовки (далее – руководители групп);

с офицерами соединений, воинских частей, организаций Вооруженных Сил, факультетского звена учреждений образования – 10 часов в системе плановой профессионально-должностной подготовки; 24 часа в служебное время, установленное в приказе командира воинской части, под руководством руководителей групп;

с прапорщиками, сержантами и солдатами, проходящими военную службу по контракту, – еженедельно по два часа, как правило, в утреннее время в дни, установленные в приказе командира воинской части;

с военнослужащими срочной военной службы – еженедельно продолжительностью не менее двух часов, как правило, в утреннее время.

с гражданским персоналом – ежемесячно по два часа в виде информирования в дни проведения специальной подготовки.

49. Занятия с сержантами и солдатами, проходящими военную службу по контракту, а также военнослужащими срочной военной службы организуются, как правило, в отдельных группах.

50. При проведении занятий по идеологической подготовке применяются активные формы обучения.

51. Руководителями групп назначаются офицеры органов идеологической работы, а также другие наиболее подготовленные офицеры (как правило, командиры подразделений).

52. Порядок подготовки и система контроля за готовностью руководителей групп к занятиям определяются в приказе командира воинской части об организации информационно-пропагандистской работы, в котором предусматривается проведение инструкторско-методических занятий с руководителями групп не реже одного раза в месяц по два часа под руководством заместителя командира
по идеологической работе, а также выделение им не менее двух часов служебного времени в неделю для подготовки к занятиям.

Перед началом каждого учебного года с руководителями групп
в воинских частях проводится однодневный учебно-методический сбор.

53. Контроль за ходом занятий по идеологической подготовке проводят соответствующие должностные лица постоянно с отражением результатов:

с офицерами – в журналах учета профессионально-должностной подготовки;

с прапорщиками, сержантами и солдатами, проходящими военную службу по контракту на должностях прапорщиков, гражданским персоналом – в журналах учета идеологической (специальной) подготовки;

с военнослужащими срочной военной службы, а также военнослужащими, проходящими военную службу по контракту
на должностях солдат и сержантов, – в журналах учета боевой подготовки.

54. Определение уровня подготовки военнослужащих
по идеологической подготовке с выставлением оценок осуществляется
в ходе контрольных занятий, проверок и плановых занятий (ежемесячно).

55. В ходе проверок органов военного управления и воинских частей контрольные занятия с военнослужащими проводятся в форме семинарского занятия с применением метода индивидуального собеседования с каждым военнослужащим либо в форме тестирования.

56. Для воинских частей, проверяемых по плану Министерства обороны, перечень вопросов для подготовки проверяемых
по идеологической подготовке и комплекты билетов с вопросами
по предмету разрабатываются в проверяемых органах военного управления, воинских частях, военных комиссариатах и представляются на согласование в ГУИР и утверждение председателю комиссии. Председатель комиссии может поручить разработку билетов членам комиссии.

57. К контрольным занятиям по идеологической подготовке привлекаются 100% военнослужащих всех категорий.

58. Индивидуальные знания военнослужащего оцениваются:

«отлично», если он в совершенстве овладел учебной программой
и способен применять полученные знания на практике;

«хорошо», если он овладел учебной программой и способен применять полученные знания на практике;

«удовлетворительно», если он слабо овладел учебной программой;

«неудовлетворительно», если он не овладел учебной программой, совершал грубые дисциплинарные проступки в течение учебного года.

59. Оценка учебных групп, подразделений, воинских частей определяется на основании индивидуальных оценок военнослужащих:

«отлично», если 100% военнослужащих получили положительные оценки, при этом не менее 50% – «отлично»;

«хорошо», если не менее 90% военнослужащих получили положительные оценки, при этом не менее 50% – не ниже «хорошо»;

«удовлетворительно», если не менее 80% военнослужащих получили положительные оценки, при этом не выполнены показатели
для получения оценки «хорошо» или «отлично»;

«неудовлетворительно», если менее 80% военнослужащих получили положительные оценки.

60. Проверяющий учебную группу по идеологической подготовке имеет право снижать оценку обучаемому на один балл за грубые нарушения воинской дисциплины и невыполнение им требований, изложенных в общевоинских уставах Вооруженных Сил.

61. Оценка руководителю группы определяется с учетом уровня
его знаний по программе идеологической подготовки.

62. Информирование военнослужащих и гражданского персонала –деятельность должностных лиц органов военного управления, направленная на доведение до военнослужащих и гражданского персонала воинских частей необходимой социально-политической,военно-политической, правовой и другой информации.

63. К проведению информирования в подразделениях привлекаются командиры воинских частей, офицеры органов идеологической работы
и штабов, начальники служб, приглашаются преподаватели учреждений образования, представители местных исполнительных
и распорядительных органов, общественных объединений.

64. Видами информирования являются текущее, правовое, оперативное и боевое информирование.

65. Текущее информирование – плановое доведение
до военнослужащих всех категорий и гражданского персонала необходимой информации, имеющей общественное значение.

Текущее информирование проводится, как правило, в виде устного изложения материала. Его планирует на неделю заместитель командира воинской части по идеологической работе.

Подбор тем информирования осуществляет заместитель командира воинской части (подразделения) по идеологической работе
на календарный месяц. Темы информирования вносятся в расписания занятий подразделений.

66. Текущее информирование проводится:

с военнослужащими срочной военной службы – два раза в неделю
по 30 минут в утреннее время;

с офицерами, прапорщиками, сержантами и солдатами, проходящими военную службу по контракту, и гражданским
персоналом – один раз в месяц по 50 минут;

с офицерами структурных подразделений Министерства обороны, Генерального штаба Вооруженных Сил и Вооруженных Сил – в день, предшествующий проведению единого дня информирования
в Вооруженных Силах.

67. Правовое информирование заключается в доведении
и разъяснении в пределах компетенции законодательства о Вооруженных Силах, социальных и правовых гарантий, прав, обязанностей
и ответственности военнослужащих и гражданского персонала.

Основными формами правового информирования являются: лекции
и доведение информации на правовые темы, проведение вечеров вопросов
и ответов, размещение материалов в уголках правовой информации
в подразделениях воинских частей.

Правовое информирование проводят, как правило, должностные лица юридической службы.

68. Правовое информирование проводится:

с военнослужащими срочной военной службы – один раз в неделю
по 30 минут в утреннее время;

с офицерами, прапорщиками, сержантами и солдатами, проходящими военную службу по контракту, и гражданским
персоналом – один раз в месяц по 50 минут.

с офицерами структурных подразделений Министерства обороны, Генерального штаба Вооруженных Сил и Вооруженных Сил – в ходе учебных занятий в системе профессионально-должностной подготовки.

69. Оперативное информирование – немедленное доведение
до военнослужащих важных сведений военно-политического, оперативно-тактического и специального характера в реальном масштабе времени.

Оперативное информирование проводит командир подразделения или его заместитель по идеологической работе в соответствии
со складывающейся обстановкой.

70. Боевое информирование – доведение и разъяснение военнослужащим задач Вооруженных Сил, воинских частей
и подразделений, а также хода и практических результатов
их выполнения; информации о подвигах, отличиях, мужественных
и благородных поступках военнослужащих, гражданского персонала, боевых традициях Вооруженных Сил.

71. Боевое информирование организуется и проводится
на войсковых учениях, при оказании помощи населению в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и в боевой обстановке.

72. Боевое информирование проводят командир подразделения
и его заместители. Периодичность проведения боевого информирования определяет командир подразделения в соответствии со складывающейся обстановкой.

73. Боевое информирование может осуществляться в форме сообщения, радиопередачи, боевого листка, листка-молнии.

74. Единый день информирования представляет собой комплекс информационно-пропагандистских и воспитательных мероприятий
по разъяснению военнослужащим и гражданскому персоналу актуальных вопросов международного положения, государственной политики
в области военной безопасности Республики Беларусь, изучению положения дел в воинских частях (подразделениях) и оказанию практической помощи их командирам (начальникам) в решении задач
по предназначению.

75. Единые дни информирования проводятся каждый третий четверг месяца с участием руководителей вышестоящих органов военного управления. План единого дня информирования утверждает командир воинской части. Этот план, как правило, включает в себя: лекцию
или доклад по заданной теме; демонстрацию кино-, видеофильмов
или кино-, видеоматериалов; прослушивание аудиозаписей; изучение положения дел в воинских частях (подразделениях); проведение воспитательных мероприятий; личный прием граждан; выработку рекомендаций по улучшению положения дел; подведение итогов.

76. Итоги единого дня информирования сообщаются в вышестоящий орган идеологической работы ежеквартально в донесении по взаимному информированию с указанием: кто, где, когда и перед какой аудиторией выступал, какие проблемы подняли присутствующие и какие ответы
на них они получили.

77. Просмотр и прослушивание информационных программ белорусских телевидения и радио включаются в распорядок дня воинской части.

78. Для информационного обеспечения личного состава в воинских частях и отдельно расположенных их подразделениях создаются радиоузлы. Радиоузлом воинской части руководит заместитель командира
по идеологической работе. Состав внештатной редакционной коллегии воинской части (далее – редколлегия) определяет командир воинской части. Работой членов редколлегии руководит редактор местных радиопрограмм, которым, как правило, назначается офицер
по идеологической подготовке и информации или начальник клуба
(там, где их воинские должности не предусмотрены в штате, – заместитель командира подразделения по идеологической работе).

79. Средства визуальной информации – это специальные изобразительные средства, предназначенные для оказания воспитательного воздействия на сознание и поведение военнослужащих
и гражданского персонала.

К ним относится наглядно-художественное оформление территории военных городков, расположений личного состава, комнат досуга
и информирования.

80. В комнатах досуга и информирования размещаются следующие информационные стенды: «Конституция Республики Беларусь», «Государственные символы Республики Беларусь», «Президент Республики Беларусь» (портрет), «Главнокомандующий Вооруженными Силами Республики Беларусь», «Структура государственной власти Республики Беларусь», «Законодательство Республики Беларусь и Вооруженные Силы», «Состав Вооруженных Сил Республики Беларусь», «Задачи Вооруженных Сил Республики Беларусь», «Руководящий состав Вооруженных Сил Республики Беларусь», «Военная присяга», «Боевое Знамя воинской части», «Свято храни и умножай боевые традиции», «Боевой путь воинской части», «Белорусский республиканский союз молодежи», «Республика Беларусь», «Города и регионы», «Минск – город-герой», учреждение образования «Военная академия Республики Беларусь», «Военные факультеты учреждений образования», «Моя боевая семья», а также информационный материал (папка) об административных процедурах, осуществляемых в воинской части по заявлениям граждан.

В указанных комнатах могут также размещаться стенды, содержащие дополнительную информацию об истории и современности края, населенного пункта, в котором дислоцируется воинская часть, жизнедеятельности в воинской части, располагаться тематические панно, композиции, фотоэкспозиции, посвященные Республике Беларусь
и Вооруженным Силам.

81. В подразделениях создается мобильный вариант комнаты досуга
и информирования, удобный для использования на учениях и полевых занятиях.

82. В помещении казармы располагаются стенды «Уголок правовой информации», фотоэкспозиции о ходе боевой подготовки и лучших специалистах воинской части, подразделения.

83. На территории военного городка размещаются стенды на военно-патриотическую тематику, газетные витрины, информационные щиты, рекламные объявления, лозунги и плакаты, соответствующие общему замыслу художественной композиции, а в общедоступном для граждан месте информационный стенд об административных процедурах, осуществляемых в воинской части по заявлениям граждан.

84. На территории военного комиссариата размещаются стенды
на военно-патриотическую тематику, информационные щиты, рекламные объявления, лозунги и плакаты.

85. В военных комиссариатах рекомендуется иметь следующие информационные стенды: «Республика Беларусь и ее Вооруженные Силы», «Как стать офицером Вооруженных Сил Республики Беларусь»,
«Об условиях поступления на военную службу по контракту»,
«Об условиях призыва на срочную военную службу и службу в резерве Вооруженных Сил», а также стенды, содержащие информацию
о передовом опыте гражданско-патриотического воспитания, жизнедеятельности, осуществляемой в воинских частях, дислоцирующихся в области (районе, городе), стенды с информацией
о лучших военнослужащих, призванных из данного военного комиссариата и проходящих военную службу в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях, ветеранах войны
и Вооруженных Сил, воинах-интернационалистах.

86. Стенная печать – печатные (рукописные) средства информации подразделения. Основными формами стенной печати являются стенные
и сатирические газеты, фотогазеты, боевые листки, листки-молнии, информационные бюллетени.

87. Стенная печать подразделений выпускается со следующей периодичностью:

стенгазета – ежемесячно (для отдельных радиолокационных рот, радиолокационных узлов, подразделений кадра – не реже одного раза
в квартал);

сатирическая газета и фотогазета – ежеквартально;

боевые листки, листки-молнии, информационные бюллетени –
по мере необходимости.

88. Выпуск стенной печати организуется силами внештатной редакционной коллегии, состав которой в количестве трех человек избирается на общем собрании личного состава подразделения. Дополнительно в него включаются редакторы боевых листков, которых назначают командиры взводов. Состав редколлегии стенной печати утверждает командир подразделения.

89. Идеологический актив воинских подразделений –
это военнослужащие и гражданский персонал, непосредственно участвующие в проведении мероприятий по идеологической работе, направленных на поддержание и укрепление правопорядка и воинской дисциплины в воинских подразделениях, сплочение и формирование
в них здоровых морально-нравственных взаимоотношений, повышение уровня информированности личного состава о значимых событиях общественно-политической жизни в стране и за рубежом, а также
на организацию его культурного досуга.

90. Обучение идеологического актива проводится с применением лекционно-семинарского метода на плановых сборах и занятиях
под руководством заместителя командира воинской части
по идеологической работе, а также на курсах идеологического актива
и в школе солдатского актива на базе 72 гвардейского объединенного учебного центра подготовки прапорщиков и младших специалистов.

91. Обучение идеологического актива планируется и проводится:

в соединениях и воинских частях – один раз в шесть месяцев в ходе однодневного сбора;

в подразделениях – один раз в квартал в ходе двухчасового инструктивно-методического занятия.

92. Психологическая работа – система мероприятий, направленных
на поддержание психологической устойчивости и сохранение психического здоровья военнослужащих и гражданского персонала.

93. Основными задачами психологической работы являются:

формирование и поддержание психологического состояния военнослужащих на уровне, обеспечивающем выполнение задач
по предназначению;

проведение мероприятий по обеспечению боевой
и мобилизационной готовности, выполнению учебно-боевых задач, несению боевого дежурства, караульной и внутренней служб;

изучение МПС военнослужащих, социально-психологических процессов и явлений в воинских коллективах, прогнозирование
их развития и выработка мер по повышению эффективности воинской деятельности, недопущению правонарушений.

94. Основными видами психологической работы являются:

психодиагностика;

профессиональный психологический отбор;

психологическая помощь;

психологическое сопровождение;

психологическая профилактика;

психологическое просвещение.

95. Психодиагностика индивидуально-психологических свойств личности или социально-психологических процессов и явлений
в воинских коллективах является составной частью психологической работы каждого вида, выражается в оценке индивидуально-психологических свойств личности, социальных процессов или явлений
в воинских коллективах и направлена на выявление социально-психологических проблем, уточнение их особенностей.

96. Профессиональный психологический отбор – это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение качественного отбора военнослужащих (граждан) на основании оценки соответствия уровня развития необходимых психофизиологических (индивидных) качеств
и свойств их личности требованиям профессиональной деятельности.
Он проводится с целью определения профессионально-психологической пригодности военнослужащих (граждан) к прохождению военной службы на определенных воинских должностях.

97. Психологическая помощь – комплекс мероприятий, направленных на:

содействие военнослужащим и гражданскому персоналу
в предупреждении и разрешении психологических проблем;

преодоление последствий кризисных ситуаций, в том числе посредством активизации собственных возможностей военнослужащих
и гражданского персонала для самостоятельного их предупреждения;

разрешение возникающих психологических проблем, преодоление последствий кризисных ситуаций и создание необходимых для этого условий;

информирование военнослужащих и гражданского персонала
о причинах психологических проблем, способах и средствах
их предупреждения и разрешения;

развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию.

Военнослужащие и гражданский персонал Вооруженных Сил
при оказании им психологической помощи должны выполнять рекомендации психолога, сотрудничать с ним.

98. Психологическая помощь оказывается на основе принципов:

законности;

уважения и соблюдения прав, законных интересов и свобод военнослужащих и гражданского персонала;

добровольности и доступности получения психологической помощи;

конфиденциальности;

научной обоснованности;

профессионализма.

99. При осуществлении психологической помощи войсковой психолог использует:

психологическое консультирование;

психологическую коррекцию;

психологическую профилактику;

психологическое просвещение.

100. Психологическое консультирование осуществляется,
как правило, в форме планового приема военнослужащих, членов
их семей и гражданского персонала. В ходе психологического консультирования происходит совместное выявление причин
и недостатков существующего психического состояния.

101. К числу основных задач психологического консультирования относятся:

уточнение (прояснение) проблемы личности;

профессиональное информирование личности о сути и степени серьезности возникшей проблемы;

изучение личности, выяснение, сможет ли она самостоятельно справиться с возникшей проблемой;

конкретное формулирование рекомендаций по наилучшему решению проблемы;

оказание текущей помощи и поддержки личности в процессе решения проблемы;

обучение личности навыкам в предупреждении возникновения аналогичных проблем в будущем;

передача личности элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений.

Основными видами психологического консультирования являются интимно-личностное, семейное, психолого-педагогическое и деловое консультирование.

102. Психологическая коррекция включает в себя психологическую
и педагогическую части.

Психологическую часть коррекции осуществляют с применением специальных методов войсковые психологи воинских частей,
ее педагогическую часть – командиры воинских частей
и подразделений, их заместители по идеологической работе, другие должностные лица на основании рекомендаций войсковых психологов.

Ответственность за обоснованность рекомендаций
и их эффективность несут войсковые психологи.

103. Психологическое сопровождение включает в себя:

регулярное наблюдение со стороны войскового психолога
за поведением и служебной деятельностью лиц, состоящих у него на учете или в «группе риска»;

проведение, при необходимости, дополнительных психологических консультаций;

инструктирование и обучение лиц из числа ближайшего социального окружения военнослужащего (командиров, сослуживцев, членов семьи, близких родственников и знакомых) правилам поведения с ним, способам
и формам оказания ему психологической поддержки;

осуществление контроля за выполнением рекомендаций войскового психолога.

104. К задачам психологической профилактики относятся:

работа по предупреждению неблагоприятных психологических явлений и состояний в воинских коллективах, у военнослужащих, членов
их семей и гражданского персонала;

разработка рекомендаций должностным лицам из состава командования по предупреждению развития психических расстройств, возникающих у военнослужащих в процессе военной службы,
их использованию с учетом состояния психического здоровья
и особенностей характера;

оказание психологической поддержки молодым военнослужащим
в период адаптации к военной службе;

предупреждение психологической перегрузки личного состава;

формирование здорового социально-психологического климата
в воинской части.

105. Психологическая профилактика включает в себя:

анализ социально-психологических причин и условий, приводящих
к нарушению дисциплинарных норм, выработку мер по их устранению;

изучение форм и методов работы должностных лиц подразделений
по укреплению дисциплины, подготовку рекомендаций
по их совершенствованию;

изучение передового опыта воинских коллективов, выделяющихся устойчивым состоянием дисциплинированности, и внедрение
его в практику других подразделений;

всестороннее изучение индивидуально-психологических особенностей военнослужащих с целью своевременного выявления лиц, склонных к нарушениям воинской дисциплины и асоциальному поведению;

выявление военнослужащих, способных по своим деловым
и психологическим качествам оказать помощь командирам в поддержании воинской дисциплины в подразделении, и привлечение их к данной работе;

оказание командирам подразделений психологической помощи
в обучении и воспитании лиц, имеющих признаки затрудненной адаптации к воинской службе, нервно-психической неустойчивости, склонных к нарушению воинской дисциплины и девиантному поведению.

106. Психологическая профилактика проводится по следующим направлениям:

профилактика нарушений воинской дисциплины;

профилактика правонарушений в сфере межличностных взаимоотношений;

профилактика суицидального поведения;

профилактика распространения наркомании и токсикомании.

107. Психологическое просвещение позволяет приобщить военнослужащих, членов их семей и гражданский персонал
к психологическим знаниям.

108. Психологическое просвещение осуществляется посредством:

проведения занятий в системе профессионально-должностной подготовки по психолого-педагогическим вопросам;

оказания консультативной помощи офицерам по психолого-педагогической проблематике;

проведения циклов лекций, вечеров вопросов и ответов
по актуальной психологической проблематике для различных категорий военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала;

привлечения к пропаганде психолого-педагогических знаний наиболее подготовленных в вопросах психологии военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала.

109. Рабочее место войскового психолога оборудуется в отдельном легкодоступном для военнослужащих помещении, обеспечивается компьютерной техникой (персональная электронно-вычислительная машина, принтер) и аудио воспроизводящей аппаратурой.

В каждой воинской части по возможности оборудуется комната психологической разгрузки.

110. Психологическая работа по обеспечению несения боевого дежурства, гарнизонной, караульной и внутренней служб проводится
в четыре этапа, которыми являются:

организационный этап;

этап подготовки к несению боевого дежурства (службы);

этап несения боевого дежурства (службы);

этап после смены с боевого дежурства (службы).

111. Организационный этап работы войскового психолога включает
в себя:

проведение инструктивно-методического занятия с офицерами управления воинской части, командирами подразделений,
их заместителями по идеологической работе о порядке организации психологической работы в интересах боевого дежурства, гарнизонной, караульной и внутренней служб, месте и роли в ней должностных лиц воинской части;

психологическое изучение личного состава на предмет допуска
к несению боевого дежурства, гарнизонной, караульной и внутренней служб (ознакомление с индивидуальными психологическими качествами военнослужащих; изучение межличностных отношений в составе расчетов, смен (проводится не ранее чем через четыре-шесть недель после комплектования подразделений); изучение условий несения боевого дежурства, гарнизонной, караульной и внутренней служб; ежеквартальное промежуточное психологическое обследование личного состава дежурных смен (результаты оформляются в рапорте на имя командира воинской части); участие в подготовке проекта приказа командира воинской части
о допуске личного состава к несению боевого дежурства, гарнизонной, караульной и внутренней служб (представление командиру воинской части рапорта об ограничении допуска военнослужащих к несению боевого дежурства, гарнизонной, караульной и внутренней служб). Основанием для включения в данный рапорт является наличие
у военнослужащего социально-психологических признаков и свойств, которые по заключению войскового психолога могут препятствовать качественному выполнению задач несения службы. Результаты психологического обследования военнослужащих оформляются актом проведения психологического обследования военнослужащих о допуске
к несению боевого дежурства, гарнизонной, караульной и внутренней служб;

проведение психологического анализа деятельности личного состава воинской части при несении боевого дежурства, гарнизонной, караульной
и внутренней служб, выработка предложений о повышении
ее эффективности.

112. На этапе подготовки личного состава к несению службы войсковой психолог проводит следующие мероприятия:

за два-три дня до заступления личного состава воинской части
для несения службы осуществляется контроль за тем, чтобы в состав дежурного боевого расчета (караула, наряда) не были включены лица
с наличием социально-психологических признаков и свойств, которые могут препятствовать качественному выполнению задач несения службы,
а также лица, находящиеся между собой в конфликтной ситуации
или имеющие психологическую несовместимость;

в день подготовки к заступлению на боевое дежурство (в караул) осуществляется выборочное углубленное психологическое обследование военнослужащих, по результатам которого оцениваются психологическая готовность и МПС личного состава, заступающего на боевое дежурство
(в караул).

113. В день заступления на боевое дежурство (в караул, наряд) войсковой психолог подразделения либо воинской части
или подготовленный офицер идеологической структуры:

дает оценку психоэмоционального состояния личного состава;

совместно с должностными лицами воинской части проводит индивидуальные беседы с заступающими на боевое дежурство (в караул) военнослужащими воинской части, уточняет характер взаимоотношений
в воинском коллективе;

делает запись в журнале боевого дежурства (постовой ведомости), например: «Личный состав дежурного боевого расчета (караула)
по своему психоэмоциональному состоянию готов к несению (дежурства) службы. Рядовые Хоменков Ю.А., Дымар Н.А. к несению дежурства (службы) не готовы».

114. Основными направлениями работы офицеров органов идеологической работы на этапе несения боевого дежурства (службы
в карауле, наряде) являются:

оценка психологического состояния личного состава, несущего службу;

изучение условий несения службы и выработка предложений
по их оптимизации.

115. В ходе несения боевого дежурства, гарнизонной, караульной
и внутренней служб командиры подразделений проводят наблюдение
за внешними проявлениями эмоциональных состояний личного состава дежурных смен (караула, наряда), результаты которого доводятся войсковому психологу после окончания несения службы. Цель наблюдения – выявление военнослужащих, испытывающих повышенные психические нагрузки.

116. Этап после смены с боевого дежурства (службы) предусматривает проведение следующих мероприятий
по психофизиологическому восстановлению:

обеспечивается полноценный отдых с целью восстановления психических и физических сил военнослужащих, сменившихся с боевого дежурства (караула, наряда);

при необходимости проводятся групповые и индивидуальные тренинги активной нервно-психической релаксации и другие мероприятия по снятию нервно-психической нагрузки и подготовке военнослужащих
к очередному заступлению на боевое дежурство (в караул, наряд).

117. Социально-правовая деятельность – это система согласованных организационных, правовых и воспитательных мероприятий, осуществляемых силами государственных органов и органов военного управления и направленных на формирование высокой правовой культуры военнослужащих и гражданского персонала, профилактику негативных социальных проявлений в воинских (трудовых) коллективах, реализацию установленных в соответствии с законодательством социальных прав и гарантий для военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей.

118. Основными задачами социально-правовой деятельности являются:

организация и систематическое проведение правового воспитания
и информирования личного состава различных категорий, разъяснение правовых актов Республики Беларусь;

обучение командиров и других должностных лиц навыкам
в практической реализации правовых основ в своей служебной деятельности;

реализация мер по обеспечению социальной защиты военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей
в соответствии с законодательством и правовыми актами Министерства обороны;

постоянный мониторинг и определение уровня социальной защищенности военнослужащих, гражданского персонала и членов
их семей, подготовка предложений о мерах по его повышению.

119. Социально-правовая деятельность включает в себя:

правовое обучение, воспитание и информирование личного состава, оказание ему помощи в разрешении социальных проблем;

подготовку предложений о совершенствовании правовой базы
в сфере социальной защиты военнослужащих, гражданского персонала
и членов их семей;

осуществление постоянного и действенного контроля за полным доведением до военнослужащих установленных в соответствии с законодательством норм довольствия;

принятие мер по защите и восстановлению нарушенных прав
и интересов военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей.

120. Основными формами социально-правовой деятельности являются:

проведение лекций, семинаров, бесед, занятий по социально-правовой тематике в системе профессионально-должностной подготовки;

правовое информирование личного состава;

организация вечеров вопросов и ответов с военнослужащими, гражданским персоналом и членами их семей;

работа с обращениями граждан по социальным вопросам, личный прием граждан;

проведение проверок соблюдения прав, социальных гарантий
и льгот военнослужащих, гражданского персонала и осуществление контроля за обеспечением их довольствием согласно нормам, установленным в соответствии с законодательством;

индивидуальное и коллективное консультирование в пределах компетенции личного состава по социально-правовым вопросам.

121. Мониторинг уровня и качества решения социально-правовых вопросов военнослужащих и гражданского персонала осуществляется
в органах идеологической работы посредством проведения социологических исследований.

122. Социологические исследования в воинских (трудовых) коллективах проводятся по методикам, разработанным
или адаптированным в центре психологических и социологических исследований, в соответствии с законодательством.

123. Социологические исследования в ходе инспектирования
и проверок Министерства обороны проводятся с разрешения Государственного секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь.

124. Для пропаганды правовых знаний, разъяснения льгот
и гарантий, предоставляемых военнослужащим, гражданскому персоналу и членам их семей, используются государственные СМИ, уголки правовой информации.

125. Социокультурная деятельность представляет собой систему мероприятий по формированию с применением средств культуры патриотических и нравственных качеств, созданию условий
для творческого развития военнослужащих, гражданского персонала
и членов их семей, организации их досуга, насыщению
его социально значимым содержанием, приобщению их к традиционным культурным ценностям, здоровому образу жизни, соблюдению воинских традиций и ритуалов.

126. Основными задачами социокультурной деятельности
в Вооруженных Силах являются:

воспитание у военнослужащих с применением средств культуры
и искусства высокой духовности и нравственных качеств, чувства гордости за свое Отечество, историю Республики Беларусь
и ее Вооруженные Силы;

содействие формированию у военнослужащих и гражданского персонала морально-психологической и профессиональной готовности
к успешному решению задач военной службы и соблюдению дисциплины;

приобщение военнослужащих, гражданского персонала, членов
их семей к ценностям отечественной и мировой культуры, самодеятельному художественному творчеству;

организация культурного досуга и формирование культуры взаимоотношений в воинских коллективах в интересах поддержания
на должном уровне духовно-эмоционального состояния и МПС военнослужащих;

обеспечение документальной и художественной литературой, кино-
и видеофильмами.

127. Основными направлениями социокультурной деятельности являются:

обеспечение мероприятий по подготовке Вооруженных Сил средствами культуры;

организация познавательной деятельности в сфере культуры;

культурно-досуговая работа;

культурно-методическая работа.

128. Социокультурную деятельность в воинской части организует
и контролирует заместитель командира по идеологической работе. Непосредственным организатором выполнения мероприятий, включенных
в план социокультурной деятельности, является офицер по организации социокультурной деятельности – начальник клуба (начальник клуба).

129. Центром социокультурной деятельности в воинской части является клуб. Его методическая, информационная и материальная база, уровень профессиональной подготовки сотрудников должны в полной мере обеспечивать выполнение задач по культурному обслуживанию военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала.

130. Планирование социокультурной деятельности осуществляется
в соответствующем разделе плана идеологической работы и включает
в себя следующие разделы:

«В помощь боевой подготовке» (в разделе планируются военно-технические лектории, викторины и «круглые столы», технические кружки, показ военно-учебных кино- и видеофильмов, вечера чествования лучших военнослужащих, выпуск радиопередач, видеофильмов, фото-
и слайдогазет, освещающих мероприятия по боевой подготовке, поддержанию и укреплению воинской дисциплины, боевой готовности воинской части);

«Организация познавательной деятельности в сфере культуры»
(в разделе планируются встречи с писателями, поэтами, композиторами, художниками, деятелями театра и кино, литературные вечера, диспуты («круглые столы») по проблемам эстетики, лектории, «школы культуры», экскурсии в культурно-художественные центры, посещение концертов, творческих вечеров, фото- и художественных выставок, культурное обеспечение праздничных мероприятий в воинской части);

«Культурно-досуговая работа» (в разделе планируются концерты, вечера отдыха, дискотеки, кино- и видеосеансы, репетиции и концерты художественной самодеятельности, занятия в кружках, секциях,
на курсах);

«Культурно-методическая работа» (в разделе планируются культурно-методические занятия по актуальной тематике, лектории, лекции, диспуты («круглые столы») методической направленности, учебно-методические занятия, а также мероприятия по художественно-эстетическому оформлению и ремонту помещений клуба воинской части, территории военного городка (места дислокации воинской части)).

131. Проведение отдельных массовых мероприятий, как правило, включает в себя разработку плана подготовки мероприятия
и его программы (план-сценарий, порядок проведения