ЭУ-5 мостикового типа КЭ-48 с дугогашением

 

 

1. Изолятор (основание)

2. Рычаг

4. Подвижные контакты (мостик) 1. Изолятор 6. Дугогасительная катушка

5. Притирающая пружина 2. Рычаг 7. Ролик

6. Неподвижные контакты 3. Ось рычага 8. Возвратная пружина

7. Ролик 4. Подвижный контакт 9. Дугогасительная камера

5. Притирающая пружина 11. Крепёжные болты

 

КЭ-46 с дугогашением

(только вагоны Еж-3 и Ем-508Т) 1. Изолятор (основание)

2. Рычаг

3. Ось рычага

4. Подвижный контакт

5. Притирающая пружина

6. Неподвижный контакт

7. Ролик

8. Включающая пружина

9. Полюса (держатели дугогасительной

камеры)

10. Медный шунт

11. Клемма для крепления кабеля

12. Держатель неподвижного контакта

КЭ-47

 

1. Изолятор (основание)

2. Рычаг

3. Ось рычага

4. Подвижный контакт

5. Притирающая пружина

6. Неподвижный контакт

7. Ролик

8. Включающая пружина

10. Медный шунт

11. Клемма для крепления кабеля

12. Держатель неподвижного контакта

 

Кулачковые контакторы установлены в аппаратах с групповым приводом, которые будут рассмотрены далее.

 

Обозначение контактов кулачков в схемах.

контакты без дугогашения контакты с дугогашением

нормально нормально нормально нормально

разомкнутый замкнутый разомкнутый замкнутый

 

Линейный контактор ПК-163. Электропневматический контактор с индивидуальным приводом. Предназначен для подключения тяговых двигателей к токоприёмникам при наборе скорости и для создания тормозного контура в силовой цепи при электрическом торможении. На вагоне есть 5 линейных контакторов.

На стальном изолированном стержне (1) закреплены:

  • верхний кронштейн (2) с дугогасительным рогом (3), дугогасительной катушкой (4) и неподвижным контактом (5)
  • нижний кронштейн (6) с дугогасительным рогом (7), на рога 3 и 7 перебрасывается дуга
  • оба кронштейна являются держателями для дугогасительной камеры (8) со стальными полюсами
  • рычаг (9) с держателем подвижного контакта (10), шунтами (11), подвижным контактом (13) и притирающей пружиной (12)
  • тяга (14), к которой при помощи Г-образной скобы крепится подвижная колодка (15) со встроенными в неё «заподлицо» медными сегментами блокировочных контактов
  • цилиндр пневмопривода (16), к которому крепится неподвижная (нижняя) колодка (17) с пальцами блокировочных контактов цепей управления (18), цилиндр при помощи медной трубки сообщается с электропневматическим вентилем включающего типа (работа вентиля рассмотрена на стр.22).

Привод включен

Привод отключен

 

 

При подаче питания на катушку вентиля воздух из МУ поступает в подпоршневую полость пневмоцилиндра, в результате поршень со штоком, преодолевая действие возвратной пружины, делают ход вверх, поднимая тягу с подвижным контактом. При этом подвижный контакт касается неподвижного, притирается к нему, снимая нагар или грязь, затем происходит полный контакт. Тяга, поднимаясь вверх, увлекает за собой подвижную колодку с медными сегментами, в результате переключаются и блок-контакты в цепи управления.

 

Контакторы расположены в ящике, который подвешен на изоляторах к раме кузова справа. Применение контакторов с пневмоприводом дало несколько преимуществ по сравнению с электромагнитными контакторами, например, типа КПП-113 (см. стр.26):

  • Бòльшая площадь и сила прижатия контактов уменьшают переходное сопротивление и нагрев (а значит - уменьшается ионизация и электропроводность воздуха).
  • Бòльшая скорость расхождения контактов при отключении (обеспечивается возвратной пружиной пневмоцилиндра и большим собственным весом подвижных частей).
  • Длиннее и тоньше дуга из-за большего расстояние между дугогастиельными рогами, мощнее дугогасительная катушка, а это значит, что дугу легче погасить (разорвать).
  • Количество блок-контактов не ограничивается конструкцией самого контактора (у электромагнитных контакторов типа КПП-113 - максимум 4 блокировки).

 

Обозначение контактов в схемах.

 

ЛК-3 ЛК-3 ЛК-3

контакты в цепи управления контакты в силовой цепи

(блокировочные контакты) (главные контакты)