Авиагоризонт АГБ–3к

 

Авиагоризонт служит основным пилотажным прибором вертолета и предназначен для определения положения вертолета в пространстве относительно плоскости истинного горизонта и направлении бокового скольжения.

Электрические сигналы пропорциональные углам крена и тангажа, кроме того, поступают: с левого АГБ в АП–34Б, с правого АГБ в САРПП.

Основные технические характеристики:

Uпит = 27 В; ~36 В (3-х фазный)

Время готовности к работе после включения – не менее 3-х мин

Погрешность индикации углов крена и тангажа:

- 00 – 300 – ± 10

- > 300 – ± 20

Диапазон рабочих температур – (-60 – +60)0С

Скорость вращения гиромотора – (20000 – 22000) об/мин

АЗС:

- по постоянному току – "Авиагоризонт"

- по переменному току – Плавкие предохранители в РЩ правого генератора

Включаются АГБ раздельно, выключателями на правом и левом электрощитках.

В общем корпусе прибора расположено 2 измерительных устройства: собственно гирогоризонт и указатель скольжения.

Принцип действия АГБ основан на использовании свойства трехстепенного гироскопа сохранять неизменным в мировом пространстве вертикальное (по отношению к земной поверхности) положение главной оси.

Измерительный механизм АГБ состоит из следующих основных узлов:

1. Гироскопический узел. Представляет собой 3-х степенный гироскоп в качестве гиромотора, в котором, использован 3-х фазный асинхронный двигатель. На осях, внутренней и внешней рам карданного подвеса, расположены сельсин датчики, с которых электрические сигналы, пропорциональные крену и тангажу поступают в бортовые системы вертолета. Гироскопический узел снабжен системой жидкостно-маятниковой коррекции, обеспечивающей стабилизацию вертикального положения главной оси гироскопа и устраняющей ошибки в показаниях прибора, возникших из-за собственной прецессии главной оси гироскопа.

2. Арретирующее устройство. Обеспечивает быструю подготовку прибора к работе, принудительным восстановлением вертикального положения главной оси гироскопа. Рукоятка арретирующего устройства вынесена на лицевой панели прибора.

3. Система сигнализации отказа питания.Информирует, появлением двухцветного флажка в видимой зоне шкалы тангажа, о нарушении системы питания прибора по постоянному или переменному 3-х фазному току. А также о полном отсутствии питающих напряжения (прибор выключен).

4. Система индикации. Включает в себя: ленточную подвижную, двухцветную шкалу тангажа и не подвижную шкалу крена. Темный фон шкалы тангажа имитирует земную поверхность, светлый фон шкалы – воздушное пространство. Цвета шкалы разделены белой линией искусственного горизонта. При пилотировании по АГБ, она имитирует линию естественного горизонта.

Шкала тангажа градуируется в пределах от 00 до ±800. Оцифрована шкала через 100. Цена деления:

00 – 50 – 2,50

50 – 400 – 50

400 – 800 – 100

За ноль шкалы тангажа принимается линия искусственного горизонта. Управление шкалой тангажа осуществляется системой, включающей в себя сельсинную следящую передачу, усилитель и двигатель-генератор.

Шкала крена нанесена в нижней части обода лицевой панели прибора. Шкала градуируется в пределах от 00 до ±600. Оцифрована шкала через 150.

Цена деления:

00 – 300 – 50

300 – 600 – 150

Нулевые отметки шкалы крена совпадают с линией искусственного горизонта.

Указателем прибора служит силуэт-самолетик, который через шестеренчатую передачу связан с осью вращения внешней рамы карданного подвеса гироскопа. При кренах вертолета силуэт-самолетик также отклоняется в ту же сторону и относительно него перемещается шкала тангажа с линией искусственного горизонта.

На лицевую панель прибора вынесена рукоятка системы центровки шкалы тангажа. Система обеспечивает, поворотом рукоятки, перемещение линии искусственного горизонта относительно силуэта-самолетика в пределах ±100, благодаря чему пилот, в процессе пилотирования может исключить ошибку показания прибора по тангажу, которая возникает вследствие изменения угла атаки.