Поездные электромагистрали

 

В соответствии с принятой системой электроснабжения вдоль поезда могут быть проложены следующие виды электромагистралей:

- низковольтная постоянного тока с номинальным напряжением 50 или 100В;

- высоковольтная напряжением 3000В;

- трехфазная напряжением 380/220В;

- электропневматического тормоза;

- радиотрансляционная напряжением 30В;

- телефонная линия.

Низковольтная магистраль прокладывается на вагонах с автономной системой электроснабжения для резервирования питания потребителей от источников электроэнергии соседних вагонов. Она выполняется однопроводной (обратным проводом является корпус вагона и рельсы) и прокладывается под кузовом вагона в стальной трубе. С торцевых сторон на раме вагона устанавливаются концевые коробки, в которых провода электромагистрали соединяются с проводом междувагонного соединения. Междувагонное соединение представляет собой гибкий многожильный провод, заключенный в брезентовый чехол, на конце которого закреплена головка, состоящая из разъема с вилкой и гнезда. Во избежание повреждений междувагонное соединение подвешивается на цепочке. Нормальное положение подвагонной магистрали отключенное. В этом положении головки междувагонных соединений находятся в специальных холостых концевых приемниках, а электрические потребители в вагоне питаются от своих источников электроэнергии. Наличие напряжения в подвагонной магистрали контролируется сигнальной лампой.

Высоковольтная электромагистраль предназначена для обеспечения электроэнергией потребителей вагона в системах электроснабжения от контактного провода через локомотив и для питания высоковольтных отопительных устройств вагонов с другими системами электроснабжения. Магистраль выполнена высоковольтным проводом с изоляцией, рассчитанной на 4000В, сечением 95мм2 и проложена в алюминиевой трубе с целью уменьшения вихревых токов, возникающих при прохождении по электромагистрали переменного тока. В торцевых частях кузова вагона имеются междувагонные соединения, состоящие из розетки, штепселя с кабелем и холостого приемника. Розетка установлена в корпус с прижимной крышкой, защищающей розетку от проникновения внутрь пыли и влаги при отсутствии штепселя. В корпусе розетки предусмотрено гнездо, куда вставляется специальный блокировочный ключ, позволяющий открыть крышку и вынуть или вставить штепсель с кабелем. Через патрубки в розетку вставляется кабель подвагонной магистрали и отводной кабель к высоковольтному подвагонному ящику. Штепсель хвостового вагона, не включаемый в розетку, вставляется в холостой приемник. Ключ от замков всех розеток поезда находится у машиниста локомотива и выдается начальнику поезда только после опускания токоприемника.

Трехфазную электромагистральпрокладывают в поездахс централизованным электроснабжением пассажирских вагонов от вагона-электростанции. Магистраль выполнена в виде двух трехфазных кабелей, заключенных в сварном металлическом коробе. Общее сечение каждой фазы 2 × 185мм2. Для присоединения междувагонных соединений на концевой балке рамы вагона-электро-станции и на пассажирских вагонах установлены розетки и холостые приемники. Розетка соединяется с магистралью через разветвительную коробку. Кроме того, на торцевой части каждого вагона имеется по одной штепсельной вилке, укрепленной на гибком кабеле, соединенном с магистралью. Это позволяет присоединять вилку к розетке соседнего вагона или при рассоединенной магистрали устанавливать в холостой приемник. Таким образом, имеет место двойное соединение электромагистрали с каждой стороны вагона, что повышает надежность электроснабжения. Электромагистраль снабжена цепью безопасности, контакты которой находятся в розетках и штепсельных вилках. Цепь безопасности предназначена для автоматического отключения электромагистрали от распределительного устройства вагона-электростанции, если хотя бы одно штепсельное соединение в пассажирских вагонах разъединяется или открывается крышка розетки.

Магистраль электропневматического тормоза является двухпроводной и также проложена под кузовом вагона: по одному проводу подается питание к электровоздухораспределителям, другой провод (контрольный) служит для проверки целостности цепи электропневмотормоза, обратным проводом является корпус вагона.

Радиотрансляционная магистраль двухпроводная, она проложена внутри вагона.

 

 

Список литературы

 

1. Электрооборудование вагонов: учебник для вузов ж.-д. транспорта/ А.Е. Зорохович [и др.]. – М.: Транспорт, 1982. – 367 с.

2. Зорохович,А.Е.Электро- и радиооборудование пассажирских вагонов/ А.Е. Зохорович, А.З. Либман. – М.: Транспорт, 1985. – 343 с.

3. Электрическое и комбинированное отопление пассажирских вагонов/ З.М. Болотин [и др.]. – М.: Транспорт, 1989. – 237 с.

4. Понкратов Ю.И. Учись читать электрические схемы вагонов: учебное пособие для техникумов и колледжей. – М.: Маршрут, 2006. – 54с.

5. Лисичкин Э.А. Электрооборудование вагонов: учеб.-метод. Пособие по курсовому проектированию для студентов специализации «Вагоны»/ М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. – Гомель: БелГУТ, 2006. – 48с.

6. Лисичкин Э.А. Электрооборудование вагонов: лаб. практ. Для студентов специальности «Подвижной состав ж.-д. транспорта» специализации « Вагоны»/ М-во образования Респ. Беларусь, Белорус. Гос. ун-т трансп. – Гомель: БелГУТ, 2011. – 28с.

7. Лисичкин Э.А. Расчет электрооборудования вагонов: учеб.-метод. пособие для студентов специализации «Вагоны». – Гомель: БелГУТ, 2012.- с. 36.