Система противопожарной защиты.
Система противопожарной защиты самолета Ан-2 состоит из средств тушения пожара (баллона с огнегасящим составом, заполненный фреоном , составом «3,5» или СО2 закрытого головкой с пиропатроном и распылительного коллектора) и системы сигнализации пожара ССП-2А, которая выполняет следующие функции:
1) обнаруживает возникновение пожара на двигателе;
2).выдает световую сигнализацию о пожаре;
3) обеспечивает проверку исправности противопожарной системы.
В систему сигнализации пожара ССП-2А входят:
- девять датчиков ДПС-1А (смонтированы на двигателе);
- исполнительный блок БИ-2АЮ (находится под полом кабины пилотов между шпангоутами № 3 и 4);
- автомат защиты сети АЗС-5 пожаротушения (расположен на центральной приборной доске пилотов, (рис. 39, 24, 4.),
- кнопка ручного тушения (верхняя часть левой приборной доски), (рис. 43 а)
- лампа сигнализации о пожаре (верхняя часть левой приборной доски), (рис. 43 а);
- лампа контроля пироголовки (верхняя часть левой приборной доски), (рис. 43 а)
- нажимные переключатели контроля датчиков (рис. 43б), (левый пульт).
а) б)
Рис. 43. Органы управления и сигнализации противопожарной системы,.размещенные на: а) вверху левой приборной доски; б) на левом пульте.
Датчики срабатывают при температуре свыше 170° С, при скорости нарастания температуры окружающей среды равной 2° С в секунду. Для надежности срабатывания и предотвращения ложных срабатываний датчики объединены в группы по три датчика в каждой группе, соединенных последовательно. Система приходит в состояние готовности к действию после прекращения нарастания температуры среды, а также при снижении температуры до 130°С. Система также обеспечивает не менее чем пятикратное срабатывание и возвращение в состояние готовности к действию в условиях охвата датчиков пламенем.
Система не дает ложных срабатываний при коротком замыкании и при обрыве цепи датчиков. Она срабатывает от бортовой сети напряжением 27В±10%.
Принцип действия системы ССП-2А заключается в следующем. При возникновении пожара на двигателе датчики ДПС-1 А будут охвачены средой, температура которой нарастает не ниже чем 2° С в секунду. Сигнал от этих датчиков поступает в блок исполнения БИ-2АЮ, который активизируется и включает лампу сигнализации пожара и сирену.
При загорании красной лампы сигнализации пожара пилот должен нажать на кнопку тушения пожара. При этом подается питание на пироголовку пожарного баллона, которая взрывается и открывает доступ пожарогасящей смеси от баллона к распылительному коллектору на двигателе. При этом гаснет желтая лампа сигнализации исправности пироголовки.
Если пожар наблюдается визуально, а система сигнализации по каким-либо причинам не сработала, то кнопку пожаротушения необходимо нажать, не дожидаясь загорания красной лампы сигнализации пожара.
Исправность системы сигнализации пожара ССП-2А перед полетом необходимо проверять следующим образом:
1) включить АЗС-5 системы пожаротушения. При этом загорается желтая сигнальная лампа исправности пироголовки пожарного баллона;
2) переключатель проверки исправности системы переключить в положение 1-й группы датчиков. При этом блок БИ-2АЮ включит красную лампу сигнализации пожара;
3) проверка 2-й и 3-й групп датчиков производится таким же образом. Только переключатель проверки уже надо устанавливать соответственно в положение 2-й и 3-й групп датчиков. Кнопку пожаротушения при этом нажимать нельзя, так как сработает пироголовка баллона.
Приложение 1.