Система управления продажами (e-distribution)
Назначение систем данного класса — оптимизация работы с дилерской сетью и конечными потребителями продукции предприятия, снижение затрат на логистику и документооборот, повышение качества обслуживания клиентов и т. п.
Основные элементы систем управления продажами:
· система управления электронным каталогом с прайс-листами, персонализированными для каждой группы потребителей;
· система управления данными клиентов (база данных клиентов);
· система электронного документооборота, использующая алгоритмы электронной цифровой подписи;
· система управления логистикой;
· платежная система;
· система кредитования и страхования сделок;
· модуль интеграции с бэк-офисом: учетными (бухгалтерскими, складскими) системами и системами управления производством;
· система осуществления заказов, предоставляющая прямой доступ покупателей к информации о реализуемой продукции;
· система безопасности данных.
С помощью систем управления продажами при заказе клиентами товаров автоматически выписываются счета, формируются накладные. Эти системы существенно упрощают работу персонала поставщика и способствуют повышению качества обслуживания покупателей, уменьшая число ошибок и время выполнения заказов.
2.3.1. Система полного цикла сопровождения потребителей (CRM-система)
Наиболее полно возможности систем управления продажами реализованы в системах полного цикла сопровождения клиентов CRM, концепция построения которых появилась в 80-х гг. XX в. CRM— концепция обеспечения полного цикла сопровождения клиентов, позволяющая консолидировать информацию о клиенте и сделать ее доступной всем подразделениям компании, а также упорядочить все стадии взаимоотношений с клиентами — от маркетинга и продаж до послепродажного обслуживания. Она охватывает приобретение, обслуживание и удержание клиентов.
Эта стратегия основана на выполнении следующих условий:
· наличие единого хранилища полной информации о клиентах, в том числе и истории их взаимоотношений с компанией;
· систематизация и упорядочение данной информации для выстраивания тактики взаимоотношений с каждым клиентом;
· постоянный анализ собранной информации для обеспечения индивидуального подхода к каждому клиенту.
CRM-система включает программное обеспечение для управления циклом продажи — от анатиза возможностей сбыта до контроля послепродажного обслуживания клиента, модуль отчетности для руководства, интернет-магазин или биржу для розничных и оптовых покупателей и дилеров. Она позволяет покупателям и дилерам размещать заказы на требуемую продукцию в Интернете, заключать контракты, платить и контролировать поставки. CRM-система может быть состыкована с ERP-системой потребителя для автоматизации его снабжения. Причины возникновения CRM-систем:
· ужесточение конкуренции;
· мультиканальность взаимоотношений;
· смещение акцентов хозяйственной деятельности;
· повышение гибкости производства.
Принцип работы типичной CRM-системы основывается на организации единой базы данных о потенциальных и реальных клиентах, в которую, начиная с первого контакта с клиентом, заносится информация о:
· компании-клиенте;
· контактных лицах;
· способах связи;
· регионе;
· сфере деятельности клиента;
· принадлежности к тому или иному рыночному сегменту (региону, отрасли и т. п.);
· источнике их информации о продукте;
· личных впечатлениях от контактов с каждым из клиентов;
· истории покупок, платежей и обращений в сервисную службу.
При правильном использовании эта информация становится эффективным инструментом в неценовой конкурентной борьбе. Зная предпочтения клиента, коммерсант может увеличить продажи без больших затрат на рекламу.
Деятельность систем CRM — интерактивный процесс, включающий следующие этапы:
- поиск и анализ информации(сбор и обработка информации о клиенте для определения специфических возможностей рынка и стратегий коммерческой деятельности, что расширяет возможности маркетинговой службы для более эффективного принятия решений благодаря использованию детальной информации о клиентах);
2. планирование рынка(для каждого клиента (типовой группы) вырабатываются специфические предложения, определяются каналы продажи продуктов и предоставления услуг, временные рамки и другие факторы, от которых зависит поведение рынка);
3. взаимодействие с клиентами(реализуется системами обслуживания клиентов, осуществления продаж и другими интерактивными приложениями).
Работа менеджеров по продажам с клиентами регламентируется:
· в цикле работы с клиентом,который завершается либо продажей товара или услуги, либо отказом клиента;
· на этапах работы внутри каждого цикла(распределяется ответственность за выполнение работ на каждом этапе между подразделениями, внутри подразделений, между сотрудниками);
· при выполнении типовых работ в рамках каждого этапа,которые проводятся менеджерами по продаже.
Большинство современных компаний используют многоэтапный процесс продаж:
1. инициирование первичного интереса (поиск клиентов);
2. проведение презентаций товаров, рекламных семинаров;
3. детальное обсуждение условий продажи товаров или оказания услуг и заключение договора;
4. непосредственно поставка товара или оказание услуги;
5. консультации, обучение использованию товара.
При этом должны выполняться следующие условия:
· за каждый этап должен отвечать один из сотрудников;
· каждый этап должен иметь очевидный результат (по которому можно контролировать эффективность работы сотрудника);
· каждая работа по сделке должна выполняться в пределах одного этапа;
· четкое определение полномочий каждого сотрудника по доступу к хранимой в базе информации для предотвращения ее умышленного или случайного искажения.
CRM-системы с успехом применяются там, где происходит персональный контакт продавца с клиентом и на каждого сотрудника отдела продаж приходится от 25 до 3000 потенциальных клиентов. CRM-системы повышают эффективность взаимоотношений компании с клиентами, поставщиками, деловыми партнерами, контролируют продажи и сотрудников, работающих с клиентами.
CRM-системы, используемые компаниями, работающими в сфере интернет-коммерции, получили названия eCRM-систем. Помимо того, что эти системы обладают всеми функциями обычных CRM-систем, они полностью интегрируются с веб-сайтом компании — вся информация с сайта попадает в eCRM-систему. Сама система может определять построение сайта и эффективно обслуживать каждого клиента в процессе покупки или оказания услуги. eCRM-системы регистрируют и анализируют все контакты между покупателем и продавцом, осуществленные через веб-сайт компании или по электронной почте. Кроме того, эти системы могут быть использованы в разработке и анализе интернет-рекламы.
Наиболее популярный вид CRM-систем — eCRM-системы интернет-магазинов. eCRM-системы в фирмах, торгующих через Интернет, используются на всем протяжении взаимодействия клиента и компании — начиная с поиска потенциальных клиентов и заканчивая доставкой товара.
Технологии CRM подразделяют на три вида (http://www.osp.ru/ecom/ 2000/09/008.htm):
· оперативная CRM,позволяющая получить оперативный доступ к информации по конкретному клиенту в процессе взаимодействия с ним в рамках обычных бизнес-процессов;
· аналитическая CRM,предполагающая синхронизацию разрозненных массивов данных и поиск статистических закономерностей в этих массивах для выработки наиболее эффективной стратегии маркетинга, продаж, обслуживания клиентов и т. п.;
· коллаборационизм CRM,предоставляющая клиенту возможность гораздо большего влияния на разработку дизайна, производство, доставку и обслуживание продукта. Требует технологий, которые позволяют с минимальными затратами подключить клиента к сотрудничеству в рамках внутренних процессов компании.
Примеры коллаборационных CRM-технологий:
· сбор предложений клиентов при разработке дизайна продукта;
· доступ клиентов к опытным образцам продукции и возможность обратной связи;
· обратное ценообразование, когда клиент описывает требования к продукту и определяет, сколько он готов за него заплатить, а производитель учитывает эти предложения.
Пример. Одной из известных российских CRM-систем является Sales Expert компании "Про-Инвест-ИТ". Таким образом, при использовании системы все работники компании — от менеджера по продажам до генерального директора действуют в единой информационной среде. Наличие такой среды позволяет скоординировать усилия для проведения активной продуманной сбытовой политики.
С введением CRM-системы производительность работы менеджеров по продажам увеличивается в несколько раз. Больше контактов с клиентами доводится до заключения сделки, что приводит к росту объема продаж. Заметно улучшается и качество работы с клиентами: клиент, общаясь с любым сотрудником компании, который видит перед собой информации о всех предыдущих контактах, понимает, что компания знает все о его потребностях и проблемах, и учитывает их.
Современная CRM-система, как правило, содержит следующие модули:
· система управления контактами;
· средства организации рабочих групп и распределения ролей для работы с клиентами;
· средства планирования маркетинговых мероприятий и кампаний;
· поддержка презентаций и подготовки брошюр и коммерческих предложений;
· каталоги продукции;
· системы подбора конфигурации товаров и сложных заказов;
· поддержка встречных продаж;
· управление прохождением заявки и согласованием условий сделки;
· маркетинговые энциклопедии;
· система оформления договоров, счетов, ведомостей, накладных, интегрированная с ERP-системой предприятия;
· система отслеживания исполнения обязательств обеими сторонами;
· система анализа результативности маркетинга;
· подсистема статистики и прогноза;
· генератор послепродажной активности (поздравления, анализ удовлетворенности, контроль качества гарантийного обслуживания, уведомления об обновлениях и новых версиях и пр.);
· модули репликации и синхронизации с базами данных и системами управления складированием и доставкой;
· расчет вознаграждений сотрудников по результатам продаж.
Внедрение CRM-системы сказывается на работе почти всех подразделений фирмы, а не только отдела продаж. Именно через эту систему осуществляется обратная связь клиента компании с организацией в целом.
Комплексы CRM могут интегрировать различные каналы сбыта для проведения скоординированной политики в следующих областях:
- прямые продажи крупным клиентам;
- управление сетью дистрибуторов и дилеров;
- розничные продажи через специализированные салоны;
- продажи через веб-сайты для оптовых и розничных покупателей.
Внедрение современных CRM-систем — необходимое условие совершенствования работы с клиентами в постиндустриальной экономике. Формирование эффективной CRM-стратегии — процесс, который позволяет свести воедино обработку множества видов информации о клиентах, продажах, эффективности маркетинга, об ответной реакции и тенденциях рынка.
CRM-системы являются важным звеном в структуре информационных систем предприятия, работающего в сфере электронной коммерции. Внедрение CRM позволяет повысить эффективность коммерческой деятельности предприятия путем: перехода от разрозненных, конфликтующих между собой и избыточных данных о клиентах к единой базе данных; использования детальной информации о клиентах для исследования рынка и оптимизации продаж; осуществления маркетинговых кампаний, основанных на аналитически ранжированных списках товаров и услуг, позволяющих оперативно анализировать их прибыльность; лучшей адаптации к изменению конъюнктуры рынка; оптимизации затрат при продвижении продуктов и услуг благодаря эффективному использованию различных маркетинговых каналов.
3.1 Системы электронной коммерции в секторе В2С[2]
Различают следующие системы розничной продажи товаров в Сети:
электронные торговые ряды (супермаркеты);
- интернет-витрины;
- интернет-магазины;
- интернет-аукционы.
В каталоге электронного торгового ряда могут быть представлены: наименование товара, его спецификация, техническое описание, данные о производителе, фотографии товара, видеофильмы, базовая цена и т. п.
Покупатель может сформировать запрос, указав параметры интересующего его товара в виде набора ключевых слов, например: "офисный канцелярский набор". Система поиска осуществляет его по каталогам всех поставщиков и предоставляет список всех товаров, соответствующих запросу. В запросе можно указать максимально допустимую цену, ограничить поиск только каталогами некоторых поставщиков и т. д.
В каталоге электронного торгового ряда могут быть представлены: наименование товара, его спецификация, техническое описание, данные о производителе, фотографии товара, видеофильмы, базовая цена и т. п.
Покупатель может сформировать запрос, указав параметры интересующего его товара в виде набора ключевых слов, например: "офисный канцелярский набор". Система поиска осуществляет его по каталогам всех поставщиков и предоставляет список всех товаров, соответствующих запросу. В запросе можно указать максимально допустимую цену, ограничить поиск только каталогами некоторых поставщиков и т. д.
Поэтому данный вариант размещения в электронном торговом ряду в связи с его относительной дешевизной удобно использовать только для рекламы товаров и изучения рынка.
Еще один вариант размещения в электронном торговом ряду — аренда тематического раздела каталога. При этом только арендатор имеет право представлять товары данной тематики. Этот вариант сохраняет все недостатки предыдущего варианта.
Плюсом размещения в электронном торговом ряду для каждого участника являются низкие накладные расходы по функционированию его магазина, что вызвано использованием общего для всех участников инструментального комплекса.
3.1.2. Интернет-витрины (веб-витрины)
Следующий вариант организации розничной торговли в Интернете — веб-витрина.
На страницах интернет-витрины размещается информация о фирме, каталоги продукции (услуг), прайс-листы на них и форма для подачи заявки. В интернет-витрине можно публиковать новости компании, дополнительную информацию о производителях, советы, аналитические обзоры и т. д. Такой сайт по сравнению с традиционными источниками обеспечивает более полную информацию о товарах и услугах.
Среди интернет-витрин можно выделить следующие разновидности:
1. статическая интернет-витрина на основе обычных HTML-файлов;
2. динамическая интернет-витрина с отображением информации из некоторой базы данных.
Наряду с участием в электронном торговом ряду, это наименее затратное решение, однако интернет-витрина в отличие от торгового ряда не обеспечивает полный цикл продажи, включая интерактивные процедуры выписки счетов, приема оплаты, отслеживания выполнения заказа и т. д.
Принцип работы интернет-витрины основан на сборе предварительных заявок с последующим их выполнением. По этому принципу работают, например, веб-сайты, специализирующиеся на продаже товаров ограниченного спроса (таких, например, как предметы искусства). Основная проблема для продавца заключается в необходимости гарантировать потенциальному клиенту выполнение заказа на заранее оговоренных условиях. Покупатель же рискует получить выбранный товар или услугу с опозданием (или не получить вообще).
Отличительная особенность данной бизнес-модели — осуществление процесса купли-продажи в несколько этапов. Сначала продавец собирает заявки, затем выясняет у поставщика сроки и условия исполнения заказа, после чего информирует об этом потенциальных клиентов (как правило, с помощью электронной почты) и наконец в случае их согласия обеспечивает доставку товара.
С точки зрения продавцов, интернет-витрина и интернет-магазин различаются весьма значительно. Интернет-витрина обходится торговым компаниям недорого, однако она имеет существенные недостатки:
1) не позволяет автоматизировать торговлю с реального склада;
2) не позволяет сократить штат компаний-продавцов и их операционные расходы;
3) отсутствует гибкость в управлении торговыми процессами и организации маркетинговых акций.
Все запросы покупателей в интернет-витрине поступают не в автоматизированную систему обработки заказов, как в электронном магазине, а к менеджерам по продажам. Далее бизнес-процессы интернет-витрины полностью повторяют бизнес-процессы традиционного предприятия розничной торговли. В данном случае отсутствует возможность реального уменьшения уровня операционных издержек, рентабельность веб-витрины мало отличается от рентабельности обычных методов ведения торговли. Главная особенность работы такой формы интернет-торговли —процессы взаимодействия веб-витрины с внутренним бизнес-процессом компании осуществляются вручную менеджерами.
Таким образом, интернет-витрина — тол style="display:inline-block;width:580px;height:400px" data-ad-client="ca-pub-1201569435861782" data-ad-slot="9319239531">