Система управления продажами (e-distribution)

Назначение систем данного класса — оптимизация работы с дилер­ской сетью и конечными потребителями продукции предприятия, сниже­ние затрат на логистику и документооборот, повышение качества обслу­живания клиентов и т. п.

Основные элементы систем управления продажами:

· система управления электронным каталогом с прайс-листами, пер­сонализированными для каждой группы потребителей;

· система управления данными клиентов (база данных клиентов);

· система электронного документооборота, использующая алгоритмы электронной цифровой подписи;

· система управления логистикой;

· платежная система;

· система кредитования и страхования сделок;

· модуль интеграции с бэк-офисом: учетными (бухгалтерскими, склад­скими) системами и системами управления производством;

· система осуществления заказов, предоставляющая прямой доступ покупателей к информации о реализуемой продукции;

· система безопасности данных.

С помощью систем управления продажами при заказе клиентами това­ров автоматически выписываются счета, формируются накладные. Эти си­стемы существенно упрощают работу персонала поставщика и способству­ют повышению качества обслуживания покупателей, уменьшая число ошибок и время выполнения заказов.

2.3.1. Система полного цикла сопровождения потребителей (CRM-система)

Наиболее полно возможности систем управления продажами реализо­ваны в системах полного цикла сопровождения клиентов CRM, концеп­ция построения которых появилась в 80-х гг. XX в. CRM— концепция обеспечения полного цикла сопровождения клиентов, позволяющая кон­солидировать информацию о клиенте и сделать ее доступной всем подраз­делениям компании, а также упорядочить все стадии взаимоотношений с клиентами — от маркетинга и продаж до послепродажного обслуживания. Она охватывает приобретение, обслуживание и удержание клиентов.

Эта стратегия основана на выполнении следующих условий:

· наличие единого хранилища полной информации о клиентах, в том числе и истории их взаимоотношений с компанией;

· систематизация и упорядочение данной информации для выстраи­вания тактики взаимоотношений с каждым клиентом;

· постоянный анализ собранной информации для обеспечения инди­видуального подхода к каждому клиенту.

CRM-система включает программное обеспечение для управления цик­лом продажи — от анатиза возможностей сбыта до контроля послепродажного обслуживания клиента, модуль отчетности для руководства, ин­тернет-магазин или биржу для розничных и оптовых покупателей и диле­ров. Она позволяет покупателям и дилерам размещать заказы на требуемую продукцию в Интернете, заключать контракты, платить и контролировать поставки. CRM-система может быть состыкована с ERP-системой потре­бителя для автоматизации его снабжения. Причины возникновения CRM-систем:

· ужесточение конкуренции;

· мультиканальность взаимоотношений;

· смещение акцентов хозяйственной деятельности;

· повышение гибкости производства.

Принцип работы типичной CRM-системы основывается на организа­ции единой базы данных о потенциальных и реальных клиентах, в кото­рую, начиная с первого контакта с клиентом, заносится информация о:

· компании-клиенте;

· контактных лицах;

· способах связи;

· регионе;

· сфере деятельности клиента;

· принадлежности к тому или иному рыночному сегменту (региону, отрасли и т. п.);

· источнике их информации о продукте;

· личных впечатлениях от контактов с каждым из клиентов;

· истории покупок, платежей и обращений в сервисную службу.

При правильном использовании эта информация становится эффек­тивным инструментом в неценовой конкурентной борьбе. Зная предпочте­ния клиента, коммерсант может увеличить продажи без больших затрат на рекламу.

Деятельность систем CRM — интерактивный процесс, включающий следующие этапы:

  1. поиск и анализ информации(сбор и обработка информации о клиен­те для определения специфических возможностей рынка и страте­гий коммерческой деятельности, что расширяет возможности мар­кетинговой службы для более эффективного принятия решений благодаря использованию детальной информации о клиентах);

2. планирование рынка(для каждого клиента (типовой группы) выра­батываются специфические предложения, определяются каналы продажи продуктов и предоставления услуг, временные рамки и другие факторы, от которых зависит поведение рынка);

3. взаимодействие с клиентами(реализуется системами обслуживания клиентов, осуществления продаж и другими интерактивными при­ложениями).

Работа менеджеров по продажам с клиентами регламентируется:

· в цикле работы с клиентом,который завершается либо продажей товара или услуги, либо отказом клиента;

· на этапах работы внутри каждого цикла(распределяется ответствен­ность за выполнение работ на каждом этапе между подразделения­ми, внутри подразделений, между сотрудниками);

· при выполнении типовых работ в рамках каждого этапа,которые проводятся менеджерами по продаже.

Большинство современных компаний используют многоэтапный про­цесс продаж:

1. инициирование первичного интереса (поиск клиентов);

2. проведение презентаций товаров, рекламных семинаров;

3. детальное обсуждение условий продажи товаров или оказания услуг и заключение договора;

4. непосредственно поставка товара или оказание услуги;

5. консультации, обучение использованию товара.

При этом должны выполняться следующие условия:

· за каждый этап должен отвечать один из сотрудников;

· каждый этап должен иметь очевидный результат (по которому мож­но контролировать эффективность работы сотрудника);

· каждая работа по сделке должна выполняться в пределах одного этапа;

· четкое определение полномочий каждого сотрудника по доступу к хранимой в базе информации для предотвращения ее умышленного или случайного искажения.

CRM-системы с успехом применяются там, где происходит персональный кон­такт продавца с клиентом и на каждого сотрудника отдела продаж приходится от 25 до 3000 потенциальных клиентов. CRM-системы повышают эффектив­ность взаимоотношений компании с клиентами, поставщиками, деловыми парт­нерами, контролируют продажи и сотрудников, работающих с клиентами.

CRM-системы, используемые компаниями, работающими в сфере ин­тернет-коммерции, получили названия eCRM-систем. Помимо того, что эти системы обладают всеми функциями обычных CRM-систем, они пол­ностью интегрируются с веб-сайтом компании — вся информация с сайта попадает в eCRM-систему. Сама система может определять построение сайта и эффективно обслуживать каждого клиента в процессе покупки или ока­зания услуги. eCRM-системы регистрируют и анализируют все контакты между покупателем и продавцом, осуществленные через веб-сайт компа­нии или по электронной почте. Кроме того, эти системы могут быть ис­пользованы в разработке и анализе интернет-рекламы.

Наиболее популярный вид CRM-систем — eCRM-системы интер­нет-магазинов. eCRM-системы в фирмах, торгующих через Интернет, используются на всем протяжении взаимодействия клиента и компа­нии — начиная с поиска потенциальных клиентов и заканчивая достав­кой товара.

Технологии CRM подразделяют на три вида (http://www.osp.ru/ecom/ 2000/09/008.htm):

· оперативная CRM,позволяющая получить оперативный доступ к информации по конкретному клиенту в процессе взаимодействия с ним в рамках обычных бизнес-процессов;

· аналитическая CRM,предполагающая синхронизацию разрознен­ных массивов данных и поиск статистических закономерностей в этих массивах для выработки наиболее эффективной стратегии мар­кетинга, продаж, обслуживания клиентов и т. п.;

· коллаборационизм CRM,предоставляющая клиенту возможность го­раздо большего влияния на разработку дизайна, производство, дос­тавку и обслуживание продукта. Требует технологий, которые по­зволяют с минимальными затратами подключить клиента к сотруд­ничеству в рамках внутренних процессов компании.

Примеры коллаборационных CRM-технологий:

· сбор предложений клиентов при разработке дизайна продукта;

· доступ клиентов к опытным образцам продукции и возможность об­ратной связи;

· обратное ценообразование, когда клиент описывает требования к продукту и определяет, сколько он готов за него заплатить, а про­изводитель учитывает эти предложения.

Пример. Одной из известных российских CRM-систем является Sales Expert компании "Про-Инвест-ИТ". Таким образом, при использовании системы все работники компа­нии — от менеджера по продажам до генерального директора действуют в единой информационной среде. Наличие такой среды позволяет скоор­динировать усилия для проведения активной продуманной сбытовой по­литики.

С введением CRM-системы производительность работы менеджеров по продажам увеличивается в несколько раз. Больше контактов с клиентами доводится до заключения сделки, что приводит к росту объема продаж. Заметно улучшается и качество работы с клиентами: клиент, общаясь с любым сотрудником компании, который видит перед собой информации о всех предыдущих контактах, понимает, что компания знает все о его потребностях и проблемах, и учитывает их.

Современная CRM-система, как правило, содержит следующие мо­дули:

· система управления контактами;

· средства организации рабочих групп и распределения ролей для ра­боты с клиентами;

· средства планирования маркетинговых мероприятий и кампаний;

· поддержка презентаций и подготовки брошюр и коммерческих пред­ложений;

· каталоги продукции;

· системы подбора конфигурации товаров и сложных заказов;

· поддержка встречных продаж;

· управление прохождением заявки и согласованием условий сделки;

· маркетинговые энциклопедии;

· система оформления договоров, счетов, ведомостей, накладных, интегрированная с ERP-системой предприятия;

· система отслеживания исполнения обязательств обеими сторонами;

· система анализа результативности маркетинга;

· подсистема статистики и прогноза;

· генератор послепродажной активности (поздравления, анализ удов­летворенности, контроль качества гарантийного обслуживания, уве­домления об обновлениях и новых версиях и пр.);

· модули репликации и синхронизации с базами данных и системами управления складированием и доставкой;

· расчет вознаграждений сотрудников по результатам продаж.

Внедрение CRM-системы сказывается на работе почти всех подраз­делений фирмы, а не только отдела продаж. Именно через эту систему осуществляется обратная связь клиента компании с организацией в це­лом.

Комплексы CRM могут интегрировать различные каналы сбыта для проведения скоординированной политики в следующих областях:

  • прямые продажи крупным клиентам;
  • управление сетью дистрибуторов и дилеров;
  • розничные продажи через специализированные салоны;
  • продажи через веб-сайты для оптовых и розничных покупателей.

Внедрение современных CRM-систем — необходимое условие совер­шенствования работы с клиентами в постиндустриальной экономике. Фор­мирование эффективной CRM-стратегии — процесс, который позволяет свести воедино обработку множества видов информации о клиентах, про­дажах, эффективности маркетинга, об ответной реакции и тенденциях рынка.

CRM-системы являются важным звеном в структуре информационных систем предприятия, работающего в сфере электронной коммерции. Внедрение CRM позволяет повысить эффективность коммерческой де­ятельности предприятия путем: перехода от разрозненных, конфликтующих между собой и избы­точных данных о клиентах к единой базе данных; использования детальной информации о клиентах для исследования рынка и оптимизации продаж; осуществления маркетинговых кампаний, основанных на аналити­чески ранжированных списках товаров и услуг, позволяющих опе­ративно анализировать их прибыльность; лучшей адаптации к изменению конъюнктуры рынка; оптимизации затрат при продвижении продуктов и услуг благода­ря эффективному использованию различных маркетинговых кана­лов.

3.1 Системы электронной коммерции в секторе В2С[2]

Различают следующие системы розничной продажи товаров в Сети:

электронные торговые ряды (супермаркеты);

  1. интернет-витрины;
  2. интернет-магазины;
  3. интернет-аукционы.

В каталоге электронного торгового ряда могут быть представлены: наи­менование товара, его спецификация, техническое описание, данные о производителе, фотографии товара, видеофильмы, базовая цена и т. п.

Покупатель может сформировать запрос, указав параметры интересую­щего его товара в виде набора ключевых слов, например: "офисный кан­целярский набор". Система поиска осуществляет его по каталогам всех по­ставщиков и предоставляет список всех товаров, соответствующих запросу. В запросе можно указать максимально допустимую цену, ограничить поиск только каталогами некоторых поставщиков и т. д.

В каталоге электронного торгового ряда могут быть представлены: наи­менование товара, его спецификация, техническое описание, данные о производителе, фотографии товара, видеофильмы, базовая цена и т. п.

Покупатель может сформировать запрос, указав параметры интересую­щего его товара в виде набора ключевых слов, например: "офисный кан­целярский набор". Система поиска осуществляет его по каталогам всех по­ставщиков и предоставляет список всех товаров, соответствующих запросу. В запросе можно указать максимально допустимую цену, ограничить поиск только каталогами некоторых поставщиков и т. д.

Поэтому данный вариант размещения в электронном торговом ряду в связи с его относительной дешевизной удобно использовать только для рекламы товаров и изучения рынка.

Еще один вариант размещения в электронном торговом ряду — аренда тематического раздела каталога. При этом только арендатор имеет право представлять товары данной тематики. Этот вариант сохраняет все недо­статки предыдущего варианта.

Плюсом размещения в электронном торговом ряду для каждого участ­ника являются низкие накладные расходы по функционированию его ма­газина, что вызвано использованием общего для всех участников инстру­ментального комплекса.

3.1.2. Интернет-витрины (веб-витрины)

Следующий вариант организации розничной торговли в Интернете — веб-витрина.

На страницах интернет-витрины размещается информация о фирме, каталоги продукции (услуг), прайс-листы на них и форма для подачи заяв­ки. В интернет-витрине можно публиковать новости компании, дополни­тельную информацию о производителях, советы, аналитические обзоры и т. д. Такой сайт по сравнению с традиционными источниками обеспечива­ет более полную информацию о товарах и услугах.

Среди интернет-витрин можно выделить следующие разновидности:

1. статическая интернет-витрина на основе обычных HTML-файлов;

2. динамическая интернет-витрина с отображением информации из не­которой базы данных.

Наряду с участием в электронном торговом ряду, это наименее затрат­ное решение, однако интернет-витрина в отличие от торгового ряда не обеспечивает полный цикл продажи, включая интерактивные процедуры выписки счетов, приема оплаты, отслеживания выполнения заказа и т. д.

Принцип работы интернет-витрины основан на сборе предваритель­ных заявок с последующим их выполнением. По этому принципу работа­ют, например, веб-сайты, специализирующиеся на продаже товаров огра­ниченного спроса (таких, например, как предметы искусства). Основная проблема для продавца заключается в необходимости гарантировать по­тенциальному клиенту выполнение заказа на заранее оговоренных услови­ях. Покупатель же рискует получить выбранный товар или услугу с опозда­нием (или не получить вообще).

Отличительная особенность данной бизнес-модели — осуществление процесса купли-продажи в несколько этапов. Сначала продавец собирает заявки, затем выясняет у поставщика сроки и условия исполнения заказа, после чего информирует об этом потенциальных клиентов (как правило, с помощью электронной почты) и наконец в случае их согласия обеспечи­вает доставку товара.

С точки зрения продавцов, интернет-витрина и интернет-магазин раз­личаются весьма значительно. Интернет-витрина обходится торговым ком­паниям недорого, однако она имеет существенные недостатки:

1) не позволяет автоматизировать торговлю с реального склада;

2) не позволяет сократить штат компаний-продавцов и их операцион­ные расходы;

3) отсутствует гибкость в управлении торговыми процессами и органи­зации маркетинговых акций.

Все запросы покупателей в интернет-витрине поступают не в автома­тизированную систему обработки заказов, как в электронном магазине, а к менеджерам по продажам. Далее бизнес-процессы интернет-витрины пол­ностью повторяют бизнес-процессы традиционного предприятия рознич­ной торговли. В данном случае отсутствует возможность реального умень­шения уровня операционных издержек, рентабельность веб-витрины мало отличается от рентабельности обычных методов ведения торговли. Главная особенность работы такой формы интернет-торговли —процессы взаимо­действия веб-витрины с внутренним бизнес-процессом компании осуще­ствляются вручную менеджерами.

Таким образом, интернет-витрина — тол style="display:inline-block;width:580px;height:400px" data-ad-client="ca-pub-1201569435861782" data-ad-slot="9319239531">