Общности, основанные на сходстве поведения

 

Таким сложным названием мы определяем ряд отно­сительно свободных социальных образований, могущих, однако, иногда развивать удивительную способность к де­ятельности, не обладающих институционализированной внутренней связью, но отличающихся сходством поведе­ния их членов. Я имею в виду такие скопления, как толпы, выступающие в различных формах, публика ки­но и театра, радиослушатели и телезрители, читающая публика, затем аудитория различных собраний или лек­ций и сборища. Некоторые социологи и социальные пси­хологи называют эти формы просто «collective behaviour», или формы коллективного поведения, отказывая им в термине «общность». Немного расширяя определение общности, принятое в начале этой главы, мы назовем их

[181]

также общностями, учитывая их способность к дейст­вию и результаты, вызываемые имя в более широких общностях.

Эти формы общественной жизни мы разделим на две основные категории: толпа и публика. Публику, собран­ную в одном месте, назовем аудиторией, а публику не­собранную, установки и стремления которой, однако, по­ляризованы в одном направлении, назовем поляризован­ной массой,

Толпа — это временное скопление большого числа лю­дей на территории, допускающей непосредственный кон­такт, спонтанно реагирующих на одни и те же стимулы сходным или идентичным образом. Людей в толпе объе­диняет психическая связь, образовавшаяся из сходных или идентичных эмоций и импульсов, вызванных одним и тем же стимулом. Толпа не обладает установленными организационными нормами и никаким комплексом мо­ральных норм. Ее влияние на членов вытекает из при­роды эмоционально-импульсивной связи. В толпе прояв­ляются примитивные, но сильные импульсы и эмоции, не сдерживаемые никакими этическими или организа­ционными нормами. Существуют разного рода толпы, из которых наиболее известна и наиболее часто описы­вается толпа, действующая агрессивно, как мы знаем по актам линчевания, по актам террора и разрушений. Мы классифицируем толпу, разделяя ее на четыре рода: аг­рессивная толпа, убегающая толпа, алчущая толпа и толпа экспрессивная или демонстрирующая. Агрессивная толпа выступает в трех различных видах: толпа линчующая, то есть толпа, охотящаяся на одного человека, толпа терроризирующая — известная по погромам и другим актам террора, направленного против определен­ной категории лиц или групп; толпа борющаяся, которая выступает во время волнений, забастовок, когда атако­ванная демонстрация или собрание начинает спонтанно обороняться неорганизованным образом. Убегающая тол­па также выступает в двух видах: при панике, охва­тывающей собрание или неорганизованную публику, на­пример при панике в театре, в котором вспыхнул пожар, или панике во время землетрясения, большое число лиц слепо бросается бежать, руководствуясь лишь страхом и чувством самосохранения; другим видом убегающей тол­пы является паническое бегство организованного отряда

[182]

солдатили другой формализованной и высокоорганизо­ванной группы, охваченной паническим страхом. Алчу­щая толпа — это та, которая штурмует магазины, штур­мует банки во время кризиса, стремясь вернуть вклады, грабит магазины в периоды голода или смуты. Наконец, экспрессивная толпа — это такая, которая выражает свои взгляды, собирается для того, чтобы криками выразить восторг или протест, одобрить или осудить какие-либо начинания власти, события и т. д.

Во всех этих видах толпы выступает много общих и сходных явлений. Это прежде всего психические явле­ния, обнаруживающиеся более или менее отчетливо. Прежде всего мы встречаемся здесь с явлением деиндивидуализации, то есть частичного исчезновения ин­дивидуальных черт личности. Вследствие этого силь­но возрастает склонность к подражанию. Реакция на внешние стимулы направляется не рефлексией, а первым эмоциональным импульсом или подражанием поведению других людей. Исчезновение рефлексивности, деиндивидуализация усиливает чувство солидарности со всей толпой, это влечет за собой ослабление ощущения важности этических и правовых норм. Толпа создает сильное ощущение правильности предпринимаемых дей­ствий. Навязанные эмоциями способы действий не оце­ниваются критически посредством рефлексии. Кроме то­го, господствующая в толпе эмоциональная напряжен­ность увеличивает ощущение собственной силы и умень­шает чувство ответственности за совершаемые поступки.

Вследствие возникновения этих явлений члены толпы действуют как люди, находящиеся под влиянием гипно­за. Часто говорится о гипнозе или о психозе толпы, а прежняя социальная психология создала даже теорию особой коллективной психики толпы, в которой как бы растворяется психика индивидов. Разумеется, этих теорий уже никто не придерживается, а термин «гипноз тол­пы» — это лишь некий краткий оборот, обозначающий степень интенсивности действия сходных импульсов и эмоций у всех членов толпы. Этот «гипноз» действует сильнее или слабее в 'зависимости от характера стиму­лов, вызывающих реакцию толпы, от конкретной общест­венно-исторической ситуации, в которой собралась толпа, и от индивидуальных черт ее членов. Условия, благо­приятствующие действию этого гипноза, следующие;

[183]

предварительно существующие устойчивые установки и убеждения (легко вызвать возникновение терроризирую­щей толпы, направленной против ненавистных ей групп или институтов); убеждения и склонности, соответству­ющие лозунгам, побуждающим толпу к действиям; моло­дой возраст и отсутствие социального опыта (поэтому так часто демонстрирующая толпа состоит из молодежи);

низкий уровень умственного развития и отсутствие эле­мента интеллектуализма в психике, отсутствие привычки анализировать свое поведение, отсутствие сильной воли и твердых взглядов.

Влияние толпы на индивида преходяще, хотя возник­шее у него настроение может сохраняться долго. Связь, объединяющая толпу, разрушается, если новые стимулы создают другие эмоции. Если демонстрирующую толпу облить водой или если терроризирующую толпу обстре­лять, то под влиянием инстинкта самосохранения или страха, который повелевает индивидам убежать с места столкновения, толпа рассеивается. Толпа может также разойтись под влиянием других чувств и устремлений, таких, как голод, чувство юмора, возбуждение, направ­ленное к иным целям, чем первоначальные устремления толпы. На использование таких психических механизмов опираются методы преодоления или психологического обезоруживания толп, подобно тому как на знание меха­низмов, объединяющих толпы, опираются технические приемы их возбуждения и манипулирования ими.

Публика — это форма коллективной жизни совершен­но иного рода. Рассмотрим сначала собранную публику, или аудиторию. Собранная публика может выступать в нескольких видах. Прежде всего выделим публику, соб­равшуюся случайно, или сборище, а также публику, со­бравшуюся преднамеренно, которая тоже может высту­пать в двух различных формах: как публика отдыхаю­щая, ищущая развлечений, например в кино, театре, цир­ке, концертном зале, а также как публика, ищущая ин­формации, собирающаяся на лекциях, информационных собраниях, выставках, а также митингах и политических собраниях, хотя здесьона имеет уже иной характер[164].

Собранная публика — это скопление некоторого коли-

[184]

чества людей, испытывающих сходное ожидание определенных переживаний или интересующихся одним и тем же предметом. Эта общая заинтересованность и поляризация установок вокруг одного и того же предмета или события — основа ее обособления. Следующей чертой является готовность к реагированию некоторым сходным образом. Это сходство установок, ориентации и готовности к действию — основа объединения публики. После объединения, под влиянием воздействия на всех одних и тех же стимулов (фильм, театральная постановка, лекция или обсуждение) в среде публики образуются определенные сходные или общие реакции, переживания или устойчивые ориентации. Публика в кино, на концерте или в театре осознает рождающиеся у нее настроения, и это осознание может усиливать впечатление, вызванное действием общего стимула. Таким образом, в публике мо­гут возникнуть такие же явления, как в толпе, а именно общее эмоциональное напряжение, утрачивание рефлексивности, ощущение единства солидарности. Поэтому не­которые виды публики, как, например, сборища, собра­ния или митинги, могут легко превратиться в экспрессивную или агрессивную толпу. Это часто происходит во время спортивных зрелищ, боя быков, когда аморфная, то есть ничем не связанная публика во время зрелища под влиянием «эмоционального заражения» превращает­ся в демонстрирующую или терроризирующую толпу.

Значение толп и публики проявляется в периоды со­циальных волнений, революционных настроений, войны, забастовок, когда любое собрание или сборище может превратиться в агрессивную толпу, а она в свою оче­редь — в борющуюся группу, если толпою овладеют орга­низованные группы, которые сумеют ее направить.

Несобранной публикой являются, например, читатели. одних и тех же газет, слушатели одних и тех же радио­передач, зрители одних и тех же телевизионных про­грамм, читатели одних и тех же журналов. Не без при­чины в Польше укоренился термин «культура „Пшекруя”» («Kultura ,,Przekroju”»), имеющий в виду способы выражения, поведения, мышления и деятельности, соз­данные этим популярным еженедельником. Несобранная публика — это лишь «поляризованная масса», то есть боль­шое число людей, мышление и интересы которых ориенти­рованы идентичными стимулами в одном направлении, лю-

[185]

дей, проживающих не «друг с другом», а «друг около друга», но, несмотря на это, ведущих сеlnoe-obshchestvo.html">Глобальное общество


Дата добавления: 2015-07-04; просмотров: 88; Опубликованный материал нарушает авторские права?.