У детей (социально обусловленные).

Психопатия- группа патологических состояний, проявляющихся дисгармонией преимущественно эмоционально-волевых свойств личности с социальной деза­даптацией.

Для обозначения психопатий используются такие термины: «пси­хопатическая личность», «психопатическая конституция», «патоло­гический, или аномальный характер».

Основными причинами возникновения психопатий являются:

1. Наследственные (конституционально-генетические) факторы

2. Негрубые экзогенно-органические повреждения головного моз­га во внутриутробном, перинатальном и раннем постнатальном
периодах развития (травма, инфекция, интоксикация).

3. Неблагоприятные средовые и ситуационные влияния.

В зависимости от причин (1,2,3) все психопатии услов­но разделяются на виды:

1) конституционально-генетические (ядерные);

2) органические;

3) приобретенные.

Приобретенные психопатии, по данным разных авторов, еще опи­сываются как: социопатии (А.К. Ленц, 1927), псевдопсихопатии (В.П. Осипов, 1936), реактивные психопатии (Е.К. Краснушкин, 1940).

Характерной особенностью всех видов психопатий является то, что по своей клинической картине они не отличаются друг от друга.

Рассмотрим основные виды классификации психопатий с последующей клинической характеристи­кой каждой из ее форм, которые идентичны и для «психоподобного синдрома» у лиц с умственной отсталостью.

Классификация психопатий по Е. Kretschmer:шизоидная; циклоидная; эпилептоидная.

Классификация психопатий по Г.Е. Сухаревой (1959):шизоидная (неустойчивые; истероидные личности); циклоидная (гипертонические; аутичные; психастенические личности); эпилептоидная («безтормозные»; импульсивные (эпилептоидные) личности).

Классификация психопатий по О.В. Кербикову (1971):ядерные; органические; краевые (приобретенные).

Классификация психопатий по А.Е. Личко (1977):

Истинные (генуинные) психопатии (гипертимный; циклоидный; лабильный; астеноневротический; сенситивный; психастенический; шизоидный, эпилептоидный; истероидный; неустойчивый; комфортный типы);

Приобретенные психопатии (гипертимно-неустойчивый; неустойчивый; истероидный; лабильно-истероидный; гипертимно-истероидный; лабильный; астено-невротический; сенситивный; психастенический; эпилептоидный);

Органические психопатии (шизоидноподобный; неустойчивоподобный; эпилептоидоподобный типы).

Классификация психопатий по В.В. Ко­валеву (1995)выделяет типы органических психопатий: возбудимый (эксплозивный), неустойчивый, истерический и астенический, что практически соответствует современным представлениям о психоподобном синдроме, под­робно описанном В.Я Гиндикиным.

Органическую психопатию у ребенка с умствен­ной отсталостью легкой или умеренной степени целесообразнее рассматривать как психоподоб­ный синдром.

По В.Я. Гиндикину (2001), психоподобный синдром имеет три вариантапсихических состояний и поведенческих реак­ций: возбудимый, тормо­зимый и неустойчивый. Именно эти варианты и встречаются наи­более часто при органических психопатиях (истероподобные реак­ции нередко входят в структуру возбудимого варианта и носят при­митивно-банальный, наивный характер).

1. Возбудимый вариант:

=> агрессивное поведение (различные его виды1) по отношению к окружающим;

=> аутоагрессия (агрессия, направленная на самого себя, возника­ющая на фоне повышенной эффективности с дисфорическими состояниями);

=> повышенная раздражительность и вспыльчивость;

=> повышенная обидчивость и эгоистичность;

=> озлобленность и ярость в виде аффективных разрядов и вспы­шек;

=> истероподобные реакции и истероформное поведение2;

=> быстрая смена настроения;

=> вязкость и назойливость поведения;

=> повышенная демонстративная двигательная возбудимость в пе­риоды аффективных вспышек («двигательный шторм»).

1 Виды агрессивного поведения(по А. Басса — А. Дарки).

1. Физическая агрессия (использование физической силы против дру­гого лица).

2. Косвенная агрессия (взрывы ярости, озлобленности, злобные шут­ки, сплетни).

3. Склонность к раздражению (готовность к проявлению при малей­шем возбуждении резкости, грубости, вспыльчивости).

4. Негативизм (оппозиционное поведение по отношению к окружающим).

5. Обида (зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством
гнева, горечи на весь мир за действительные или мнимые страдания).

6. Подозрительность (недоверие и осторожность по отношению к лю­дям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причи­нить вред).

7. Вербальная агрессия (крик, ругань, словесные угрозы, проклятия
как выражения негативных чувств по отношению к окружающим).

8. Чувство вины (убеждение в том, что он сам является плохим чело­
веком, с появлением у него угрызений совести).

2 Истероподобные реакции и истероформное поведение:

=> высокая эмотивность (повышенная эмоциональная возбудимость, лабильность настроения, красочность и театральность внешних про­явлений эмоций и др.);

=> эгоцентризм (стремление поставить себя в центр внимания, исполь­зуя при этом любые средства, к примеру, необычные сочетания одежды, красочные рассказы вымышленных историй, выделяя при этом особо свою роль и др.);

=> аффективная логика (необъективность мышления, его эмоциональ­ная направленность).

2. Тормозимый вариант:

=> нерешительность и робость;

=> страх и испуг;

=> растерянность и смущение;

=> депрессивные состояния (тоскливое настроение, чувство подав­ленности, отверженности), периодически возникающие;

=> двигательная заторможенность («двигательный штиль»);

=> суицидальные проявления и др.

3. Неустойчивый вариант:

=> повышенная внушаемость;

=> попадание под влияние криминальных структур («их воля без энергии» П.И. Ковалевский);

=> отсутствие постоянства в занятиях, работе;

=> стремление уходить от любых трудностей;

=> недостаточное чувство долга и ответственности;

=> повышенный интерес к новым впечатлениям («сенсорная жажда»);

=> склонность к реакциям имитации;

=> асоциальное поведение (школьная дезадаптация, бродяжниче­ство и др.).

Психические состояния и поведенческие реакции у лиц с ум­ственной отсталостью довольно часто сочетаются с разнообразны­ми эмоциональными расстройствами, которые у многих детей про­являются в виде основного синдрома.

По В.Я. Гиндикину (2001) в структуре органической психопатии у ребенка с умствен­ной отсталостью наиболее часто встречаются следующие синдромы эмоциональных рас­стройств: эйфорический, апатико-абулический и дисфорический.

При эйфорическом синдромеотмечается стойко повышенное настрое­ние с оттенком всеблаженства, беспечностью, беззаботностью, без­различием к окружающему, иногда - с сюжетно-однообразными фан­тазиями, касающимися узкого круга интересов больного, которые отражают его интеллектуальный дефект. В отличие от лиц с гипоманиями здесь отсутствует стремление к деятельности.

Приапатико-абулическом синдромев рамках олигофрении отмечаются эмоциональная бедность, общая вялость, бездеятель­ность, медлительность, скованность. Замедленная реакция на все окружающее, низкая способность к психическому напряжению, пси­хомоторная заторможенность, слабость побуждений, аспонтанность, астрессовость.

Для дисфорического синдромахарактерна триада: а) тоск­ливо-злобная окраска настроения; б) истероформные включения; в) преобладание депрессивного аффекта, нередко - с ипохондри­ческими компонентами. В целом для олигофренических дисфории при их возникновении характерно недостаточно четкое восприя­тие окружающего мира.