Церебрастенические синдромы.

Церебрастенические синдромы (астенические состояния) - это функционально-динамические нарушения нервной дея­тельности, возникающие в результате истощающих соматических заболеваний. Иногда эти состояния возникают на органическом фоне — после нейроинфекций, черепно-мозговых травм (церебрастении). Причинами астенических состояний могут быть так­же тяжелые конфликтные ситуации в семье ребенка.

Дети с астеническими состояниями не имеют сколько-нибудь заметных отклонений со стороны физического развития.

Клинической картине этих детей присущ ряд особенностей: после истощающих болезней на первое место выступает повышенная утомляемость, быстрая истощаемость при выполнении любых ви­дов произвольной деятельности. Некоторые из таких детей (первоклассники) засыпают на первых уроках. У рассматриваемой группы детей наблюдается непостоянство интересов и неумение сосредоточиться на работе. Дети легко возбудимы, впечат­лительны. С особенным трудом им дается переключение внима­ния. Успеваемость этих детей ниже их интеллектуальных возможностей. Многие дети чрезмерно впечатлительны: повышенно реагируют на замечания учителя, родителей. У многих снижена память, замедленно мышление. Многие обидчивы, капризны, плаксивы.

Указанные симптомы мо­гут встречаться при различных формах астенических состояний. Однако в ряде случаев характер поведенческих реакций в какой-то степени зависит от этиологических факторов. Так, у детей с травматическим поражением центральной нервной системы, со­провождающимся выраженными нейродинамическими сдвигами, наблюдаются повышенная возбудимость, склонность к аффек­там, заметное ослабление памяти. Иногда отмечается ослабле­ние способностей к усвоению отдельных учебных навыков.

Нередки жалобы на головные боли.

В ряде случаев наблюдаются своеобразные астенические состояния в связи с дефектами анализаторов и органов чувств (зрения, слуха или речи) и обусловленная сенсорной депривацией. Выражением таких состояний может быть временное снижение психической активности за счет истощения нервной системы.

Психическое состояние детей с астеническим синдромом за­метно отличается от того, что наблюдается у детей-олигофренов.

У детей-астеников интеллект сохранен. Вместе с тем они не способны к дли­тельному умственному напряжению, что отрицательно сказы­вается на характере усвоения и использования знаний, что сказывается в запаздывании развития школьных навыков.

При обследовании нервной системы у детей с астеническим состоянием иногда встречается микроорганическая симптоматика, которая более грубо выражена в случаях церебрастении травматического генеза (асимметрия мышц лица, неравномерность рефлексов, иногда наличие патологических рефлексов и др.).

Вегетативный отдел нервной системы чаще повышенно возбудим — тремор век, пальцев рук, яркий, стойкий дермогра­физм, усиленная потливость, дискразии пульса и т.п. Эти дети реактивны, лабильны, их настроение носит неустойчивый харак­тер. Трудоспособность снижена в связи с быстрой истощаемостью нервного тонуса.

При соответствующем индивидуальном подходе и применении лечебно-оздоровительных мероприятий эти дети могут обучаться в массовой школе.