Поведенческие и эмоциональные расстройства при умственной отсталости. Патохарактерологические реакции.

Патохарактерологические реакции- психогенные личностные реак­ции, которые проявляются преимущественно в разнообразных откло­нениях поведения ребенка или подростка, ведут к нарушениям соци­ально-психологической адаптации и, как правило, сопровождаются невротическими (в частности, соматовегетативными) расстройства­ми (Ковалев В.В.).

Все патохарактерологические реакции в клинико-нозологическом отношении относятся к психогенным расстройствам и погра­ничным состояниям. Они, как правило, носят обратимый харак­тер, однако их повторение, уже в подростковом возрасте, приво­дит к патологическому формированию их личности.

К патохарактерологическим реакциям относятся:

=> реакции протеста (оппозиции);

=> реакции отказа;

=> реакции имитации;

=> реакции компенсации и гиперкомпенсации.

В подростковом возрасте в дополнение к этим формам выделя­ются (А.Е. Личко, 1983):

=> реакции эмансипации;

=> реакции группирования со сверстниками;

=> реакции увлечения;

=> реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.

За последние годы перечень патохарактерологических реакций пополнился еще рядом поведенческих нарушений, среди которых наиболее яркими и проблемными являются:

=> побег из дома;

=> реакция одиночества;

=> дромомания;

=> малолетняя проституция;

=> делинквентное поведение.

Основные клинические особенности этих реакций.

Реакция протеста(оппозиция, делать все наоборот, назло) — преходящие расстройства поведения, обусловленные аффективными конфлик­тными переживаниями личности ребенка (обиды, ущемленное са­молюбие, недовольство близкими, конфликты между родителя­ми, равнодушное отношение их к ребенку, школьная дезадапта­ция, появление в семье мачехи или второго ребенка и др.).

Реакции протеста, как правило, направлены против лиц, кото­рые, по мнению ребенка, виновные в их возникновении. В зависи­мости от характера нарушений поведения различают два вида ре­акций протеста:

Активные реакциипротеста характеризуются различными пато­логическими проявлениями агрессивного поведения ребенка с гнев­ными, порой разрушительными и жестокими вспышками, направ­ленными против обидчика, в ответ на различные психологические трудности или психотравмирующие ситуации.

Пассивные реакции протестахарактеризуются разнообразными невротическими проявлениями с синдромом соматовегетативных расстройств (анорексия, рвота, недержание мочи и кала), суици­дальными попытками, отказом от еды, уходами из дома, частич­ным мутизмом и др.

Реакции отказа.Клинические проявления реакций отказов характеризуются та­кими поведенческими и личностными изменениями ребенка, как отказ от контакта с окружающими, от обычных желаний и по­требностей, от учебы, появление чувства страха перед новым, «по­теря перспективы» («ситуация фрустрации»), безсистемный и необ­думанный характер ответов на поставленные вопросы и др. Наблюдаются у лиц с умственной отсталостью легкой и сред­ней степени, как правило, у детей, лишившихся родителей и по­мещенных в интернаты, детские дома, приюты и др.

Реакции имитации.Клини­чески проявляющиеся подражанием поведению отдельных лично­стей, которые в глазах ребенка являются наиболее авторитетными, (в детском возрасте — это родители и воспитатели, в подростко­вом — старшие подростки, обладающие лидерскими качествами или взрослые, созданные воображением подростка). У многих детей с умственной отсталостью легкой сте­пени, а также у лиц с чертами эмоционально-волевой неустойчи­вости развивается склонность к отрицательным реакциям имита­ции, которые становятся источником возникновения асоциально­го поведения, а также многих вредных привычек.

Реакции компенсации и гиперкомпенсации.Характеризу­ются возникновением у ребенка определенных форм поведения, направленных на затушевывания слабых его сторон и являющихся «психологической защитой» личности от переживаний какого-либо собственного дефекта. Иногда вновь возникшие защитные формы поведения носят гипертрофированный, а порой смехотворный ха­рактер, в связи с чем могут стать источником социальной дезадап­тации ребенка. Клинически проявляются компенсаторными фантази­ями или мечтами о том, что он сильный, смелый и отважный; у детей, развивающихся в условиях депривации («психологический пресс»), — компенсаторными играми (ребенок старается общаться с физически более слабыми детьми или с малышами, командуя или наказывая их); в случаях завоевания авторитета среди сверст­ников подросток старается рассказывать друзьям вымышленные истории с собственным участием, что он якобы близко знаком со знаменитыми спортсменами и артистами, что его отец «военный герой», тренер по боксу, карате и др.

Таким образом, реакции компенсации и гиперкомпенсации проявляются прежде всего у лиц с чувством собственной «непол­ноценности», с физическим дефектами, хроническими инвалидизирующими заболеваниями, психоневротическими расстройствами и др., а также у детей при ситуации эмоциональной и социальной депривации (дети-сироты, дети, которые лишены внимания близ­ких, дети из неполных семей, ребенок, воспитываемый деспотич­ными родителями, подавляющими его активность и др.).

Реакции эмансипации.Это своего рода самоутверждение его лично­сти, стремление подростков к самостоятельно­сти и независимости. Основной причиной развития реакций эмансипации у детей являются гиперопека и деспотизм родителей. Чем выше гиперопе­ка и сильнее выражены деспотические проявления к ребенку, тем большее желание развивается у подростка любыми способами из­бавиться от влияния взрослых. При этом всем своим поведением подросток демонстрирует, что он уже «взрослый» и «самостоятельный».

Реакция группирования со сверстниками.Проявляется в стремлении подростков обра­зовывать более или менее стойкие спонтанные группы, в которых устанавливаются определенные неформальные отношения, име­ются свои лидеры и исполнители, происходит более или менее естественное распределение «ролей», в основе которого чаще лежат индивидуальные особенности личности подростков. Опасность группирования со сверстниками заключается в том, что она может достигнуть степени крайних, асоциальных проявле­ний. Это возникает в тех случаях, когда «лидером» становится бо­лее сильный и «крутой» подросток с криминальными наклоннос­тями, имеющий уже «опыт» употребления алкогольных напитков, а может быть, токсичных веществ и наркотических препаратов.

Реакции увлечения.Эти реакции часто называют «хобби-реак­ции».

Различают:

- информативно-коммуникативные увлечения: жажда получения новых сведений, потребность в кон­тактах, являющихся источником этих сведений; увлечения, осно­ванные на чувстве азарта, связанные с различными играми;

- эго­центрические увлечения, связанные со стремлением быть в цент­ре внимания (участие в художественной самодеятельности, спортивных выступлениях, увлечение иностранными языками, ли­тературой, историей и т.п. в целях демонстрации своей «необыч­ности»);

- увлечения, обусловленные страстью к накопительству (раз­ные виды коллекционирования);

- увлечения, основанные на стрем­лении к лидерству;

- интеллектуально-эстетические увлечения (углубленные занятия каким-либо одним видом деятель­ности познавательного или эстетического характера).

В большинстве случаев реакции увлечения не относятся к ка­ким-либо патологическим проявлениям, так как со временем они проходят, а если и остаются, то никакого негативного воздействия на поведение подростка они не оказывают.

Однако чрезмерно выраженные увлечения часто приводят к расстройствам поведения и личности подростка и явлениям социаль­ной дезадаптации, когда практически большая часть суток отдает­ся любимому «хобби». Основными проявлениями этих нарушений являются:

=> школьная дезадаптация;

=> изменение направленности, уровня самооценки и ценностных ориентацией личности подростка;

=> смена зоны его ближайшего окружения, вплоть до связей с асо­циальными лицами;

=> развитие негативизма и других видов агрессивного поведения в ответ на замечания педагогов, родителей и близких ему лю­дей;

=> совершение противоправных действий (воровство, попрошай­ничество, хулиганские поступки, проституция и др.) с целью добывания ма­териальных средств для удовлетворения своих увлечений и др.

Среди большого выбора различных видов увлечений особое вни­мание взрослых должно быть обращено на увлечения, имеющие непредсказуемые, как положительные, так и отрицательные, по­следствия. К ним, по мнению авторов, относятся:

=> увлечение боевыми и силовыми видами спорта (бокс, борьба, каратэ, дзюдо, самбо и др.), которые могут быть использованы в криминальных целях;

=> увлечения ночными дискотеками, приводящие, как правило, к развитию аффективно заряженного поведения, с одной сторо­ны, и появлению различных видов патохарактерологических ре­акций (эмансипации, сексуальных влечений, делинквентного поведения и др.) — с другой;

=> увлечения, основанные на чувстве азарта (игральные автоматы, игры в карты, конные скачки и др.), требующие вложения де­нежных средств и, естественно, их изыскание;

=> увлечение компьютером (компьютерные игры, интернет и др.), оказывающее, при ежедневном, длительном его использовании, отрицательное воздействие на еще не сформировавшийся орга­низм подростка, отучающее его от дружбы с книгами, и фор­мирующая в нем так называемую «виртуальную» личность;

Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением.К ним относятся:

=> мастурбация (онанизм);

=> петтинг (ласки) — сексуальные прикосновения «ниже талии»;

=> раннее начало половой жизни;

=> беспорядочные сексуальные половые связи;

=> вуайеризм (от французского «вуар» — видеть) — разглядывание обнаженных или полуобнаженных тел;

=> орально-генитальный секс («для некоторых подростков эта фор­ма половой активности безопасна и в психологическом плане, поскольку позволяет сохранить девственность и одновременно обеспечивает возможность в высшей степени интимного поло­вого контакта»);

=> ряд поведенческих реакций с исполь­зованием различных видов сексуальных поведений.

Отрица­тельные последствия ранней сексуальной активности подростков:

Þ непредвиденная беременность;

Þ прерывания беременности;

Þ становление матерью и отцом в подростковом возрасте:

Þ подростки-матери;

Þ подростки отцы;

Þ опасность заражения болезнями, передаваемыми половым пу­тем (СПИД, сифилис, гонорея, мягкий шанкр, генитальный герпес, хламидийные инфекции, остроконечные кондиломы — генитальные бородавки, контагиозный моллюск, лобковые вши — площицы, вагинит, трихомонадные инфекции, канди-дозы, вирусный гепатит и др.).

Дромомания— это импульсивное влечение, стремление к побе­гам из дома, бродяжничеству, смене привычной обстановки. Этот вид реакций встречается у акцентуированных личностей, у детей с умственной отсталостью легкой степени, а также у имеющих се­мейные, домашние проблемы и страдающих рядом психических заболеваний. Через определенное время подростки возвращаются домой, но даже незначительная импульсивная вспышка может вновь заставить их пойти на этот шаг. У детей, страдающих психически­ми расстройствами, подобные состояния могут повторяться на про­тяжении всей его жизни.

Побеги из дома.Среди множества причин побегов из дома выделим лишь неко­торые, которые, по мнению авторов, являются основными:

=> неблагополучная семья,когда родители (или один из них), зло­употребляя алкогольными напитками, постоянно проявляют аг­рессию по отношению к ребенку, избивая его и унижая его достоинство;

=> благополучная семья,в которой строгие, чрезмерно требовательные родители (или один из них) используют депривацию (психологи­ческий пресс) как основной метод в воспитании ребенка. Испыты­вая постоянное давление со стороны родителей, запрещающих им многое (посещение дискотек, прогулки до позднего вечера, пользо­вание косметикой, чрезмерное увлечение компьютерными игра­ми, прослушивание «не той» музыки и др.), подростки отвечают на это негативной реакцией — «реакцией протеста» и совершают «побеги из дома» в поисках свободы и независимости;

=> побег из дома вследствие сексуального насилия или домогатель­ствасо стороны близких родственников, отчима или знакомых, когда ребенок не чувствует себя защищенным в отчем доме и начинает искать защиту на стороне;

=> повышенная требовательность и строгость учителей,которые рас­сматриваются учеником как насилие над его личностью, и по­бег из дома является для него единственным шансом избавле­ния от «педагогического тиранизма»;

=>материально неблагополучные семьи,в которых ребенок чувствует себя «голодным и холодным». В поисках добычи хлеба и хоть какой-то одежды, ребенок убегает из дома, занимаетсь попро­шайничеством и становится объектом асоциальных лиц для при­влечения его в криминальную деятельность;

=> побег из дома вследствие совершения подростком правонаруше­ния или преступления как попытка уйти от законного воздей­ствия;

=> побег из дома вследствие поиска новых развлечений и впечатле­ний;

=> побег из дома вследствие безнадзорности;

=> побег из дома, обусловленный умственной неполноценностьюре­бенка, легко попадающего под отрицательное влияние асоци­альных лиц.

Таким образом, основным фактором риска побегов детей из дома является родительский фактор.

Реакция одиночества.На протяжении всей жизни у каждого че­ловека возникают периоды, когда он ощущает себя одиноким, но наиболее остро это чувство осознается в подростковом возрасте, и прежде всего детьми из неблагополучных семей. Родители и педагоги должны особое внимание уделять зако­номерностям развития родительско-детских отношений, обучать их психологическим подходам, направленным на развитие так называемых «позитивных интересов», что, несомненно, приве­дет к психоэмоциональному равновесию детско-родительских от­ношений. Принимающие родители подростка - это родители, эмоционально понимающие его, сочувствующие ему, своевременно реагирующие на потребно­сти подростка, тем самым, такие родители создают у подростка бессознательную уверенность в том, что он нужен и интересен дру­гим людям, в том, что он обладает необходимыми личными сред­ствами для достижения своих целей.

Малолетняя проституция. Многие девочки после побега из дома становятся малолетни­ми проститутками. Не имея возможности зарабатывать на жизнь, чаще всего они попадают под влияние асоциальных личностей, которые приобщают их к пьянству и проституции. Такие девочки не видят для себя никакого выхода, да и не ищут его. Подчас они горюют лишь о том, что их изгнали из группы, где они чувствовали хоть какое-то мужское внимание и были бы со­гласны вновь вернуться и всех «обслуживать». Некоторые утеша­ются тем, что теперь «внимание» оказывают им взрослые «клиен­ты», и не представляют себе иной жизни. Сами девочки не испытывают сексуального влечения ни к сво­им сверстникам, ни к взрослым мужчинам. Раннее начало сексу­альной жизни у них, в отличие от мальчиков, не связано с рано пробудившимся сексуальным влечением.

Некоторые из таких девочек подверглись изнасилованию в под­ростковой группе, но сами они это не считают изнасилованием, рас­сказывают, как они пили спиртное с другими подростками, а потом «ребята стали приставать и заставили», но никаких сожалений по этому поводу девочки не испытывают. Некоторые и не помнят сво­его первого сексуального партнера.

Деликтвенное поведение.Проявляется в совершении различных про­ступков, провинностей, мелких правонарушений. Делинквентное поведение обычно начинается со школьной дезадаптации (прогу­лы уроков, не желание учиться и др.), группирования с асоци­альными сверстниками, совместно с которыми подросток уча­ствует в хулиганских поступках в основном по отношению к млад­шим. Наиболее часто такое поведение отмечается у детей с интеллек­туальной недостаточностью, страдающих психопатическими чер­тами личности, у акцентуированных подростков, а также у живу­щих в неблагополучных семьях.

Таким образом, описанные в данной главе расстройства пове­дения и личности у лиц с умственной отсталостью и у детей с социально-обусловленными факторами, несомненно, помогут бу­дущим педагогам и психологам, а также уже работающим специа­листам в их повседневной деятельности.