Образец кодировочного бланка

№ п/п Признак, градация признака Код
Тип автора:
  один человек
  два и более человек
  ситуация не ясно
Группа, к которой принадлежит автор:
  неформальная группа (семья, друзья)
  формальная группа (служебное подразделение, производственный коллектив и т.п.)
Пол автора:
  женский
  мужской
  смешанный коллектив
Количество проблем базового субъекта PR, рассматриваемого в публикации:
  одна
  две
  три и более
Типы суждений по поводу базового субъекта PR:
  дескриптивное
  оценочное
  конструктивное
  аналитическое
  иное
Тип оценки деятельности и имиджа базового субъекта PR:
  позитивная
  негативная
  абвивалентная
  и т.п.  

-51-

Пилотажная кодировка текста производится для испытания методики на обоснованность и устойчивость.

Этап 4. Кодировка документальных массивов на основании разработанного кодировочного бланка, ввод в компьютер и компьютерная обработка.

Этап 5. Интерпретация полученных данных и подготовка отчета.

Опросные методы. Опрос – это метод получения первичной информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом – членом целевой аудитории с целью получения От последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы. К методу опроса следует обращаться тогда, когда необходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их мнениях, мотивах поведения, оценках окружающей действительности, жизненных планах, целях, ориентациях, информированности и т.п.

Суть метода опроса сводится к общению исследователя прямо или косвенно – через его представителя (интервьюера, анкетера) – с совокупностью людей (респондентов) в форме вопросно-ответного диалога.

Основные типы респондентов, к которым обращаются при использовании метода опроса в PR-кампаниях:

– массовые аудитории;

– представители целевых групп – носители обыденного сознания;

– лидеры мнений – представители элиты;

– эксперты – носители специализированного сознания.

Метод опроса, как правило, применяется для диагностики сознания больших групп людей. Поэтому в социологических исследованиях, при изучении общественного мнения, и в PR-исследованиях применяется метод выборочного опроса.

Выборочный опрос – метод исследования социальной реальности с помощью опроса, опирающийся не на сплошное обследование, а на обследование определенной выборки, представляющей изучаемый объект. Выборочное

-52-

исследование основано на идее вероятностного отбора. Основная цель выборочного опроса состоит в выборе элементов из совокупности таким образом, чтобы распределение этих элементов в выборке повторяло их распределение в совокупности. Достижению этой цели служит вероятностная выборка. Выборка – процедура отбора подмножества наблюдений из всех возможных для того, чтобы получить заключение обо всем множестве наблюдений. Например, для оценки эффективности PR-кампании политического лидера, выдвигающего свою кандидатуру на пост губернатора субъекта федерации, выборка будет представлять собой отбор 1500 человек взрослого населения, но таким образом, чтобы опрос отобранных индивидов дал ту же информацию, что и опрос всех избирателей, скажем, 10 млн. человек.

Выборку, которая хорошо моделирует структуру всей совокупности, называют репрезентативной. Не уточняя здесь значения этого важного понятия выборочного метода, сформулируем центральный принцип, выполнение которого обеспечивает репрезентативность выборки. Вероятностная выборка будет репрезентативной для совокупности, из которой она извлечена, если все элементы совокупности имеют равные шансы быть отобранными в выборку. Ключевым методом, который обеспечивает выполнение этого принципа, является случайный отбор.

Рассмотрим основные понятия выборочного метода. К числу этих понятий относятся: генеральная совокупность, выборочная совокупность, единица отбора, основа выборки, единица наблюдения.

Генеральная совокупность – исходное множество элементов, которые являются объектом исследования.

Выборочная совокупность (выборка) – отобранное в результате применения выборочного метода множество элементов генеральной совокупности для непосредственного наблюдения в конкретном исследовании.

-53-

Единицы отбора – элементы или набор элементов, предназначенные для отбора на определенной ступени выборки.

Основа выборки – список единиц отбора, из которого извлекается выборка.

Единица наблюдения – элемент генеральной совокупности, с которого непосредственно ведется сбор социальной информации. Обычно в выборочном опросе единица наблюдения – это отдельный человек.

Основные виды выборок,применяемых в PR-исследованиях, – случайная и стратифицированная (типическая).

При случайной (вероятностной) выборке из генеральной совокупности единицы обследования (наблюдения) выбираются случайным образом, так, что каждый элемент генеральной совокупности имеет равную вероятность попасть в совокупность выборочную. При этом случайный отбор идет по какому-либо избранному принципу (жребий, списочный состав группы, из которого берется каждый третий, пятый и т.д. по счету подряд). При типической (стратифицированной) выборке отбор производится с учетом удельного веса каждой группы опрашиваемых (в эмпирической социологии их называют респондентами) в генеральной совокупности.

Различаются две основные формы опроса: анкетирование и интервьюирование.

При анкетировании опрашиваемый самостоятельно воспринимает текст анкеты и сам его заполняет.

Анкета – это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение от них информации. Анкета имеет строгую структуру и состоит из нескольких частей. Первая – вводная – представляет собой непосредственное обращение к респонденту, в котором кратко сообщается о целях и задачах исследования, о том, как будут использованы результаты. Здесь же приводятся правила заполнения анкеты и гарантируется анонимность ответов. Вторая часть анкеты – основная – содержит вопросы (их блоки), направленные на получение необходимой информации. В третьей части анкеты – «паспортичке» – выясняются социально-демографические характеристики опрашиваемых: их пол, возраст, семейное положение, образование, социальное происхождение, профессия, место учебы или работы. В заключение выражается благодарность респонденту за участие в опросе.

По числу опрашиваемых различают анкетирование групповое и индивидуальное. Примером группового анкетирования могут служить опросы участников таких PR-мероприятий, как семинары, конференции и т.п. Преимущество группового анкетирования связано с организационной доступностью и оперативностью опроса. Анкетер, работающий с группой опрашиваемых из 20–30 человек, объясняет цели исследования, правила заполнения анкеты и в случае неясностей при заполнении анкеты индивидуально консультирует респондентов. Анкеты заполняются в присутствии анкетера и возвращаются ему сразу же после заполнения. Эта форма опроса обеспечивает почти стопроцентный возврат и краткие сроки сбора данных. При использовании индивидуального анкетирования с помощью раздаточной анкеты анкетер либо вручает анкету респонденту, договариваясь о сроке возврата при повторной встрече, либо, объяснив правила заполнения и цели опроса, ожидает заполнения анкеты.

По месту проведения выделяют анкетирование по месту жительства, работы и в целевых аудиториях (посетители магазинов, выставок и т.п.).

По способу распространения анкеты подразделяются на раздаточную анкету (раздается респондентам самим анкетером), почтовую (рассылается по почте, в том числе по e-mail), прессовую (публикуется в газете или журнале).

Преимущества и недостатки каждого из этих вариантов анкетирования приведены в табл. 2.

-55-

Таблица 2

Особенности проведения анкетирования по способу распространения[16][16]

Параметр Почтовый опрос Опрос прессой Раздаточное анкетирование
Сложность организации средняя низкая средняя
Вероятность репрезентативности выборки средняя средняя высокая
Себестоимость опроса низкая средняя средняя
Оперативность опроса низкая средняя высокая
Допустимая сложность анкеты средняя средняя высокая
Возможность контакта со всеми элементами выборки средняя средняя высокая
Трудоемкость работы анкетера низкая низкая средняя
Возможность контроля за работой анкетера средняя низкая высокая
Представление визуальных стимулов, материалов есть есть есть
Риск для анкетера нет нет есть

-56-

Интервьюирование – метод получения первичной социальной информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера и респондента. В случае интервьюирования в роли посредника между текстом вопросника и респондентом выступает интервьюер, который представляет авторов исследования и реализует цели исследования в ситуации опроса. Интервьюер задает вопросы, выслушивает ответы респондента и фиксирует их содержание в соответствии с процедурой, предусмотренной инструкциями. В отличие от анкетирования, структурной единицей вопросника выступает не вопрос, а тема.

Преимущества метода интервью перед анкетированием заключаются в следующем:

– при интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента;

– этот метод дает возможность следить за реакцией интервьюируемого, его отношением к проблеме и поставленным вопросам; в случае необходимости интервьюер имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, уточняющие вопросы;

– опытный специалист может видеть, искренне или нет отвечает респондент, в силу этого интервью считается наиболее точным методом сбора информации.

Интервью может проводиться по месту работы или по месту жительства – в зависимости от характера проблем и поставленной цели. По способу взаимодействия интервьюера с респондентом выделяются личное (face-to-face), телефонное, он-лайн-интервью.

Формализованное интервью предполагает легальную разработку всей процедуры на основе заранее сформулированных вопросов и вариантов ответов. Но формулировки вопросов должны быть рассчитаны скорее на беседу, чем на чтение. Структура процесса интервьюирования во многом напоминает структуру анкеты. Интервьюер представляется, говорит о целях и задачах исследования, гарантирует полную анонимность. Затем следует

-57-

установление контакта с респондентом, создание благоприятной атмосферы для интервью. Задаются первые вопросы по содержанию изучаемых проблем. Когда интервьюер почувствовал, что респондент полностью «вошел» в беседу, он может придать ей более сложный характер.

Экспертные опросы при разработке и оценке эффективности PR-кампаний используются для оценки сложных ситуаций на предварительном этапе, для PR-анализа проблем и возможностей, для прогнозирования развития ситуации для базисного субъекта PR в условиях неопределенности и риска и т.п. В целом экспертные методы применяются для оценки динамики сложных процессов, зависящих от большого количества разнохарактерных факторов.

По характеру коммуникации методы опроса экспертов делятся на очные и заочные, по критерию типа процедуры согласования мнений экспертов – на точечные и итеративные (многоразовые), по составу экспертных групп – на индивидуальные (число экспертов 1–3), гомогенные (эксперты представляют одну область деятельности или знания) и гетерогенные (эксперты представляют разные области). По способу выработки информации эти методы делятся на две большие группы – интуитивные и аналитические. В первом случае эксперты непосредственно на основе интуиции формулируют суждение о состоянии и динамике рассматриваемого объекта. Методы второй группы опираются на более или менее формализованную схему исследования задачи.

В отличие от массового выборочного опроса, опрос экспертов не является анонимным, эксперты информированы о цели исследования и о его предполагаемом результате. Для групповой работы в рамках экспертного опроса применяются методы групповых дискуссий («круглые столы») и метод Дельфи, когда каждый эксперт работает индивидуально, заполняя свой лист экспертного опроса, а затем, получив информацию о позиции остальных экспертов, уточняет или развивает свою позицию.

-58-

Технология и этапы проведения исследования при подготовке и оценке эффективности PR-кампании[17][17]

В диахроническом аспекте PR-исследование представляет собой реализацию последовательности следующих этапов:

– разработка программы исследования (подготовительный этап);

– сбор первичной социальной информации (полевой этап);

– обработка полученных данных;

– анализ и обобщение полученной информации;

– подготовка отчета о результатах исследования.

Рассмотрим подробнее два важнейших и наиболее сложных этапа исследования – составление программы и полевой этап.

Программа исследования – это изложение основных принципов и методологии исследования, его процедуры и организации.

Программы включает в себя два основных разделаметодологический и методико-процедурный.

Методологический раздел программы исследования состоит из следующих компонентов.

Проблемная социальная ситуация. Реальные трудности функционирования организации, институционального или индивидуального базисного субъекта PR создают для него проблемную ситуацию, для поиска путей решения которой и необходимо проведение исследования.

Цели и задачи исследования. Под целью понимается общая направленность исследования, проект действия и его результата. Это то, что должно быть достигнуто в конце всей работы. Задачи исследования структурируют и конкретизируют поставленную цель, обозначают направления и способы се достижения.

Объект и предмет исследования. Любая проблема организации не существует сама по себе и всегда предполагает своего носителя – определенную общность, группу людей, целевую аудиторию. Объект исследования характеризуется количественно, структурно, а также с точки зрения его пространственно-временной определенности. В качестве объекта исследования могут выступать общности людей, их деятельность, организованная посредством социальных институтов, и условия, в которых эта деятельность осуществляется. Предметом исследования принято считать ту из сторон объекта, которая непосредственно подлежит изучению.

Системный анализ объекта исследования. Под системным анализом объекта понимается построение его концептуальной модели, в которой может быть раскрыт весь комплекс внутренних и внешних элементов и связей изучаемого объекта. Опираясь на системный анализ, аналитик, проектирующий исследование, мысленно расчленяет его объект, выделяет элементы, внешние и внутренние связи, его структуру и выдвигает предположение о механизмах его функционирования и развития. Результатом предварительного системного анализа изучаемого социального объекта является предмет исследования, имеющий форму некоторой гипотетической модели, которая может быть представлена в виде схемы с описанием элементов и связей изучаемого объекта.

Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий. Цель данного компонента методологического раздела программы – четко, точно указать, что понимается в исследовании под важнейшими терминами или понятиями. Необходимо дать определения, выявить структуру каждого из них, без чего невозможно перевести понятия на язык конкретного, или, как говорят в социологии, операционального изучения. Содержание понятия может быть раскрыто должным образом в том случае, если его интерпретация идет в двух направлениях: сопоставление данного

-60-

понятия с другими понятиями (теоретическая интерпретация понятия) и сопоставление его с данными наблюдения и эксперимента, т. е. с эмпирическими данными (эмпирическая интерпретация понятия). В первом случае раскрывается теоретическое содержание понятия, во втором – эмпирическое. Эмпирическая интерпретация – это специфическая процедура поиска эмпирических значений теоретических терминов, которые могут быть выражены через эмпирические показатели и индикаторы. В результате в исследовании измерение осуществляется через систему специально разработанных эмпирических показателей.

Операционализация понятий – специфическая процедура, связывающая в единое целое проблемы образования понятий, техники измерения и построения показателей. На этом этапе осуществляются следующие операции: перевод понятий в показатели; перевод показателей в переменные (выбираются тип шкалы и, если возможно, единицы измерения); перевод переменных в индексы (выбирается техника конструирования индекса); оценка индексов (производится расчет индексов на надежность и обоснованность).

Выдвижение и проверки гипотез. Гипотеза в PR-исследовании – это научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Гипотеза задает направление исследования. Она должна быть сформулирована лаконично и однозначно, не должна допускать двойного толкования и использования утверждений, противоречащих уже доказанным положениям и фактам. Гипотеза должна быть ясной, непротиворечивой и проверяемой. Гипотезы крайне важны для подготовки инструментария исследования. Так, если конструируется анкета, то каждая гипотеза должна быть проверена соответствующим блоком вопросов. Гипотезы наиболее тесно связаны с двумя элементами программы – задачами и системным описанием объекта. По существу они представляют собой предположительные ответы на поставленные в задачах вопросы, причем, формулируя эти предварительные ответы, мы обращаемся к объяснительной схеме объекта. По содержанию предположений гипотезы могут быть описательными (предположения о фактах, относящихся к проблеме), объяснительными (предположения о причинно-следственных связях объекта), прогностическими (предположения о возможном варианте развития событий, о перспективе изменений процессов). Часто встречаются и смешанные типы гипотез.

Методико-процедурный раздел программы состоит из следующих компонентов: разработка стратегического плана исследования; выбор исследовательской стратегии; обоснование и формирование выборки; разработка методического инструментария исследования; формирование организационного плана и основных процедур сбора информации.

Разработка стратегического плана исследования. В зависимости от целей и задач исследования, состояния знаний об изучаемом объекте, а ong>Разработка стратегического плана исследования. В зависимости от целей и задач исследования, состояния знаний об изучаемом объекте, а также ряда других факторов в каждом конкретном случае разрабатывается своя собственная стратегия поиска (стратегический план), определяющая последовательность операций, осуществляемых PR-аналитиком. Состояние знания об изучаемом объекте определяет характер плана – поисковый, описательный и экспериментальный.

Поисковый план применяется в тех случаях, когда нет ясного представления о проблеме или объекте исследования. В процессе поискового исследования формулируется проблема, определяется основной набор средств – методик исследования, порядок их применения, очередность подлежащих решению задач с точки зрения их важности. Работа но поисковому плану завершается ясной и четкой формулировкой проблемы и выдвижением гипотез.

Описательный план исследования применяется в случаях, когда имеющиеся знания о проблеме позволяют выделить объект и сформулировать описательную гипотезу, т.е. гипотезу о структурно-функциональных связях и классификационных характеристиках изучаемого объекта. Цель плана состоит в том, чтобы проверить эту гипотезу и в случае ее подтверждения получить точные качественно-количественные характеристики изучаемого объекта.

Экспериментальный план исследования применяется тогда, когда имеющиеся знания об объекте позволяют сформулировать объяснительную гипотезу. Цель плана – установить причинно-следственные связи объекта, раскрыть не только структуру последнего, но и причины, обусловливающие его функционирование или развитие.

Разработка методического инструментария исследования. Данный этап методического раздела программы включает в себя обоснование соответствующего инструментария исследования – методов сбора, обработки и анализа социальной информации.

Следующий раздел методико-процедурной части программы PR-исследования – обоснование и расчет выборки.

Организационный (рабочий) план исследования – это документ, в котором в строгой хронологической последовательности расписывается перечень необходимых работ по видам, указывается, что, кому и когда делать: размножать анкеты; договариваться о сроках и условиях проведения полевого исследования с конкретными организациями, учреждениями, где оно будет проводиться; организовывать сеть анкетеров и интервьюеров; заключать соглашения с центрами компьютерной обработки данных; готовить отчет и т.д., и т.п.

Рабочий план составляется после завершения разработки программы социологического исследования и утверждается одновременно с программой. Основными звеньями этого плана являются пилотажное исследование (апробирование методик сбора первичных данных), полевое обследование (массовый сбор данных на объекте), подготовка первичных данных для обработки, обработка данных, их анализ и интерпретация, изложение результатов. Рабочий план включает в себя временной (сетевой) график осуществления различных видов работ, подбор и подготовку исполнителей, расчеты необходимых материальных затрат на исследования, разработку форм контроля за проведением исследования.

Отчет – форма подведения итогов эмпирического исследования – составляется по определенному плану. Он содержит в себе описание всех разделов программы исследования, изложение используемых концепций и методов, а также описание и анализ полученных данных.