Критический подход и постструктурализм

Негативные последствия и эффекты развития технологий становятся основой критического подхода, который, по сути, близок культурному детерминизму. Критическая теория (её родоначальниками считаются Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе) ставит под вопрос саму идею прогресса как насаждаемой правящими элитами идеологии. Идеология ложна в своей основе. Она предлагает красивые идеи, за которыми стоят корыстные мотивы. Билл Гейтс за прогресс, потому что хочет монополизировать рынок программного обеспечения и увеличить доходы Майкрософт, а не ради прогресса как такового и светлого информационного будущего.

Если мы внимательно посмотрим на «глобальную деревню», то половину мира – беднейшие страны – нельзя назвать её жителями, поскольку они практически не имеют доступа к благам информационных обществ. «Глобальную деревню» населяют представители богатых и относительно благополучных обществ. Культурные индустрии – к которым относится и индустрия видеоигр – готовы на всё, на дискредитацию любых моральных устоев ради повышения продаж билетов и копий СD/DVD. В результате полмира погружено в виртуальные убийства, расправы, насилие в самых разных его формах. А некоторые берут в руки оружие и начинают убивать живых людей, а не экранных монстров. Вместо чтения книг и самостоятельного мышления – бездумное скачивание файлов из Интернета и бездумное копирование жизни популярных героев.

Артур Крокер – современный представитель критической теории – предлагает рассматривать новую глобальную систему власти как власть «виртуального класса» владельцев высокотехнологичных компаний (включая крупнейших производителей видеоигр), которые сделали весь мир заложником своих коммерческих интересов и абсолютно не беспокоятся о тех негативных последствиях, которые приносит технологическое развитие.

Интересно, что идеи технологического детерминизма могут быть очень близки критическому подходу. Так Жан Бодрийяр – один из самых влиятельных теоретиков конца XX века – настаивает, в духе Маклюэна, на тотальной медиатизации современных обществ. Телевидение, кино, печать, Интернет, радио, экраны всевозможных гаджетов поставляют человеку то, что считается действительно реальным еще до того, как он успевает сформировать адекватное чувство реальности. Настоящая жизнь происходит на экране. Медиа поглощают, убивают реальность, создавая гиперреальность. В ней уже нет отношения знаков и образов к реальным объектам, в ней нет смыслопорождающего процесса. Только поток знаков, отношение знаков к знакам. Бодрийяр называет это «экстазом коммуникации»: чистая коммуникация, только движение знаков на экране; само сообщение, его содержание уже не важны. Совершенная, тотальная, прозрачная, но пустая коммуникация, которую люди, неспособные в принципе обработать и понять такие объёмы данных, поддерживают ради неё самой, её совершенства и величия. Компьютерные игры являются частью этой тотальной медиации. Они не предназначены для того, чтобы создать некий значимый контакт, некоторую осмысленную ситуацию игры. Их назначение – быть элементом поглощения реальности, быть частью системы тотальной дереализации.

Более взвешенную позицию занимают сторонники нейтральности технологий. Их прогрессивное или негативное использование – дело выбора человека. Ядерная энергия и технологии термоядерного синтеза могут давать электричество, а могут уничтожить все живое. Но сами по себе эти технологии не хороши и не плохи. Они нейтральны. Однако в известной дискуссии о том, убивает ли пистолет или человек из пистолета, общим знаменателем, конечно, является то, что наличие пистолета толкает человека к его применению и убийству очевидно сильнее, чем если бы его не было.

Ещё одна влиятельная интеллектуальная традиция, получившая название постструктурализм,также усиливает позиции культурного детерминизма. Если в критической теории используется понятие идеологии как системы понятий и ценностей, навязываемых всем в интересах господствующего класса, то постструктурализм предлагает рассматривать культуру как текучее, нестабильное пространство дискурсов (к числу которых относятся и идеологии), подчинённых логике текстовых форм. Дискурсы определяют ключевые значения, которые задают параметры существования человека и общества. Дискурсы – системы идей и знаний, оформленные в языке – воспроизводят мир и конструируют реальность. Поэтому в данном контексте принципиальное значение приобретает анализ дискурсов, которые стоят за технологическими и художественными (эстетическими) явлениями и которые создают последние. Мир цифровой культуры также создан определёнными дискурсами, о которых мы поговорим дальше.

В постструктурализме подчёркивается тот факт, что технологии функционируют в сложной связи с культурой и многообразием культурных дискурсов. Они включены в пространство осмысленной жизни людей. Следовательно, технологии выполняют конкретные важные функции. Более того, технологии связаны с природой, физической и биологической жизнью, с космосом в целом. Необходимо понимать сложность их функций и сочетаний в меняющемся мире, где все постоянно течёт, усложняется и требует новых средств для освоения окружающего мира. Природа, человек, технологии адаптируются друг к другу, появляются новые потоки и конфигурации, которые сходятся и расходятся, трансформируются, исчезают, возникают, существуют параллельно или объединяются. В этом пункте с помощью постструктурализма мы можем увидеть всю сложность и динамичность процессов, в которые включено развитие современных технологий, включая компьютерные игры.