Введение в изучение цифровой культуры

Содержание

  • 1. Введение в изучение цифровой культуры
  • 2. Подходы к исследованию и предпосылки формирования цифровой культуры
    • 2.1. Технологический детерминизм
    • 2.2. Культурный детерминизм
    • 2.3. Критический подход и постструктурализм
  • 3. Проблемы генезиса цифровой культуры: историко-культурный анализ
    • 3.1. Медиалогика культуры
    • 3.2. Новые медиагибриды цифровой культуры
    • 3.3. Предпосылки формирования цифровой культуры
      • 3.3.1. Рыночный капитализм – первый компьютер?
      • 3.3.2. Развитие науки в середине ХХ века
      • 3.3.3. Холодная война
      • 3.3.4. Компьютеры и контркультура
      • 3.3.5. Влияние модернизма
  • 4. Современная цифровая культура
    • 4.1. Видеоигры
    • 4.2. Персональный компьютер
    • 4.3. Интернет
    • 4.4. Искусственный интеллект
    • 4.5. Искусство и технологии: логика гибридизации
  • 5. Искусство и информация: многообразие художественных практик цифрового искусства
    • 5.1. Что такое цифровое искусство?
    • 5.2. Рождение цифрового искусства: исторические этапы техно-художественной гибридизации
  • 6. Категории анализа цифровой культуры
    • 6.1. Интерактивность
    • 6.2. Виртуальная реальность (иммерсионные среды)
    • 6.3. Прозрачность (транспарентность)
  • 7. Социально-политические и этические аспекты цифровой культуры
  • Заключительные замечания
  • Вопросы к зачёту по курсу
  • Литература

Введение в изучение цифровой культуры

Культурные исследования процессов информатизации стоят перед методологической необходимостью определения специфического предмета исследования и вхождения в междисциплинарный диалог с иными дисциплинами и подходами. Для решения этой задачи современные исследователи вводят новые поисковые термины и понятия: «киберкультура», «цифровая культура», «виртуальная культура», «сетевая культура». Очевидно, что информатизацию следует отнести на счёт тех технологических возможностей, которые делают её возможной в логике развития, эволюции, модернизации и т. п. Важно также иметь в виду, что информатизация – результат воспроизводства определённых культурных установок, таких как ценности рациональности, эффективности, универсальности. Ключевой вопрос изучения проблем культуры и технологического развития, становления цифровой культуры лежит в плоскости противоречий культурного и технологического детерминизма и поиска их сложных конфигураций.

В данном пособии мы рассмотрим, во-первых, точки зрения технологического и культурного детерминизма в интерпретации генезиса цифровой культуры, а также, во-вторых, попытаемся понять, насколько в обоих случаях даётся ответ на вопрос о специфике феноменов цифровой культуры.

Актуальность проблематики и исследований в данном направлении обусловлена необходимостью критической рефлексии культурных процессов, происходящих в современных обществах под влиянием цифровых технологий. Формирующаяся «цифровая культура», с одной стороны, требует критической рефлексии в рамках культурологического анализа – проверки технологий на их культурную состоятельность и ценность в аспекте анализа фундаментальных проблем трансформации культуры и общества: катастрофичность социальных процессов, дегуманизация и др. С другой стороны, требуется обновление самого культурологического знания и путей его трансляции в образовании с учётом возможностей и требований новых технологических реалий. Поэтому сочетание критического анализа с конструктивными решениями образовательного характера (критической педагогикой) позволило бы более эффективно интегрировать культурологическое знание в контекст современной цифровой культуры.

С точки зрения теории, существует насущная необходимость в комплексном междисциплинарном анализе существующих подходов к изучению и интерпретации цифровой культуры в её связи с общей динамикой культурных процессов (пост)современности.

Следует также отметить, что культурные исследования в силу своей специфики нередко склонны скептически игнорировать проблемы развития технологий как менее значимые, чем богатство многовекового духовного опыта. Такая позиция исключает само культурологическое знание из актуального контекста динамики современной культуры, что недопустимо как с научной, так и образовательной точки зрения. В частности, это не даёт возможность оценить перспективы использования цифровых технологий как для преподавания культурологии (мультимедиаресурсы), так и для анализа/исследования современных культурных процессов.

Цель данного учебного пособия – освоение теории и методологии анализа цифровой культуры в исторической и социокультурной перспективе. На его страницах вы познакомитесь с современными теориями цифровой культуры и подходами к анализу её формирования, проследите историко-культурную реконструкцию становления цифровой культуры, познакомитесь с понятийным аппаратом исследований цифровой культуры и информационных процессов.

Мы будем придерживаться методологической позиции, согласно которой исследования культуры опираются на принципы историзма и функциональности, а также открытость и плюрализм интерпретационных моделей.

Понятие о культуре мы будем трактовать в двух основных значениях: 1) культура как механизм социальной интеграции и регуляции (Г. Спенсер, М. Вебер, Т. Парсонс); 2) культура как особая социальная сфера (сфера духовного производства), включающая, прежде всего, социальный контекст мира искусства.

Важно помнить, что слово «культура» – одно из самых сложных слов в современном языке. Это объясняется отчасти многообразием сложных коннотаций этого слова в европейских языках, а отчасти причинами чисто теоретическими, поскольку термин «культура» используется в различных дисциплинах.

Можно выделить три основных современных употребления этого термина.

1. Аристократическое – общее, часто нравоучительное абстрактное понятие о развитии (интеллектуальном, духовном) человека и общества; синоним воспитанности, культурности, образованности, наличия манер и вкуса. Культура – мир норм, идеалов и ценностей, к соответствию которым должен стремиться каждый.

2. Антропологическое – образ жизни определённых (национальных, социальных, исторических) групп в отношении к тем символам, которые они создают и используют для самоидентификации. Это научное, антропологическое понятие, указывающее на своеобразие и самобытность различных культур.

3. Абстрактное имя для обозначения интеллектуальных и эстетических практик (музыка, литература, кино, наука, религия) и сферы культуры как определённой сферы общественной жизни, наравне с политикой, экономикой; также научное, но и более популярное, публицистическое понятие.

Нередко культурологи предпочитают подчёркивать материальность культуры как мира объектов и вещей, тогда как культурные исследования делают упор на символических системах (искусство, наука). Упрощая, мы можем выделить идеалистическую трактовку культуры как «просвещённого духа» (стили искусства, язык, культурная активность, наука) и материалистическую, т.е. культура как социальный порядок в целом.

Важно подчеркнуть, что в данном определении мы уже рассматриваем культурные практики как играющие конституирующую роль в формировании социального порядка. Культура – это знаковая (символическая) система. Мы будем говорить о цифровой культуре как системе механизмов социальной интеграции и производства культурных благ, основанной на использовании цифровых технологий, определяющей образ жизни и ценностно-нормативные ориентиры людей.

return false">ссылка скрыта

К феноменам цифровой культуры мы будем относить:

- персональный компьютер и его модификации в виде мобильных устройств;

- всемирную компьютерную сеть Интернет;

- технологии искусственного интеллекта;

- программные средства и приложения;

- иммерсионные среды виртуальной реальности (включая 3D);

- видеоигры и мультимедийные системы;

- инструменты компьютерной графики и визуализации (CGI);

- цифровые форматы традиционных средств коммуникации (книги, фотографии, аудио- и видеозаписи, цифровое ТВ);

- современное технологическое искусство;

- суперкомпьютеры.

Далее мы рассмотрим некоторые важнейшие феномены цифровой культуры, не претендуя, однако, охватить их все в нашем небольшом учебном тексте.