Вопрос. Основные принципы научного познания (восхождение от абстрактного к конкретному, единство исторического и логического).
Методы научного познания:
Метод – совокупность приемов и методов, которые человек использует в любой области своей деятельности.
(Гегель) Метод – сам себя конструирующий путь. – Метод формируется длительными усилиями многих людей.
Методы:
Частнонаучные (в рамках какой-либо научной дисциплины)
Общенаучные (в целом ряде дисциплин)
Эмпирические (например).:
Наблюдение – систематическая фиксация каких-либо явлений, дает первичный материал.
Сравнение – сопоставление с тем, чтобы выявить общее и различное.
Теоретические (например):
Абстрагирование
Мысленный эксперимент
Формализация – построение исследуемых предметов с помощью искусственных языков.
Философские методы (например):
Метод восхождения от абстрактного к конкретному и единство исторического и логического
SHAPE \* MERGEFORMAT
Абстрактное (от лат. изъятое)
Конкретное (от лат. сращенное) –синтез многих определений, единство в многообразии.
Почему же в обыденном понимании «от конкретного к абстрактному»?
Т.к. люди не различают
теоретически-конкретное
чувственно-конкретное (мел, стол) à оно же на теоретическом уровне абстрактное (кроме внешности дерева мы не знаем ничего)
Мы взбираемся к конкретному через абстрактное.
Абстракция:
«-» отвлекается от много, фиксируя только нечто
«+» приобретает глубину, суть
SHAPE \* MERGEFORMAT
Историческое – длинная витиеватая дорога. История изучается для того, чтобы понять логику!
Логическое – закономерность. Чтобы понять логику нужно знать историю.
А чтобы начать изучение истории, нужно руководствоваться логикой. (ПРОТИВОРЕЧИЕ!)
à Начинают не с истока (Невозможно!). Поэтому человек начинает с результата, с конца. В результате уже содержится свернутая история.
Проблема истины и познания. Основные концепции истины. Диалектика абсолютной и относительной истины. Критерии истины.
***лекции по данному вопросу.