Вопрос. Основные принципы научного познания (восхождение от абстрактного к конкретному, единство исторического и логического).

Методы научного познания:

Метод – совокупность приемов и методов, которые человек использует в любой области своей деятельности.

(Гегель) Метод – сам себя конструирующий путь. – Метод формируется длительными усилиями многих людей.

Методы:

Частнонаучные (в рамках какой-либо научной дисциплины)

 

Общенаучные (в целом ряде дисциплин)

Эмпирические (например).:

 

Наблюдение – систематическая фиксация каких-либо явлений, дает первичный материал.

Сравнение – сопоставление с тем, чтобы выявить общее и различное.

 

Теоретические (например):

Абстрагирование

Мысленный эксперимент

Формализация – построение исследуемых предметов с помощью искусственных языков.

 

Философские методы (например):

Метод восхождения от абстрактного к конкретному и единство исторического и логического

SHAPE \* MERGEFORMAT

Абстрактное (от лат. изъятое)

Конкретное (от лат. сращенное) –синтез многих определений, единство в многообразии.

Почему же в обыденном понимании «от конкретного к абстрактному»?

Т.к. люди не различают

теоретически-конкретное

чувственно-конкретное (мел, стол) à оно же на теоретическом уровне абстрактное (кроме внешности дерева мы не знаем ничего)

Мы взбираемся к конкретному через абстрактное.

Абстракция:

«-» отвлекается от много, фиксируя только нечто

«+» приобретает глубину, суть

SHAPE \* MERGEFORMAT

Историческое – длинная витиеватая дорога. История изучается для того, чтобы понять логику!

Логическое – закономерность. Чтобы понять логику нужно знать историю.

А чтобы начать изучение истории, нужно руководствоваться логикой. (ПРОТИВОРЕЧИЕ!)

à Начинают не с истока (Невозможно!). Поэтому человек начинает с результата, с конца. В результате уже содержится свернутая история.


Проблема истины и познания. Основные концепции истины. Диалектика абсолютной и относительной истины. Критерии истины.

***лекции по данному вопросу.