Билет № 21

1. Может ли кантовский «категорический императив» как безусловное нравственное предписание иметь практическое применение?

Да; нет.

2. Выделите основные элементы сознания?

Самосознание; наука; знание; эмоции и чувства; воля; интуиция; предсказание; подсознание

3. Существует ли объективная основа единства чувственного и рационального познания?

Да; нет.

4. Имеет ли смысл понятие объективной истины в прагматизме?

Да; нет.

5. Пантеизм – это:

Суждение о том, что Бог растворен в природе; суждение о том, что Бог создал мир; суждение о том, что ми является материальным.

 

 

1. Природа познавательной деятельности.

В общем смысле познание есть процесс приобретения знаний. Оно представляет собой, прежде всего, процесс отражения действительности и ее объяснение. Объектом познания может выступать все существующее — мир в целом, общество и сам человек. Источником и способом познания являются человеческие чувства, разум и интуиция.

Чувственное познание, объектом которого выступает эмпирический мир вещей, процессов и явлений. Процессы и явления, которые здесь имеют место, часто просто невозможно отобразить при помощи чувств. Человек обладает рассудком и разумом, на которых основано рациональное познание. На этом уровне мы имеем дело с понятийным отражением, абстракциями, теоретическим мышлением. Именно на этом уровне формулируются общие понятия, принципы, законы, строятся теоретические модели и концепции, дающие более глубокое объяснение мира. Причем познавательный процесс осуществляется не только в той форме, в которой он существует в мыслях отдельного человека, а главным образом в виде общего социально-исторического процесса развития знания.

Но чувственное и рациональное дополняют друг друга.

Процесс познания бесконечен, что этот процесс, который никогда не может быть завершен Вследствие незаконченности познания в каждый конкретный период его развития остается некоторая «вещь в себе», сфера непознанного, куда пока не могут проникнуть ни наши чувства, ни разум.

На теоретическом уровне этот факт начал осознаваться в основном в XIX в. с появлением различных концепций иррационализма.

.С одной стороны, его представители совершенно верно обращают внимание на то, что человеческий разум не всесилен, что за его пределами и помимо него действуют силы, ему неподвластные.

С другой стороны, отрицая всякую позитивную роль рационального познания, представители иррационализма, особенно такого его современного течения, как постмодернизм, проповедуют концепцию беспредельного иррационализма и интеллектуального анархизма. Поэтому следует особо подчеркнуть необходимость учета в познании диалектического единства рационального и иррационального моментов.

 

2. Философия неотомизма.

Неотомизм - это наиболее разработанная философская доктрина католической церкви, ядро неосхоластики. Ее виднейшие представители: Э. Жилъсон, Ж. Маритен, И. Бохенский, Г. Веттер и др. Основой для развития неотомизма послужило возрожденное церковью учение Фомы Аквинского (1225—1274), приспособившего философию Аристотеля к нуждам и потребностям католической религии. Прежде всего, это принцип гармонии веры и разума. Бог постигается двумя путями. Путь вниз — это откровение, вера и путь вверх — от исследования сотворенной природы к познанию его творца.

Ф. Аквинский выдвигает пять доказательств существования Бога. Большую роль в неотомизме играет понятие аналогии бытия. Утверждается, что творение Бога аналогично ему. Творение сопричастно Богу, сходно с ним и различно от него. Католическая церковь выступает против отождествления мира и Бога, против пантеизма, но она отвергает и полное противопоставление сотворенного Богом мира его творцу.

Любое знание о Боге толкуется как несовершенное. Бог всегда остается таинством и постигается человеком не в адекватном, а только в аналогическом познании.

В противоположностях на первый план выдвигается не их борьба, а гармония и взаимопроникновение.

Неотомизм использует учение Ф. Аквинского о материи, форме, заимствованное им у Аристотеля. В отличие от Аристотеля он не считал материю вечной. В соответствии с Библией считает материю сотворенной Богом из ничего. Каждое качественно определенное материальное образование трактуется единство материи, и формы. При этом материя мыслится массивной, в качестве лишь возможности. Форма считается активной и духовной. Как во Вселенной, так и в микромире, и элементарных частицах всё живое обладает материей и формой. Характерны для неотомистов, как и для Фомы Аквинского, представления об иерархическом устройстве мира. Ступенями в этой иерархии являются первоматерия, неорганическая природа, растений, животный мир, человек и мир чистых духов, ангелов.

Во второй половине XX в. наметилась антропоцентрическая правленность неотомизма, т. е. усиление роли человека в современном мире. Основание социокультурной активности личности неотомисты видят в ее стремлении к Богу. Общество рассматривается как объединение личностей и как сверхличность. Отвергается и буржуазный индивидуализм с его эгоизмом и социалистический коллективизм, унифицирующий людей. Подчеркивается их общность, основанная на солидарности всех индивидов, устремленных к общему благу, пропагандируется идея социального мира.