III. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ
1. Определять случаи, при которых необходимо проведение прямого метода стандартизации.
2. Рассчитывать общие и специальные интенсивные показатели (или средние величины) для двух сравниваемых совокупностей.
3. Выбирать и рассчитывать стандарт.
4. Рассчитывать «ожидаемые величины» для каждой группы стандарта.
5. Определять стандартизованные показатели.
6. Сравнивать исследуемые группы по общим интенсивным (или средним) и стандартизованным показателям.
7. Анализировать полученные результаты и формулировать выводы.
8. Применять метод прямой стандартизации в практической деятельности врача.
IV. МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ
Как известно, одним из основных требований статистики является качественная однородность сравниваемого материала, которая обеспечивает достоверность результатов и правильность выводов.
Неоднородный состав совокупностей, который иногда наблюдается при изучении заболеваемости, демографической ситуации и других аспектов общественного здоровья и здравоохранения ограничивает применение общепринятых методов статистического анализа без специальных приемов «элиминирования» этой неоднородности.
Статистический метод стандартизации позволяет исключить влияние различных факторов неоднородного состава (пол, возраст, стаж и т.д.) на общие показатели заболеваемости, смертности и др. Поэтому умение правильно выбирать и применять метод стандартизации является одним из требований к уровню профессиональной подготовки будущего специалиста.
V. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ
1. Сущность и методы стандартизации показателей, применяемые в статистическом анализе.
2. Прямой, косвенный и обратный методы стандартизации, этапы проведения прямого метода. Алгоритм вычисления стандартизованных показателей методом прямой стандартизации
3. Интерпретация результатов, полученных при проведении прямого метода стандартизации.
VI. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ
1. Презентация с изображением логической структуры темы - «Стандартизация показателей».
2. Наглядные иллюстрации методики стандартизации показателей.
3. Технические средства обучения: видео двойка МРEG 4 – DVD, персональный компьютер, мультимедийный проектор.
VII. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Тема изучается в течение 3 академических часов для студентов лечебного факультета и состоит из трех частей:
3. Вступительное слово преподавателя.
Во вступительном слове преподаватель обращает внимание студентов на значение метода стандартизации.