Билет № 3

1. Верно ли Фейербах понимал сущность человека?

Да; нет.

2. Кто является основоположниками диалектического материализма?

Ницше; Гегель; Энгельс; Фейербах; Маркс; Фихте.

3. Кто говорил, что свобода есть познанная необходимость?

Декарт; Ницше; Спиноза; Юм; Кант; Гегель.

4. Выделите парные категории диалектики:

Причина-следствие; сущность-явление; черное-белое; добро-зло; форма-содержание; день-ночь.

5. Отражение – это…

Свойство неживой природы. Свойство человеческого сознания. Всеобщее свойство материи. Свойство живой природы.

 

1. Понятие бытия и небытия в истории философии.

Представления о бытии и небытии появляются уже в дофилософских формах мировоззрения — в мифологии и религии. В философии первую попытку определить бытие и небытие предпринял Парменид Элейский. Он отверг небытие, поскольку его нельзя ни помыслить, ни выразить в словах, а бытие отождествил с мышлением, т. е. мысль об объекте и само мыслимое совпадают. Уже Платон понял, что, отвергая небытие, мы лишаем себя возможности сравнивать, различать, относить — т. е. познавать. Поэтому он допускает небытие как существующее «нечто». Небытие не абсолютно, оно причастно бытию, оно противостоит бытию как иное — тождественному. Возникший спустя пять веков после Платона неоплатонизм для объяснения и определения бытия прибег к идее сверх бытия — Единого. Бытие происходит от Единого, как свет лампы. Единое неопределимо и непознаваемо, оно и сверх бытие, и не-бытие.. Исследование бытия как такового считал своей задачей Аристотель. думал, что все понятия выражают бытие в разных смыслах. Более всего, однако, выражает бытие понятие «сущность», которая есть «суть бытия», понимание Бога как актуальнейшего существенного всеобщего бытия и источника всякого единичного бытия.

Г. Гегель: «Бытие есть чистая неопределенность и пустота. В нем нечего созерцать... В нем также нет, ничего такого, что можно было бы мыслить... Бытие, неопределенное непосредственное, есть на самом деле ничто и не более и не менее, как ничто.

Ф. Энгельс. диалектический материализм вновь Он отбрасывает понятие «бытия вообще» и отождествляет бытие, прежде всего с материальностью. Оно абсолютно и вечно, так как материя несотворима и неуничтожима. Но есть еще и вторичный род бытия — идеальное, которое содержательно отражает материальное бытие и в силу этого зависит от него. Оно относительно и временно (и в смысле родовом, и в смысле индивида).

В XX в. экзистенциализм. различают бытие человека и бытие вещей.. Экзистенция есть осмысленное и подлинное бытие, а вещи — это даже и не бытие, а просто сущее. Особыми характеристиками экзистенции является совпадение в ней сущности и существования, а также временность, конечность. Смерть есть ничто, небытие. Но само ничто шире, чем смерть: оно также основание и граница бытия.

 

2. Объективная и субъективная диалектика.

Материалист Гераклит в своем учении обращает внимание на постоянное движение и изменение мира, на взаимный переход противоположностей в нем, т.е. прежде всего на «диалектику вещей», на объективную диалектику. Жившие в этот же период идеалисты Сократ и Платон под диалектикой понимали искусство вести спор, диалог с целью выяснения понятий и достижения истины. Здесь идет речь о «диалектике понятий», о субъективной диалектике.

Объективная диалектика – это диалектика природы и материальных общественных отношений. Субъективная диалектика – это диалектика процесса познания и мышления людей. При этом субъективна она лишь по форме. Возникает вопрос, какая диалекика первична: объективная диалектика или субъективная диалектика. Этот вопрос не возникал у Гегеля, так как он исходил из принципа тождества бытия и мышления. Для материализма, разумеется, первичной признается объективная диалектика мира, а субъективная диалектика деятельности сознания выступает как вторичное, как форма отражения мира, соответствующая своему объекту. Поэтому часто, когда говорят о диалектике, без особых оговорок рассуждают об объективной диалектике и субъективной диалектике как об одном и том же, что в какой-то мере оправдано. Однако лишь до тех пор, пока само мышление, сам процесс познания не становится предметом специального исследования.