Билет № 2

1. Кто является представителем антропологического материализма?

Кант; Маркс; Камю; Ницше; Фейербах.

2. Является ли гегелевский диалектический идеализм в целом метафизической системой?

Да; нет.

3. Кому принадлежит учение о «вещи в себе» и «явлении»?

Гегелю; Канту; Фейербаху; Ницше; Марксу.

4. Был ли Кант агностиком?

Да; нет.

5. Какие признаки присущи философскому мировоззрению?

Максимальная общность; наглядность; абстрактность; эмпирическая обоснованность; оценочный характер; системность.

1. Практика как критерий истины.

Все философы до Маркса либо игнорировали роль практики как критерия истины, либо сводили ее к эксперименту, наблюдению и т. п.

Величайшая заслуга К. Маркса и Ф. Энгельса в создании подлинно научной гносеологии состоит именно в том, что они впервые в истории общественной мысли вскрыли решающую роль общественной практики в процессе познания. Они доказали, что только те идеи и теории, которые получают подтверждение в общественной практике, могут быть признаны истинными,

Научная теория считается доказанной и в том случае, если ее истинность подтверждается логическим доказательством, которое представляет собой обоснование истинности одних суждений при помощи других, ранее доказанных и проверенных общественной практикой.

Это обстоятельство нередко пытаются использовать идеалисты, они утверждают, что наиболее надежным доказательством истинности научных положений являются логически правильные рассуждения, совершенно не связанные с общественной практикой.

Диалектический материализм показал несостоятельность этой точки зрения. Конечно, многие теоретические положения действительно обосновываются логическим путем, без непосредственного обращения к практике. Но что такое логическое доказательство? В нем главную роль также играет критерий практики, но выступает она здесь не непосредственно, а опосредствованно. Логическое доказательство любого теоретического положения, представляет собой целую цепочку аргументов. Но даже те положения, которые раньше были полностью подтверждены практикой, должны в дальнейшем подвергаться уточнению, конкретизации или коренной ломке в соответствии с новейшими достижениями общественной практики и передовой науки. Следовательно, критерий практики содержит в себе как абсолютный, так и относительный моменты, определяя тем самым абсолютный и относительный характер всех наших знаний. Всякая истина, выдвигаемая научным исследователем, соответствует действительности только в тех пределах, в каких она подтверждается практикой.

Как бы ни подтверждалась та или иная истина общественной практикой, она всегда сохраняет момент относительности, который, определяется бесконечным движением и развитием материального мира. Общественная практика непрерывно изменяется, развивается и совершенствуется вместе с развитием действительности, общественного производства и научных знаний.

 

2. «Абсолютная идея» в философии Гегеля.

Абсолютная идея есть абсолютная и полная истина. Истина — совпадение понятия и объективности, она имеет и гносеологический, и онтологический статус. В гносеологическом смысле истина есть соответствие понятия своему предмету. Истина конкретна и исторична: (истина, говорит Гегель, не отчеканенная монета, которую можно готовой положить в карман). Истина в онтологическом плане есть соответствие предмета понятию. Идея практики связывает между собой оба значения истины. истина предстает в теоретическом и практическом виде. Единство теории практики, субъективного и объективного — в Абсолютной идее.

Система Гегеля: 1) чистое мышление, логику, она исследуется в разделе философии «наука логики»; 2) природу, являющуюся предметом «философии породы»; 3) дух, рассмотрению которого посвящена «философия духа». Поскольку категории выражают связи предельной общности, их отношения, считает Гегель, выявляются через сопоставление. Движущая сила развития категорий ~ противоречие, форма развития — отрицание отрицания. Философ выделяет три основные сферы «чистого мышления» — бытие, сущность, понятие. Материя реально существует в движении, в котором пространство и время переходят друг в друга. В природе выделяются три последовательные системы: 1) механика, 2) физика, 3) органика. В духе, т. е. в сознании и истории, абсолютная идея существует «в себе и для себя». Она возвращается из «инобытия» к себе в человеке (ее стихия—разум и свобода), постигает свое содержание в видах человеческого сознания и деятельности. Дух есть синтез чисто логического и природного. Три основные области развития духа: 1) субъективный дух — в индивидуальной жизни, 2) объективный дух — в общественной жизни, 3) абсолютный дух — в духовной жизни общества — в искусство, религии, философии.

Система Гегеля претендует на завершенность, на нахождение абсолютно совершенных форм развития в различных областях. Такими формами, по Гегелю, являются: в истории — германский мир, в обществе — буржуазное гражданское общество в государственном устройстве — конституционная монархия с сословным представительством, в религии — протестантизм в философии — предложенный Гегелем тип философии.