Билет № 1

1. Кто является первым древнегреческим философом?

Анаксимен, Сократ, Фалес, Анаксагор, Зенон, Парменид.

2. Является ли отражение всеобщим свойством материи?

Да; нет.

3. Имеется ли в человеческом сознании субъективное сознание? Оказывают ли человеческие интересы, цели, желания и т.п. влияние на процесс познания?

Да; нет.

4. «Инобытие» абсолютной идеи Гегеля – это:

Мир духа; природа; человеческое сознание; искусство; логика; государство.

5. Подчеркните представителей философии прагматизма:

Сартр; Джемс; Камю; Бергсон; Дьюи; Рассел; Пирс; Ницше; Фрейд.

 

1. Основные положения критики религии в философии Л. Фейербаха.

Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) — немецкий философ. Главные сочинения— «К критике философии Гегеля» «Сущность христианства» «Основы философии будущего». Философия Фейербаха—учение, в котором выдвигается и обосновывается идеал жизни по принципу «человек человеку Бог». Человек и религия — ведущая тема размышлений Фейербаха. Он ставит задачу создания «новой философии», «единственный, универсальный и высший предмет» которой — человек. «Новая философия» соединяет в себе достоинства философии и религии. Главное препятствие к счастью Фейербах усматривает в отчуждении человеческой сущности. Человек обесценивает себя, когда, не сознавая того, приписывает воображаемым сверхъестественным существам свои благие силы, которые, по нраву природы, должны быть развиты в каждом из людей. На этом основаны традиционные религии. Необходимо преодолеть отчуждение, отказаться от религии, ядром которой является вера в потустороннее божество. Фейербах утверждает, что человек — высшее творение природы, существо телесно-психическое, единство жизни тела, ума и сердца. Антропологизм Фейербаха соединяется c материализмом и своего рода атеизмом. Вне общения, утверждает Фейербах, отдельный человек не может сформироваться, осознавая и ценя другого, он осознает и ценит себя. Разрыв между желаемым величием и действительным ничтожеством заставляет человека искать воображаемые опоры в религии. «...Бог есть тo, в чем человек нуждается для своего существования...». Невежество, обман - не причины, а сопутствующие факторы существования религии. Свои лучшие силы, потребность в почитании и любви человек переносит в сферу отношения к божеству. «Бесконечная или божественная сущность есть духовная сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и» представляется как самостоятельное существо.

В результате религия, давая утешение в страданиях, сковывает человеческую природу, отчуждает людей; друг от друга, оставляет их слабыми и несчастными. Вера в то, что человек есть высшее существо, создает новый гуманизм. Раскрывается способность человека уважать и любить в другом «Божественное - Ты». Новый гуманизм станет основой нового общества—братства свободных, гармонично развитых, счастливых людей.

 

2. Метафизическая и диалектическая концепция развития.

В истории философии сложились два различных метода познания — диалектический и метафизический.

Если все явления рассматриваются как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного изменения, развития, а источником этого процесса признается присущая им внутренняя противоречивость, то такой подход называется диалектическим.

В отличие от диалектического подхода к пониманию мира метафизический подход рассматривает вещи и явления как неизменные и независимые друг от друга. Древнегреческий философ Сократ рассматривал диалектику как искусство вести спор, диалог, направленный на обсуждение проблемы с целью достижения истны путем столкновения противоположных мнений. В философии Платона, Аристотеля и других древнегреческих мыслителей диалектика обычно применяется к осмыслению сферы мышления и связывается с совершенствованием способности последовательно, логично мыслить. Гераклит доказывал, что мир, бытие находятся в беспрерывном движении, изменении, обусловливаемом борьбой противоположных начал.

Метафизические воззрения зародились также в античной философии. Ксенофан, Парменид, Зенон - попытки доказать, что бытие неделимо и неподвижно, что всякая множественность и всякое изменение представляются противоречивыми, а поэтому невозможными. Но особое развитие метафизические воззрения получили в философии нового времени. Ограниченность метафизического метода была подвергнута основательной критике в немецкой классической философии, особенно в трудах Гегеля, который сформулировал основные диалектические законы. Подлинно научную форму диалектика обрела в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина. Марксистско-ленинская диалектико-материалистическая философия явилась в известном смысле диалектическим отрицанием всех предшествовавших философских систем. Объектом философского исследования она считает развивающуюся действительность и процесс ее познания человечеством. Поэтому единственно верным, адекватным методом ее изучения может быть только материалистическая диалектика как наука «об общих законах движения, как внешнего мира, так и человеческого мышления...».