Нематериальные активы и задачи их учета
УЧЕТ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ В БАНКЕ
1. Нематериальные активы и задачи их учета
2. Учет операций по поступлению и созданию нематериальных активов.
3. Учет операций по начислению амортизации нематериальных активов
4. Учет выбытия нематериальных активов.
Нематериальные активы и задачи их учета
Нематериальные активы (далее – НА) - это выраженные в денежной форме затраты банка в нематериальные объекты, используемые в течение долгосрочного периода и приносящие доход.
В состав нематериальных активов входят:
- права пользования землей, водой, полезными ископаемыми и другими природными ресурсами;
- права пользования зданиями, сооружениями, оборудованием;
- ценность формы (гудвил);
- программное обеспечение;
- патенты, лицензии, права на торговые знаки, марки, имущественные права;
- брокерские места на бирже;
- организационные расходы и т.п.
Для учета нематериальных активов в банке используется активный балансовый счет 5400 «Нематериальные активы». Учет капитальных вложений по нематериальным активам, как приобретенных за плату, так и созданных банком, осуществляется на балансовом счете 5403 «Капитальные вложения по нематериальным активам».
! Нематериальные активы, полученные в пользование по лицензионным и авторским договорам, учитываются на внебалансовом счете 99884 «Нематериальные активы, полученные в пользование». Суммы периодических платежей (роялти) за указанные нематериальные активы отражаются на соответствующих балансовых счетах группы 93«Операционные расходы».
Стоимость программ для ЭВМ и компьютерные базы данных, приобретаемых и используемых для собственного потребления, отражается в составе расходов будущих периодов на балансовом счете 6479«Расходы будущих периодов – операционные расходы» с последующим ее отнесением на балансовый счет 9397 «Расходы на приобретение программного обеспечения».
Затраты, направленные на восстановление и поддержание в первоначальном состоянии потребительских свойств программного обеспечения, учитываются на балансовом счете 9397 «Расходы на приобретение программного обеспечения».
Аналитический учет НА ведется по их видам в разрезе лицевых счетов. В учете НА отражаются по первоначальной стоимости, складывающейся из фактических затрат на их приобретение и приведение в состояние готовности к использованию, расходов, связанных с защитой прав и пр.
НА, переданные в виде вкладов в уставный фонд, приходуются на баланс по договорной стоимости.
При оформлении операций с нематериальными активами банки используют типовые унифицированные, формы первичной учетной документации, утвержденные Министерством финансов РБ:
1 – форма НА-1 "Акт о приеме нематериальных активов";
2 – форма НА-2 "Инвентарная карточка учета нематериальных активов".
Основными задачами учета НА являются обеспечение сохранности и достоверности оценки объектов, а также контроль за их рациональным использованием в банке.