Освещение пассажирских салонов и бытовых помещений

Освещение пассажирских салонов и бытовых помещений делится на следующие виды:

- общее (основное) освещение;

- индивидуальное освещение;

- дежурное освещение,

- аварийное освещение

Общее освещение обеспечивается, в зависимости от класса и типа самолёта, светильниками с лампами накаливания, или с люминесцентными лампами. Общее освещение может быть потолочным, бортовым, или сочетать в себе оба этих вида освещения. При потолочном освещении светильники располагаются на потолке в один или два ряда. При бортовом освещении светильники располагаются по бортам, над багажными полками.

При общем освещении с помощью ламп накаливания электропитание подаётся из основной сети постоянного тока.

Светильники общего освещения делятся не менее, чем на две группы, которые имеют раздельное включение и самостоятельные цепи питания. При этом светильники разных групп чередуются, обеспечивая возможность достаточного освещения включением части общего освещения.

Включение общего освещения салонов производится с щитков освещения соответствующих салонов, а при их отсутствии – с щитков бортпроводников.

Индивидуальное освещение обеспечивается светильниками индивидуаль­ного освещения, располагаемыми , как правило, на нижней поверхности багаж­ных полок (панелей обслуживания) рядом с насадками индивидуальной вентиля­ции. Светильник состоит из лампы накаливания и линзы, направляющей световой поток на область колен пассажира. Включение светильника производится кла-виш­ным (кнопочным) выключателем, который может располагаться непосред­ственно возле светильника, или на подлокотнике кресла.

Включение светильников индивидуального освещения возможно, если включены выключатели индивидуального освещения на щитках освещения или на щитках бортпроводников соответствующих салонов.

Электропитание индивидуального освещения производится от аварийной (аккумуляторной) сети постоянного тока.

 

Дежурное освещениеслужит для освещения салонов и бытовых помеще­ний при отсутствии напряжения в основной системе электроснабжения (при отказах генераторов и двигателей, при неподключенном аэродромном источнике электроэнергии). Оно должно быть включено до начала посадки в самолёт пассажиров, а выключено – после выхода всех пассажиров.

Дежурное освещение обеспечивается с помощью ламп накаливания, кото­рые располагаются на потолке рядом с лампами основного освещения, как пра-вило – в том же светильнике. В вестибюлях и бытовых помещениях дежурное освещение часто обеспечивается с помощью плафонов ПС-45.

Лампы дежурного освещения получают электропитание от аварийной сети постоянного тока. Включение дежурного освещения производится с щитков освещения соответствующих салонов, а при их отсутствии – с щитков бортпроводников.

Аварийное освещение предусматривается на больших магистральных самолётах для освещения путей эвакуации пассажиров в аварийной ситуации.

Аварийное освещение обеспечивается с помощью ламп накаливания, которые располагаются на потолке салонов в светильниках основного освещения, иногда – в отдельных светильниках. К аварийному освещению относятся указатели «ВЫХОД», которые могут быть стационарными или съёмными. В съёмных указателях находится аккумуляторная батарея, благодаря чему указатель может быть использован, как переносный фонарь.

Лампы аварийного освещения питаются от аварийной сети постоянного тока и включаются отдельным выключателем на пульте 2го пилота. На некоторых самолётах включение аварийного освещения возможно также из пассажирских салонов с соответствующего щитка.

К аварийному освещению также относятся светильники направленного света, расположенные на внешней поверхности фюзеляжа рядом с аварийными выходами, служащие для освещения спасательных желобов при аварийном покидании самолёта. Включение светильников производится выключателями, расположенными непосредственно у соответствующих выходов.