Противообледенительные системы
Противообледенительные системы (ПОС) либо препятствуют осаждению льда на элементах конструкции самолётов, либо обеспечивают его эффективное удаление. В настоящее время на самолётах и вертолётах гражданской авиации применяются следующие виды противообледенительных систем:
- воздушно-тепловые – обогрев производится горячим воздухом, отбираемым от компрессоров двигателей;
- электротепловые – обогрев производится с помощью электроэнергии;
- электроимпульсные – сброс льда обеспечивается с помощью упругой деформации обшивки защищаемых частей планера.
Воздушно-тепловые ПОС используются для обогрева воздухозаборников и входного направляющего аппарата двигателей, передних кромок крыла, киля и стабилизатора.
11.1. Воздушно-тепловая ПОС самолётов Ту-154Б:
Рис.11.1. Воздушно-тепловая ПОС самолётов Ту-154Б.
Обогрев горячим воздухом производится с помощью заслонок, управляемых с помощью электромеханизмов постоянного тока. При включении обогрева двигателей открываются запорные краны каждого двигателя, горячий воздух отбирается от девятой ступени двигателя и по трубопроводу поступает на обогрев соответствующего двигателя. Встроенный КВ включает рядом с выключателем обогрева лампу сигнализации включения обогрева.
При включении ПОС крыла, киля и стабилизатора горячий воздух, отобранный от запорных кранов двигателей, по трём магистралям поступает в фюзеляж, где три магистрали объединяются в одну, в которой установлен электромеханический кран включения обогрева. Воздух за краном по одной магистрали поступает в переднюю часть фюзеляжа и далее на обогрев передних кромок крыла, а по другой – в заднюю часть, для обогрева киля и стабилизатора.
Предусмотрен контроль за температурой воздуха, поступающего на обогрев крыла и стабилизатора с помощью датчиков температуры, установленных в корневых частях крыла и стабилизатора справа по борту. На земле, во избежание перегрева, время работы ПОС не должно превышать 1,5 мин, при этом температура воздуха, поступающего на обогрев, не должна превышать 210°С.