Лампы сигнализации.

При нажатии на тормозные педали пилотов подаётся давление в тормоза и одновременно срабатывают электрогидравлические выключатели 2,3, которые подают плюс на электромагнитные краны растормаживания и на сигнальные лампы 6,7. При попадании колеса на скользкое покрытие происходит резкая блокировка его вращения. Массивный диск датчика продолжает вращаться по инерции. При этом замыкаются контакты датчика 6 или 7 и подают минус на кран 4 (5) и на соответствующую лампу. Кран открывается и снимает давление с тормозов. Лампа сигнализирует экипажу о работе антиюзовой автоматики.

После растормаживания колеса оно возобновляет вращение, датчик юза размыкает контакты, отключая сигнальную лампу и клапан растормаживания. Давление вновь подаётся на тормоз соответствующего колеса. Если происходит повторная блокировка колеса, датчик юза снова срабатывает и т.д.

Подобные антиюзовые системы установлены на Як-40, Ан-24, Ан-26, Ил-18, Ту-134 и др.

 

Система торможения колёс современных магистральных самолётов 1 класса

Система торможения – электрогидравлическая с дистанционным управле­нием, предназначена для торможения колес основных ног шасси и для подторма­живания колес при уборке шасси. Система торможения состоит из двух одинако­вых подсистем основного и резервного торможения и канала стояночного тормо­жения, развязанных между собой электрически и гидравлически. Переход с основной подсистемы на резервную происходит при отказах в основной подсистеме автоматически или вручную.

На каждой тележке шасси смонтированы 4 тормозных колеса, которые управляются попарно (передние, задние) своими электрическими каналами.

Основная и резервная подсистемы обеспечивают:

- нормальное безъюзовое торможение;

- послевзлетное подтормаживание колес при уборке шасси;

- автоматическое торможение при посадке самолёта:

- режим «ПОНИЖ» - с пониженным давлением;

- режим «НОРМ» - с нормальным давлением;

- режим «ФОРСИР» – с повышенным давлением;

При включении «ФОРСИР» давление в тормозах при автоматическом торможении увеличивается в 1,5 раза.

Антиюзовая автоматика в основной и резервной подсистемах, работаю­щая по замедлению и проскальзыванию колес относительно ВПП, обеспечивает безъюзовое торможение при всех значениях коэффициента сцепления шин с поверхностью ВВП. Предусмотрены блокировки, предотвращающие подачу давления к нераскрученным при посадке колесам.

Гидравлическое питание основной и резервной тормозной системы осуще­ствляется от разных гидросистем.