Лампы сигнализации.
При нажатии на тормозные педали пилотов подаётся давление в тормоза и одновременно срабатывают электрогидравлические выключатели 2,3, которые подают плюс на электромагнитные краны растормаживания и на сигнальные лампы 6,7. При попадании колеса на скользкое покрытие происходит резкая блокировка его вращения. Массивный диск датчика продолжает вращаться по инерции. При этом замыкаются контакты датчика 6 или 7 и подают минус на кран 4 (5) и на соответствующую лампу. Кран открывается и снимает давление с тормозов. Лампа сигнализирует экипажу о работе антиюзовой автоматики.
После растормаживания колеса оно возобновляет вращение, датчик юза размыкает контакты, отключая сигнальную лампу и клапан растормаживания. Давление вновь подаётся на тормоз соответствующего колеса. Если происходит повторная блокировка колеса, датчик юза снова срабатывает и т.д.
Подобные антиюзовые системы установлены на Як-40, Ан-24, Ан-26, Ил-18, Ту-134 и др.
Система торможения колёс современных магистральных самолётов 1 класса
Система торможения – электрогидравлическая с дистанционным управлением, предназначена для торможения колес основных ног шасси и для подтормаживания колес при уборке шасси. Система торможения состоит из двух одинаковых подсистем основного и резервного торможения и канала стояночного торможения, развязанных между собой электрически и гидравлически. Переход с основной подсистемы на резервную происходит при отказах в основной подсистеме автоматически или вручную.
На каждой тележке шасси смонтированы 4 тормозных колеса, которые управляются попарно (передние, задние) своими электрическими каналами.
Основная и резервная подсистемы обеспечивают:
- нормальное безъюзовое торможение;
- послевзлетное подтормаживание колес при уборке шасси;
- автоматическое торможение при посадке самолёта:
- режим «ПОНИЖ» - с пониженным давлением;
- режим «НОРМ» - с нормальным давлением;
- режим «ФОРСИР» – с повышенным давлением;
При включении «ФОРСИР» давление в тормозах при автоматическом торможении увеличивается в 1,5 раза.
Антиюзовая автоматика в основной и резервной подсистемах, работающая по замедлению и проскальзыванию колес относительно ВПП, обеспечивает безъюзовое торможение при всех значениях коэффициента сцепления шин с поверхностью ВВП. Предусмотрены блокировки, предотвращающие подачу давления к нераскрученным при посадке колесам.
Гидравлическое питание основной и резервной тормозной системы осуществляется от разных гидросистем.