Система управления уборкой и выпуском шасси
Управление уборкой и выпуском шасси может производиться с помощью сжатого воздуха, электрического привода и гидроцилиндров.
С помощью сжатого воздуха шасси убирается и выпускается на легкомоторных самолётах.
Электропривод, в основном, используется также на небольших самолётах, хотя в отечественной гражданской авиации был факт использования электропривода для управления шасси на тяжёлом магистральном самолёте – Ту-114.
В наши дни на абсолютном большинстве самолётов ГА для уборки и выпуска шасси применяется гидропривод (гидроцилиндры).
С точки зрения процесса управления уборкой и выпуском шасси различают два вида систем:
- системы, где при уборке или выпуске шасси напряжение 27 В подаётся на соответствующую обмотку электрогидравлического крана, который срабатывает и подаёт давление из гидросистемы на выпуск или уборку. При этом открытие и закрытие створок, замков выпущенного и убранного положения шасси обеспечиваются за счёт соответствующих кинематических связей. (Як-40, Ан-24, Ан-26, Ту-134, Ту-154 и др.). При этом электрическая схема управления имеет вид:
- системы, в которых необходимые операции и последовательность срабатывания устройств обеспечиваются с помощью концевых выключателей (Ил-18, Ил-86, Ту-204, Ту-214, Ил-96) – при нажатии на кнопку уборки шасси или при установке рукоятки управления шасси на уборку 27 В подаётся на запорный электрогидравлический кран, который срабатывает и подаёт давление в систему. Давление подаётся в гидроцилиндры открытия створок шасси, створки открываются и при полном их открытии срабатывают концевые выключатели на гидроцилиндрах, которые подают напряжение на электрогидрокраны открытия замков выпущенного положения шасси. При открытии замков срабатывают концевые выключатели, которые подают напряжение на обмотки уборки шасси электрогидравлических кранов управления уборкой и выпуском. Краны срабатывают и подают давление в гидроцилиндры уборки шасси. Шасси убираются и встают на замки убранного положения. При этом срабатывают концевые выключатели замков и подают напряжение на обмотки закрытия створок электрогидравлических кранов управления створками. Створки закрываются. При полном закрытии срабатывают концевые выключатели закрытого положения, отключая систему. Как правило, при этом запускается в работу реле времени, которое даётся на то, чтобы обеспечить гарантированное закрытие створок и постановку их на замки. По окончании временной выдержки система полностью обесточивается, снимается давление.
Процесс выпуска происходит аналогично рассмотренному в обратном порядке. При этом на самолётах последнего поколения процессу выпуска главных ног шасси помогает значительная масса колёсных тележек, которые убираются к продольной оси самолёта, а выпускаются, в значительной мере, под действием собственного веса. Передняя стойка шасси убирается вперёд, против полёта, а выпускается с помощью собственного веса и набегающего потока воздуха.
На всех самолётах предусмотрена блокировка уборки шасси на земле с помощью концевых выключателей на амортизационных стойках главных ног шасси, которые в обжатом положении разрывают цепь уборки.