Блок регулирования напряжения

На самолётах с основной системой электроснабжения трёхфазного переменного тока первого поколения использовался блок регулирования напряжения БРН-208М7А (Б) (рис.9.6)

БРН-208М7А выполняет три функции:

- при включении выключателя генератора с блока защиты и управления (БЗУ) в БРН подаётся плюс на контактор включения возбуждения генератора. Контактор срабатывает и подаёт с подвозбудителя генератора (см. рис. 8.2.) напряжение 45÷51 В частотой 800 Гц в схему магнитного усилителя УМ-1, где напряжение выпрямляется и затем подаётся на статорную обмотку возбудителя. До включения возбуждения ток в статорной обмотке возбудителя (обмотке возбуждения генератора) отсутствует. Поэтому напряжение на рабочей обмотке генератора обеспечивается за счёт остаточной намагниченности железа и составляет единицы вольт.

 

 

Рис. 9.6. Блок регулирования напряжения БРН-208М7А (Б)

- стабилизация напряжения генератора в заданных пределах независимо от фактических оборотов ротора генератора и тока нагрузки (мощности включенных потребителей);

- при параллельной работе генераторов БРН обеспечивает равномерное распределение реактивной нагрузки;

В состав БРН-208М7А входят:

- блок измерения напряжения (БИН-3-20Д), который, в свою очередь состоит из трёхфазного понижающего трансформатора, мостового выпрямителя и нелинейного измерительного моста, в два плеча которого включены стабилитроны VD1 иVD2. В два других плеча включены резисторы R1 и R2.

Выходная диагональ моста (точки «а» и «б») подключена к обмотке управления магнитного усилителя УМ-2.

- двухкаскадный магнитный усилитель УМ-2, УМ-1;

- резистор R1 ручной регулировки напряжения.

 

При работе генератора его напряжение подаётся в БИН на входной трансфор­матор, выпрямляется и поступает на измерительную диагональ моста. Благодаря стабилитронам, включенным в плечи моста, измеряется отклонение напряжения от номинального значения. В измерительной диагонали появляется напряжение, пропорциональное величине отклонения. Это напряжение подаётся на обмотку управления первого каскада УМ-2, усиливается и подаётся на обмотку управле­ния УМ-1. Таким образомнапряжение, пропорциональное величине отклонения двухкаскадного магнитного усилителя, усиливается и затем алгебраически скла­дывается с напряжением, поступающим со статорной обмотки подвозбуди­теля. Результирующее напряжение (с поправкой на отклонение напряжения гене­ратора от нормы) поступает на статорную обмотку возбудителя. Напряжение ге­нератора восстанавливается.

С развитием полупроводников и появлением тиристоров, способных управ­лять большими токами, на самолётах с основной системой электроснабжения трёхфазного переменного тока стали использовать импульсные блоки регулиро­вания напряжения, построенные на транзисторах и тиристорах, которые способны работать с генераторами большой мощности (90 кВА и более), имеют большое быстродействие и существенно меньшую массу. Такие блоки регулирования на отечественных самолётах впервые были применены на Ил-86. напряжения с маг­нитными усилителями.

На последних сериях самолётов Ту-154М и самолётах последнего поколе­ния для стабилизации напряжения и управления работой генераторов использу­ются специализированные ЭВМ.