Автоматы защиты

Наряду с плавкими предохранителями широко применяются автоматы защиты, что объясняется рядом существенных преиму­ществ, к которым отно­сятся:

- возможность визуального определения состояния автомата (вклю­ченного или выключенного);

- многократность действия;

- лучшие характеристики по сравнению с плавкими предохраните­лями;

- простота повторного включения автомата и возможность проверки характе­ристик в процессе эксплуатации.

Чувствительным элементом всех тепловых автоматов защиты явля­ется би­металлическая пластинка, связанная конструктивно с выклю­чающим меха­низмом. Срабатывание автомата происходит в момент, когда пластинка достигает определенной величины прогиба, пропорционального температуре нагрева, а по­следняя за­висит от величины и длительности про­хождения тока. В сетях постоян­ного тока наибольшее распространение полу­чили автоматы типа АЗС и АЗР на но­минальные, токи от 5 до 250 А. Все ав­томаты защиты имеют обозначение, кото­рое состоит из буквенного или буквенно-цифрового обозначения типа автомата и номинального тока.

Например:

АЗ3-20(Аз3-20) – автомат защиты трёхполюс­ный (трёхфазный) на номинальный ток 20 Ампер.

В полёте, после срабатывания автомата защиты лю­бого типа, экипаж имеет право один раз вклю­чить его для восстановления электропитания соот­ветствующих потребителей. При «выбивании» автомата защиты повторное включение ЗАПРЕЩА­ЕТСЯ!

Автомат защиты типа АЗС (автомат защиты сети (самолет­ный) имеет ручное вклю­чение и возможность как ручного, так и авто­матического (под действием тока пере­грузки) выключения, поэтому ис­пользуется не только как аппарат защиты, но и в качестве выключа­теля.

Bсe автоматы типа АЗС выполняются по единой кинематической и электриче­ской схеме в одинаковых габаритах и отличаются лишь парамет­рами биметалличе­ской пластины и токами срабатывания.

Автомат защиты типа АЗР (автомат защиты со свобод­ным расцепле­нием) имеет относительно простую и надежную конструк­цию, обладающую высо­кой стойкостью к воздействию вибраций, толч­ков, ударов и др. Особен­ностью этих ав­томатов защиты является то, что пока биметалличе­ская пла­стинка не осты­нет и не возвратится в первоначальное положение, включаю­щий рычаг не войдет в зацепле­ние с ответной частью и включить автомат, т. е. замкнуть его контакты, не­воз­можно. Таким образом, автомат за­щиты со свободным расцеплением отключает при перегрузках и корот­ких замыканиях защищаемую сеть независимо от положе­ния ру­коятки.

Эти автоматы обладают высокой разрывной мощ­ностью контактов и хорошо работают в сетях с большими токами.

Для обеспечения более высокой надёжности при эксплуатации самолё­тов и вертолётов в условиях высокой влажности воздуха автоматы защиты типа АЗС и АЗР герметизируют. Герметизированные автоматы защиты имеют обозначение АЗСГ и АЗРГ.

 

Для систем переменного тока разработаны автоматы защиты фазы типа АЗФ и АЗФМ (малоинерционный), а также трёхполюсные (трёхфазные) ав­томаты защиты

АЗ3 (автомат защиты трёхполюсный).

Автоматы АЗФ и АЗФМ используют в фазных проводах, в том числе для защиты трёх фаз особо важных устройств. Трёхфазные автоматы исполь­зуют только в трёхфазных сетях, при этом срабатывание автомата и отключение соответствую­щего участка сети происходит при превышении допустимого тока в любой из фаз.

На самолётах и вертолётах последнего поколения для более плотной уста­новки автоматов защиты на панелях и пультах кабины экипажа используются ма­логабарит­ные кнопочные автоматы защиты постоянного и переменного тока. Ав­томат состоит из корпуса прямоугольной формы и ци­линдрической кнопки, кото­рая при включении автомата утапливается в кор­пусе. При срабатывании автомата пружина выдвигает кнопку из корпуса, становится видным кольцо белого цвета, расположенное по окружности ци­линдра, образующего кнопку. Для ручного от­ключения автомата необходимо вытянуть кнопку на себя, чтобы стало видимым белое кольцо на ней.