Автоматы защиты
Наряду с плавкими предохранителями широко применяются автоматы защиты, что объясняется рядом существенных преимуществ, к которым относятся:
- возможность визуального определения состояния автомата (включенного или выключенного);
- многократность действия;
- лучшие характеристики по сравнению с плавкими предохранителями;
- простота повторного включения автомата и возможность проверки характеристик в процессе эксплуатации.
Чувствительным элементом всех тепловых автоматов защиты является биметаллическая пластинка, связанная конструктивно с выключающим механизмом. Срабатывание автомата происходит в момент, когда пластинка достигает определенной величины прогиба, пропорционального температуре нагрева, а последняя зависит от величины и длительности прохождения тока. В сетях постоянного тока наибольшее распространение получили автоматы типа АЗС и АЗР на номинальные, токи от 5 до 250 А. Все автоматы защиты имеют обозначение, которое состоит из буквенного или буквенно-цифрового обозначения типа автомата и номинального тока.
Например:
АЗ3-20(Аз3-20) – автомат защиты трёхполюсный (трёхфазный) на номинальный ток 20 Ампер.
В полёте, после срабатывания автомата защиты любого типа, экипаж имеет право один раз включить его для восстановления электропитания соответствующих потребителей. При «выбивании» автомата защиты повторное включение ЗАПРЕЩАЕТСЯ!
Автомат защиты типа АЗС (автомат защиты сети (самолетный) имеет ручное включение и возможность как ручного, так и автоматического (под действием тока перегрузки) выключения, поэтому используется не только как аппарат защиты, но и в качестве выключателя.
Bсe автоматы типа АЗС выполняются по единой кинематической и электрической схеме в одинаковых габаритах и отличаются лишь параметрами биметаллической пластины и токами срабатывания.
Автомат защиты типа АЗР (автомат защиты со свободным расцеплением) имеет относительно простую и надежную конструкцию, обладающую высокой стойкостью к воздействию вибраций, толчков, ударов и др. Особенностью этих автоматов защиты является то, что пока биметаллическая пластинка не остынет и не возвратится в первоначальное положение, включающий рычаг не войдет в зацепление с ответной частью и включить автомат, т. е. замкнуть его контакты, невозможно. Таким образом, автомат защиты со свободным расцеплением отключает при перегрузках и коротких замыканиях защищаемую сеть независимо от положения рукоятки.
Эти автоматы обладают высокой разрывной мощностью контактов и хорошо работают в сетях с большими токами.
Для обеспечения более высокой надёжности при эксплуатации самолётов и вертолётов в условиях высокой влажности воздуха автоматы защиты типа АЗС и АЗР герметизируют. Герметизированные автоматы защиты имеют обозначение АЗСГ и АЗРГ.
Для систем переменного тока разработаны автоматы защиты фазы типа АЗФ и АЗФМ (малоинерционный), а также трёхполюсные (трёхфазные) автоматы защиты
АЗ3 (автомат защиты трёхполюсный).
Автоматы АЗФ и АЗФМ используют в фазных проводах, в том числе для защиты трёх фаз особо важных устройств. Трёхфазные автоматы используют только в трёхфазных сетях, при этом срабатывание автомата и отключение соответствующего участка сети происходит при превышении допустимого тока в любой из фаз.
На самолётах и вертолётах последнего поколения для более плотной установки автоматов защиты на панелях и пультах кабины экипажа используются малогабаритные кнопочные автоматы защиты постоянного и переменного тока. Автомат состоит из корпуса прямоугольной формы и цилиндрической кнопки, которая при включении автомата утапливается в корпусе. При срабатывании автомата пружина выдвигает кнопку из корпуса, становится видным кольцо белого цвета, расположенное по окружности цилиндра, образующего кнопку. Для ручного отключения автомата необходимо вытянуть кнопку на себя, чтобы стало видимым белое кольцо на ней.