Системы распределения электроэнергии постоянного тока

На самолётах и вертолётах гражданской авиации используют два вида систем распределения электроэнергии постоянного тока:

- радиальные (разомкнутые) системы;

- замкнутые (кольцевые) системы.

6. 1. Радиальные (разомкнутые) системы распределения электроэнер­гии постоянного тока

В радиальных сетях все источники электроэнергии подключаются к од­ной рас­пределительной шине (рис. 6.1.), которая находится в соответствующем распределительном устройстве (РУ, ЦРУ). К шинам других распредели­тель­ных уст­ройст­в

(РУ1, РУ2, РУ3) электри­ческая энергия подводится с одной сто­роны, то есть со стороны ЦРУ.

Рис. 6.1. Структурная схема разомкнутой системы электроснабже­ния

Такие системы имеют минимальное количество электрических прово­дов, мини­мальный вес, что делает их привлекательными для небольших са­молётов, имеющих сравнительно небольшое число маломощных потребите­лей.

В разомкнутых системах легко осуществляется за­щита от коротких за­мыканий и перегрузок, быстро и просто находятся места обрывов и замыка­ний, легко может быть осуществлена авто­матизация проверки их исправно­сти. Вместе с тем ради­альная система не обеспечивает высокой надежности и живучести системы электро­снабжения. При перегорании защиты, или повре­жде­нии провода, ведущего к лю­бому из РУ (РУ1, РУ2, РУ3) обесточиваются все потреби­тели, получающие электро­энергию от этого РУ.

Рис. 6.2. Структурная схема многоканальной разомкнутой системы электро­снабжения.

Для увеличения живучести и надёжности радиальных систем, то есть обеспе­чения бесперебойного питания потребителей при обрывах и коротких замы­каниях, применяют многоканальную систему электроснабжения или ре­зерви­рование питания распределительных устройств и отдельных наиболее от­ветственных потребителей (метод двойного питания).

В многоканальной системе (рис. 6.2.) между распределительными уст­ройствами прокладывается несколько параллельно идущих проводов. Благо­даря этому при об­рыве части проводов, или при перегорании части плавких предохранителей электро­энергия продолжает поступать по оставшимся прово­дам

При резервировании отдельные распределительные устройства или по­треби­тели (например питание РК топливных насосов на самолётах Ан-24, Ан-26) в случае повреждения питающего их источника или пи­тающей линии ав­томати­чески подклю­чаются по резервной линии к дру­гому источнику или дру­гому участку сети.

Рис. 6.3. Питание РК топливных насосов на самолётах Ан-24, Ан-26 по методу двойного питания.

 

При наличии напряжения на РУ1 и исправной электрической цепи, ве­дущей к контактору «К», контактор находится в сработанном положении, по­давая напряже­ние с шины РУ1 на шину РК топливных насосов. При исчезно­вении напряжения на РУ1 или повреждении электрической цепи, ведущей к контактору «К», контактор обесточивается и своими контактами переключает питание шины РК топливных на­сосов на шину РУ2.

Для обеспечения надёжного электропитания особо важных (жизненно важных) по­требителей электроэнергии при отказе всех генераторов комплекс всех самолёт­ных шин выполняют в виде основных и аварийных шин, которые при нормальной работе системы электроснабжения соединены между собой контактами соответст­вующих кон­такторов. При отказе всех генераторов (обесточивании шин основной сети) контакторы автоматически обеспечивают отключение основных шин и пере­ход аварийных шин на питание от аккумуля­торных батарей. Обратный переход на питание всей бортсети про­изводится вручную после восстановлении работоспособ­ности основных генераторов, или после запуска ВСУ и включения в работу генера­тора ВСУ.