Системы распределения электроэнергии постоянного тока
На самолётах и вертолётах гражданской авиации используют два вида систем распределения электроэнергии постоянного тока:
- радиальные (разомкнутые) системы;
- замкнутые (кольцевые) системы.
6. 1. Радиальные (разомкнутые) системы распределения электроэнергии постоянного тока
В радиальных сетях все источники электроэнергии подключаются к одной распределительной шине (рис. 6.1.), которая находится в соответствующем распределительном устройстве (РУ, ЦРУ). К шинам других распределительных устройств
(РУ1, РУ2, РУ3) электрическая энергия подводится с одной стороны, то есть со стороны ЦРУ.
Рис. 6.1. Структурная схема разомкнутой системы электроснабжения
Такие системы имеют минимальное количество электрических проводов, минимальный вес, что делает их привлекательными для небольших самолётов, имеющих сравнительно небольшое число маломощных потребителей.
В разомкнутых системах легко осуществляется защита от коротких замыканий и перегрузок, быстро и просто находятся места обрывов и замыканий, легко может быть осуществлена автоматизация проверки их исправности. Вместе с тем радиальная система не обеспечивает высокой надежности и живучести системы электроснабжения. При перегорании защиты, или повреждении провода, ведущего к любому из РУ (РУ1, РУ2, РУ3) обесточиваются все потребители, получающие электроэнергию от этого РУ.
Рис. 6.2. Структурная схема многоканальной разомкнутой системы электроснабжения.
Для увеличения живучести и надёжности радиальных систем, то есть обеспечения бесперебойного питания потребителей при обрывах и коротких замыканиях, применяют многоканальную систему электроснабжения или резервирование питания распределительных устройств и отдельных наиболее ответственных потребителей (метод двойного питания).
В многоканальной системе (рис. 6.2.) между распределительными устройствами прокладывается несколько параллельно идущих проводов. Благодаря этому при обрыве части проводов, или при перегорании части плавких предохранителей электроэнергия продолжает поступать по оставшимся проводам
При резервировании отдельные распределительные устройства или потребители (например питание РК топливных насосов на самолётах Ан-24, Ан-26) в случае повреждения питающего их источника или питающей линии автоматически подключаются по резервной линии к другому источнику или другому участку сети.
Рис. 6.3. Питание РК топливных насосов на самолётах Ан-24, Ан-26 по методу двойного питания.
При наличии напряжения на РУ1 и исправной электрической цепи, ведущей к контактору «К», контактор находится в сработанном положении, подавая напряжение с шины РУ1 на шину РК топливных насосов. При исчезновении напряжения на РУ1 или повреждении электрической цепи, ведущей к контактору «К», контактор обесточивается и своими контактами переключает питание шины РК топливных насосов на шину РУ2.
Для обеспечения надёжного электропитания особо важных (жизненно важных) потребителей электроэнергии при отказе всех генераторов комплекс всех самолётных шин выполняют в виде основных и аварийных шин, которые при нормальной работе системы электроснабжения соединены между собой контактами соответствующих контакторов. При отказе всех генераторов (обесточивании шин основной сети) контакторы автоматически обеспечивают отключение основных шин и переход аварийных шин на питание от аккумуляторных батарей. Обратный переход на питание всей бортсети производится вручную после восстановлении работоспособности основных генераторов, или после запуска ВСУ и включения в работу генератора ВСУ.