Дифференциальные минимальные реле (ДМР)
Дифференциальные минимальные реле выполняют следующие функции:
- обеспечивают возможность дистанционного ручного включения и выключения генератора;
- подключают генератор на сеть, если его напряжение превышает напряжение сети, как минимум, на 0,2÷0,3 В;
- отключают генератор от сети при появлении тока обратного направления при достижении им заданной величины;
- исключают возможность подключения на сеть генератора с неправильной полярностью;
- обеспечивают сигнализацию отключения или подключения генератора.
На самолётах и вертолётах гражданской авиации применяются, как правило, дифференциальные минимальные реле ДМР-200Д, ДМР-400Д, ДМР-400Т, ДМР-600Т, которые имеют незначительные отличия в электрической принципиальной схеме, используемых элементах схемы и в токе нагрузки.
ДМР-200 рассчитан на номинальный ток 200 А;
ДМР-400 рассчитан на номинальный ток 400 А;
ДМР-600 рассчитан на номинальный ток 600 А.
Состав дифференциального минимального реле(рис.4.5)
- Рвкл – реле включения – электромагнитное реле, которое при включении выключателя генератора подготавливает ДМР к работе;
- Рбл. – блокировочное реле – обеспечивает защиту шунтовой обмотки дифференциального реле при подаче на неё перепада напряжения ΔU > 12 B.
- Рдиф. – дифференциальное реле – служит для управления процессом подключения и отключения генератора. В качестве дифференциального реле используется поляризованное реле с постоянными магнитами (рис. 4.4.)
В поляризованном реле, в отличие от обычных электромагнитных реле, отсутствуют возвратные пружинки. Два устойчивых положения обеспечивают посто-
Рис. 4.4. Принципиальная схема дифференциального реле
1 – плита основания; 2 – стойка; 3 – якорь; 4 – наконечник магнита;
5, 6 – регулировочные винты; 7 – контакт.
янные магниты в виде стоек, крепящиеся на плитах основания. Они намагничивают плиты и полюсные наконечники. В промежутке между полюсными наконечниками находится якорь из электротехнической стали, который может поворачиваться вокруг оси А из одного устойчивого положения в другое. Вокруг якоря выполнены две обмотки – Wш. - шунтовая и Wс -сериесная. Высокочувствительная шунтовая обмотка выполнена тонким проводом, а сериесная – представляет собой один или два витка провода большого сечения, рассчитанного на длительное пропускание номинального тока генератора.
При отсутствии тока в обмотках якорь реле замыкает магнитную цепь между разноимёнными полюсами постоянных магнитов и намагничивается, обеспечивая одно из своих устойчивых положений.
При появлении тока в одной из обмоток она создаёт магнитное поле, которое может быть направлено согласно с полем постоянных магнитов, или встречно.
Если поле направлено встречно и его величина превышает поле постоянных магнитов, происходит перемагничивание якоря. При этом одноимённые полюса якоря и постоянных магнитов отталкиваются друг от друга, обеспечивая поворот якоря вокруг оси «А» во второе устойчивое положение. Одновременно замыкаются или размыкаются электрические контакты, связанные с якорем.
- К1 – контактор, силовой элемент схемы ДМР – обеспечивает непосредственное подключение генератора на бортсеть, также управляет включением сигнализации «отказ генератора».
Работа электрической принципиальной схемы ДМР-400Д(рис. 4.5.)
В исходном положении в бортсети есть напряжение, поданное с аккумуляторной батареи или с другого генератора.
Плюс с шины бортсети через замкнутые контакты 2-1 Рсигн поступает через клемму «сеть» ДМР на конец шунтовой обмотки Wш дифференциального реле, подготавливая его срабатывагние..
Рис. 4.5. Электрическая принципиальная схема ДМР-400.
Также плюс поступает через контакты 5-4 Рсигн на сигнальную лампу «отказ генератора».
На всех самолётах и вертолётах гражданской авиации генератор включают после запуска соответствующего двигателя, а на самолётах и вертолётах с ГТД – после выхода двигателя на режим малого газа.
При работе двигателя вращение с него передаётся на генератор, а благодаря применённой схеме самовозбуждения на клеммах генератора сразу появляется напряжение.
Минусовая клемма генератора через корпус самолёта связана с «минусами» всех устройств, подключенных по однопроводной схеме. Минус в том числе подаётся через клемму « - »на обмотки Рвкл и К1.
С плюсовой клеммы генератора плюс подаётся через клемму «Ген.» ДМР на контакты «4» и «1» реле включения, на силовой контакт контактора К1 и через перемычку и клемму « + »на выключатель генератора.
При включении выключателя плюс подаётся через клемму «В» ДМР на обмотку реле включения. Ввиду наличия на другом конце обмотки реле включения минуса, Рвкл срабатывает и контактами 4-3 готовит цепь включения контактора, а контактами 1-2 подаёт плюс через контакты 2-1 блокировочного реле на конец шунтовой обмотки Wш дифференциального реле.
Таким образом к Wш оказывается приложен перепад напряжений ΔU, равный алгебраической сумме Uген и Uсети, то есть ΔU = Uген – Uсети.
Под действием перепада напряжений в шунтовой обмотке появляется ток:
Iобм.=
Под действием тока в шунтовой обмотке дифференциального реле она создаёт магнитное поле. Параметры дифференциального реле в ДМР-400Д подобраны таким образом, чтобы оно срабатывало при Uген – Uсети = 0,3÷0,7 В, то есть чтобы срабатывание происходило, когда напряжение генератора больше напряжения сети, как минимум, на 0,3÷0,7 В.
При срабатывании дифференциального реле его контакты 2-3, включенные последовательно с контактами 4-3 реле включения, подают плюс на контактор К1, который срабатывает и своими силовыми контактами подаёт напряжение генератора через клемму «Ген.» ДМР, сериесную обмотку дифференциального реле, клемму «Сеть» ДМР и далее через амперметр на шину бортсети. То есть генератор подключается на сеть.
Сериесная обмотка дифференциального реле создаёт магнитное поле, совпадающее по направлению с полем постоянных магнитов, благодаря чему якорь дифференциального реле удерживается в сработанном положении.
Вспомогательный контакт К1 подаёт плюс через клемму «С» ДМР на реле сигнализации, которое срабатывает и контактами 2-1 разрывает цепь шунтовой обмотки, тем самым исключая её перегорание при длительном нахождении под напряжением во время полёта. Контактами 5-4 реле сигнализации разрывает цепь питания сигнальной лампочки «Отказ генератора».
Если напряжение генератора по какой-то причине начинает уменьшаться, то в момент, когда напряжение сети станет больше, чем напряжение генератора, т. е.:
U сети > U ген
ток потечёт из сети через амперметр, клемму «Сеть» ДМР, сериесную обмотку дифференциального реле, замкнутые силовые контакты К1, клемму «Ген.» ДМР и далее через обмотку генератора на корпус самолёта. То есть генератор при этом будет потреблять электроэнергию, как электродвигатель.
Ток в сериесной обмотке дифференциального реле меняет направление, соответственно изменяется на противоположное и направление создаваемого сериесной обмоткой магнитного поля, которое теперь направлено против поля постоянных магнитов. При достижении в Wc тока обратного направления 15÷25 А величины магнитного поля, создаваемого обмоткой, оказывается достаточно для срабатывания дифференциального реле (для возврата его якоря в исходное положение). При этом контакты 2-3 дифференциального реле размыкаются и снимают плюс с контактора К1, который обесточивается и своими силовыми контактами отключает генератор от сети, Вспомогательным контактом К1 снимает плюс с реле сигнализации, которое в свою очередь контактами 5-4 включает сигнальную лампочку «Отказ генератора», а контактами 2-1 подключает шунтовую обмотку дифференциального реле к шине бортсети, готовя новое включение генератора.
return false">ссылка скрытаЕсли напряжение генератора возрастёт, то он, аналогично рассмотренному, вновь подключится на сеть.
Если продолжится падение напряжения генератора, то к шунтовой обмотке будет приложен отрицательный (обратный) перепад напряжения
ΔU = Uсети – Uген,
который по мере падения напряжения генератора будет возрастать.
Рост перепада напряжения свыше 12 В опасен для обмотки, так как она, выполненная из тонкого провода, может при этом перегореть. Чтобы это исключить, в схему ДМР дополнительно введено блокировочное реле Рбл, на которое подаётся тот же перепад напряжения, что и на шунтовую обмотку. Напряжение срабатывания блокировочного реле 12 В и более. Следовательно, если к шунт data-ad-slot="2853903535">
Дата добавления: 2015-07-04; просмотров: 282; Опубликованный материал нарушает авторские права?.