Параллельная работа генераторов постоянного тока
Для параллельной работы двух, трёх и большего числа генераторов постоянного тока на общую нагрузку необходимо, чтобы они имели одинаковые значения напряжения. В противном случае генератор с большим напряжением возьмёт всю нагрузку на себя, а остальные генераторы будут функционировать, как потребители.
Чтобы обеспечить равномерное распределение нагрузки при параллельной работе, необходимо обеспечить для параллельно работающих генераторов одинаковые значения напряжений. Для этой цели в электромагните каждого регулятора напряжения выполняется дополнительно обмотка параллельной работы (уравнительная обмотка), а в минусовой цепи каждого генератора помещается балластное сопротивление, представляющее собой кусок провода, имеющий калиброванное сопротивление.
Рассмотрим параллельную работу двух генераторов (рис. 4.3).
Генераторы Г1 и Г2 имеют одинаковые электрические характеристики. Балластные сопротивления в их минусовых цепях имеют равные значения. Уравнительные обмоткиWур1 и Wур2включены последовательно между точками 1 и 2.
При равных напряжениях генераторов, при их работе на общую нагрузку их токи равны, то есть I1 = I2.
При этом будут равны падения напряжения на балластных сопротивлениях Rб и равны потенциалы φ точек 1 и 2. При равенстве потенциалов точек 1 и 2 ток между ними отсутствует.
Если по какой-то причине напряжение одного из генераторов изменится, то изменится падение напряжения на балластном сопротивлении в его минусовой цепи, изменится потенциал φ для точки 1 или точки 2. Равенство потенциалов точек 1 и 2 нарушится. От точки с большим потенциалом потечёт уравнительный ток к точке с меньшим потенциалом. Уравнительный ток будет проходить через включенные последовательно уравнительные обмотки Wурдвух регуляторов напряжения и через замкнутые контакты двух АЗП (автоматов защиты от перенапряжения).
Уравнительная обмотка каждого регулятора напряжения будет создавать своё магнитное поле, которое будет алгебраически складываться с магнитным полем, создаваемым соответствующей рабочей обмоткой. В одном регуляторе суммарное поле увеличится, в другом – уменьшится. Соответственно в одном
Рис. 4.3. Параллельная работа двух генераторов постоянного тока
регуляторе растяжения угольного столба станет больше, а в другом – меньше. У одного из генераторов ток возбуждения и напряжение уменьшатся, а у другого – увеличатся.
В тот момент, когда напряжения генераторов станут равны, то есть U1 = U2 , станут равны их токи и падения напряжения на балластных сопротивлениях. Станут равны потенциалы точки 1 и точки 2. При равенстве потенциалов точек прекратится уравнительный ток.
При параллельной работе большего числа генераторов концы их уравнительных обмоток через замкнутые контакты соответствующих АЗП сходятся в общую точку. Поэтому при появлении уравнительного тока он проходит через уравнительные обмотки всех регуляторов напряжения, вызывая соответствующее изменение тока возбуждения и напряжения всех генераторов.
При неправильной регулировке напряжения генераторов на земле разность токов нагрузки может превысить допустимое значение, что приведёт к отключению соответствующего генератора. В полёте предельно допустимая разница токов нагрузки наиболее нагруженного и наименее нагруженного генератора составляет 10% от номинального тока используемых генераторов.
Проверку параллельной работы генераторов, то есть сравнение их токов нагрузки следует произвести через 15÷20 минут после включения генераторов, чтобы их регуляторы напряжения успели прогреться. Если предельная разница токов нагрузки любых двух генераторов превысит допустимое значение, необходимо произвести регулировку параллельной работы, для чего ручки ВС-25 для самого нагруженного и самого ненагруженного генератора одновременно синхронно поворачивать на один и тот же угол в противоположные стороны, – самому нагруженному – против часовой стрелки, а самому ненагруженному – по часовой стрелке. При этом необходимо контролировать изменение токов нагрузки.
На самолётах и вертолётах гражданской авиации, в зависимости от мощности используемых генераторов, применяются разные регуляторы напряжения.
На Ан-2 и других самолётах с генераторами малой мощности, как правило, используют регуляторы Р-25АМ. На всех турбовинтовых самолётах, на Ту-134А и Б используют регуляторы РН-180 или РН-180М, где РН обозначает «регулятор угольный», а число указывает тепловую мощность, рассеиваемую на угольном столбе.