Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий
Актуальность изучения дисциплины «Управленческое консультирование» определяется необходимостью научного подхода в решении проблем организации. Изучение методологических и методических основ управленческого консультирования необходимо для профессионального становления психолога-практика. Данный курс преследует не только общеобразовательные, но и воспитательные цели. В ходе обучения и становления личности будущего психолога повышается интерес к исследованию и пониманию значения этического вмешательства в организационные процессы, что способствует развитию таких качеств, как социальная ответственность и эмпатия.
Алгоритм действий преподавателя при проектировании содержания курса:
1. | Определение диагностических целей обучения – описание в измеримых параметрах ожидаемого дидактического результата | Работа с ФГОС ВПО Формулировка целей и задач курса |
2. | Обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности бакалавра | Работа с ФГОС ВПО |
3. | Выявление структуры содержания учебного материала, его информационной емкости, а также системы смысловых связей между его элементами | Отбор дидактических единиц, определение межпредметных связей |
4. | Определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала и исходных уровней слушателей | Формулировка требований к входным знаниям и освоению дисциплины |
5. | Поиск специальных дидактических процедур усвоения этого опыта, выбор организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности | Образовательные технологии |
6. | Выбор процедур контроля и измерения качества усвоения программы обучения, а также способов индивидуальной коррекции учебной деятельности | Виды, содержание, формы и средства контроля |
При подготовке и проведении занятий по данному курсу преподаватель должен руководствоваться как общими учебно-методическими установками (научность, системность, доступность, последовательность, преемственность, наличие единой внутренней логики курса, его связь с другими предметами), так и специфическими особенностями курса «Управленческое консультирование».
В подборе материала к занятиям следует руководствоваться рабочей программой учебной дисциплины, обращая внимание на вопросы, указанные в обязательных требованиях к содержанию курса ФГОС. На первом занятии преподаватель обязан довести до студентов требования к текущей и итоговой аттестации, порядок работы в аудитории и нацелить на проведение самостоятельной работы с учетом количества часов, отведенных на нее учебным планом.
Например, задание для самостоятельной работы по теме № 6:
Задание | Обязательная часть | Факультативная часть |
пороговый уровень | продвинутый уровень | |
Классифицируйте задачи, связанные с объектом управленческого консультирования «руководитель» | Перечислить основные проблемы руководителя и техники их разрешения | Систематизировать и выделить связи между основными проблемами руководителя, обосновать преемственность техник их разрешения в соответствии с теориями личности |
Рекомендуя литературу для СРС, преподаватель должен максимально использовать возможности, предлагаемые библиотекой СПБУУиЭ, в том числе ее электронными ресурсами.
Выбор методов и форм обучения может определяться:
-общими целями образования, воспитания, развития и психологической подготовки студентов;
-особенностями методики преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидактических методов;
-целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия;
-временем, отведенным на изучение того или иного материала;
-уровнем подготовленности слушателей;
-уровнем материальной оснащенности, наличием оборудования, наглядных пособий, технических средств;
-уровнем подготовленности и личных качеств самого преподавателя.
Главным звеном дидактического цикла обучения в освоении курса «Управленческое консультирование» остается лекция. Наряду с традиционной лекцией рекомендуется использовать такую форму как проблемная лекция (как по содержанию, так и по способу организации). Задача преподавателя – создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели.
Целесообразно дополнить материал лекции вопросами и заданиями, организующими осмысление (рефлексию) прочитанного. Использование представленного подхода к предъявлению учебного материала позволяет перестроить познавательную деятельность студентов на лекции: от пассивно восприятия – к активному осмыслению. Такой прием особенно оправдан ограниченным временем аудиторной учебной работы.
Примерные темы для проблемных лекций:
№ темы | Тема | Аудиторные часы |
Этика управленческого консультирования. Требования к личности консультанта. | ||
Основания для выбора методов в зависимости от целей и этапов управленческого консультирования. |
На каждом занятии рекомендуется обращать внимание на понятия, которые являются сквозными и общими для всего курса, привлекая обучающихся к составлению Глоссария по дисциплине. Глоссарий оформляется в виде конспектов, регулярно дополняется. Например, в темах № 1-2. следует выделить и внести в Глоссарий такие понятия как:
Консультант – | это человек или организация, оказывающая консультативную помощь. |
Консультирование управленческое – | процесс поддержки руководителя, комплекс специальных технологий, позволяющих выявить организационную проблему в деталях и решить ее эффективным способом. Это услуги, оказываемые независимыми и профессионально подготовленными специалистами-консультантами, чтобы помочь руководителю в организации диагностики, анализе и практическом решении управленческих и производственных проблем. Это интенсивная профессиональная помощь на временной основе. |
Коуч: | личный тренер для руководителя.Коучинг — это индивидуальная работа с руководителем (как вариант — с другим сотрудником по просьбе руководителя), направленная на изменение отношении к себе, из чего будут закономерно проистекать смена привычного имиджа в организации, проявление новых деловых качеств, и рост доверия со стороны окружающих.Коуч или, коучер, не дает советов. Такой вид работы — каунселинг (от англ. counsel — совет) — присутствует в арсенале консультанта по управлению. Коуч слушает, спрашивает, направляет, «отражает», оппонирует. И в конце каждой коучинговой сессии приходит к совместному со своим клиентом решению на тему: «что делать дальше». Часто коуч — едва ли не единственное зеркало, в котором может отразиться его клиент и едва ли не единственный партнер, которого тот может воспринимать как равного |
Процесс консультирования | это любая форма оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры, задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответственен за это. |
Организационная культура – | это совокупность ценностей, убеждений, отношений, общих для всех сотрудников данной организации, определяющих нормы их поведения. |
Одним из самых эффективных видов занятий по дисциплине являются лекция-визуализация. Актуальность применения принципа наглядности в учебном процессе по дисциплине «Управленческое консультирование» связана, кроме дидактических преимуществ, с особенностями восприятия информации и самой спецификой информации (алгоритмами, методиками и техниками). К наиболее эффективным средствам визуализации лекции относятся мультимедийные презентации по теме, подготовленные как преподавателем, так и студентами.
Данная рабочая программа содержит следующие сокращения:
ВПО – высшее профессиональное образование
ОК – общекультурная компетенция
ОКВ - общекультурная компетенция вузовская
ООП – основная образовательная программа
ПК – профессиональная компетенция
ПКВ - профессиональная компетенция вузовская
СРС – самостоятельная работа студентов
РФ – Российская Федерация
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт
Разработчики:
ст. преподаватель | Белова Е.В. | |||
(место работы) | (занимаемая должность) | (инициалы, фамилия) | ||
(место работы) | (занимаемая должность) | (инициалы, фамилия) |
Эксперты:
(место работы) | (занимаемая должность) | (инициалы, фамилия) | ||
(место работы) | (занимаемая должность) | (инициалы, фамилия) |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПЛАН КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Виды учебной деятельности | Контрольная точка 1 | Контрольная точка 2 | Контрольная точка 3 | Контрольная точка 4 | Итого текущий контроль | Промежуточная аттестация | ||||||
min | max | min | max | min | max | min | max | min | max | min | max | |
1. Посещение учебных занятий | ||||||||||||
Посещение лекции | 0,75 | 0,75 | 0,75 | 0,75 | ||||||||
Посещение практических занятий | 1,75 | 1,75 | 1,75 | 1,75 | ||||||||
2. Работа на учебных занятиях | ||||||||||||
Работа на практических занятиях без тестирования | ||||||||||||
Работа на практических занятиях без тестирования | ||||||||||||
Оценка личностных качеств (дисциплина, мотивация, активность) | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | ||||||||
3. Самостоятельная работа | ||||||||||||
Текущие домашние задания | ||||||||||||
Прочие виды работ | ||||||||||||
4. Текущий контроль и промежуточная аттестация | ||||||||||||
Тесты | ||||||||||||
Экзамен | ||||||||||||
ВСЕГО | 8,5 | 12,5 | 9,5 | 13,5 | 12,5 | 17,5 | 25,5 | 14,5 | ||||
НАРАСТАЮЩИМ ИТОГОМ | 8,5 | 12,5 | 30,5 | 43,5 |