Методические рекомендации по подготовке и проведению занятий

Актуальность изучения дисциплины «Управленческое консультирование» определяется необходимостью научного подхода в решении проблем организации. Изучение методологических и методических основ управленческого консультирования необходимо для профессионального становления психолога-практика. Данный курс преследует не только общеобразовательные, но и воспитательные цели. В ходе обучения и становления личности будущего психолога повышается интерес к исследованию и пониманию значения этического вмешательства в организационные процессы, что способствует развитию таких качеств, как социальная ответственность и эмпатия.

Алгоритм действий преподавателя при проектировании содержания курса:

1. Определение диагностических целей обучения – описание в измеримых параметрах ожидаемого дидактического результата Работа с ФГОС ВПО Формулировка целей и задач курса
2. Обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности бакалавра Работа с ФГОС ВПО
3. Выявление структуры содержания учебного материала, его информационной емкости, а также системы смысловых связей между его элементами Отбор дидактических единиц, определение межпредметных связей
4. Определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала и исходных уровней слушателей Формулировка требований к входным знаниям и освоению дисциплины
5. Поиск специальных дидактических процедур усвоения этого опыта, выбор организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности Образовательные технологии
6. Выбор процедур контроля и измерения качества усвоения программы обучения, а также способов индивидуальной коррекции учебной деятельности Виды, содержание, формы и средства контроля

При подготовке и проведении занятий по данному курсу преподаватель должен руководствоваться как общими учебно-методическими установками (научность, системность, доступность, последовательность, преемственность, наличие единой внутренней логики курса, его связь с другими предметами), так и специфическими особенностями курса «Управленческое консультирование».

В подборе материала к занятиям следует руководствоваться рабочей программой учебной дисциплины, обращая внимание на вопросы, указанные в обязательных требованиях к содержанию курса ФГОС. На первом занятии преподаватель обязан довести до студентов требования к текущей и итоговой аттестации, порядок работы в аудитории и нацелить на проведение самостоятельной работы с учетом количества часов, отведенных на нее учебным планом.

Например, задание для самостоятельной работы по теме № 6:

 

Задание Обязательная часть Факультативная часть
пороговый уровень продвинутый уровень
Классифицируйте задачи, связанные с объектом управленческого консультирования «руководитель» Перечислить основные проблемы руководителя и техники их разрешения Систематизировать и выделить связи между основными проблемами руководителя, обосновать преемственность техник их разрешения в соответствии с теориями личности

 

Рекомендуя литературу для СРС, преподаватель должен максимально использовать возможности, предлагаемые библиотекой СПБУУиЭ, в том числе ее электронными ресурсами.

Выбор методов и форм обучения может определяться:

-общими целями образования, воспитания, развития и психологической подготовки студентов;

-особенностями методики преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидактических методов;

-целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия;

-временем, отведенным на изучение того или иного материала;

-уровнем подготовленности слушателей;

-уровнем материальной оснащенности, наличием оборудования, наглядных пособий, технических средств;

-уровнем подготовленности и личных качеств самого преподавателя.

Главным звеном дидактического цикла обучения в освоении курса «Управленческое консультирование» остается лекция. Наряду с традиционной лекцией рекомендуется использовать такую форму как проблемная лекция (как по содержанию, так и по способу организации). Задача преподавателя – создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели.

Целесообразно дополнить материал лекции вопросами и заданиями, организующими осмысление (рефлексию) прочитанного. Использование представленного подхода к предъявлению учебного материала позволяет перестроить познавательную деятельность студентов на лекции: от пассивно восприятия – к активному осмыслению. Такой прием особенно оправдан ограниченным временем аудиторной учебной работы.

Примерные темы для проблемных лекций:

№ темы Тема Аудиторные часы
Этика управленческого консультирования. Требования к личности консультанта.
Основания для выбора методов в зависимости от целей и этапов управленческого консультирования.

 

На каждом занятии рекомендуется обращать внимание на понятия, которые являются сквозными и общими для всего курса, привлекая обучающихся к составлению Глоссария по дисциплине. Глоссарий оформляется в виде конспектов, регулярно дополняется. Например, в темах № 1-2. следует выделить и внести в Глоссарий такие понятия как:

 

Консультант – это человек или организация, оказывающая консультативную помощь.  
Консультирование управленческое – процесс поддержки руководителя, комплекс специальных технологий, позволяющих выявить организационную проблему в деталях и решить ее эффективным способом. Это услуги, оказываемые независимыми и профессионально подготовленными специалистами-консультантами, чтобы помочь руководителю в организации диагностики, анализе и практическом решении управленческих и производственных проблем. Это интенсивная профессиональная помощь на временной основе.
Коуч: личный тренер для руководителя.Коучинг — это индивидуальная работа с руководителем (как вариант — с другим сотрудником по просьбе руководителя), направленная на изменение отношении к себе, из чего будут закономерно проистекать смена привычного имиджа в организации, проявление новых деловых качеств, и рост доверия со стороны окружающих.Коуч или, коучер, не дает советов. Такой вид работы — каунселинг (от англ. counsel — совет) — присутствует в арсенале консультанта по управлению. Коуч слушает, спрашивает, направляет, «отражает», оппонирует. И в конце каждой коучинговой сессии приходит к совместному со своим клиентом решению на тему: «что делать дальше». Часто коуч — едва ли не единственное зеркало, в котором может отразиться его клиент и едва ли не единственный партнер, которого тот может воспринимать как равного
Процесс консультирования это любая форма оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры, задачи или серии задач, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто ответственен за это.
Организационная культура это совокупность ценностей, убеждений, отношений, общих для всех сотрудников данной организации, определяющих нормы их поведения.

Одним из самых эффективных видов занятий по дисциплине являются лекция-визуализация. Актуальность применения принципа наглядности в учебном процессе по дисциплине «Управленческое консультирование» связана, кроме дидактических преимуществ, с особенностями восприятия информации и самой спецификой информации (алгоритмами, методиками и техниками). К наиболее эффективным средствам визуализации лекции относятся мультимедийные презентации по теме, подготовленные как преподавателем, так и студентами.

 

 


Данная рабочая программа содержит следующие сокращения:

ВПО – высшее профессиональное образование

ОК – общекультурная компетенция

ОКВ - общекультурная компетенция вузовская

ООП – основная образовательная программа

ПК – профессиональная компетенция

ПКВ - профессиональная компетенция вузовская

СРС – самостоятельная работа студентов

РФ – Российская Федерация

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт

 

 

Разработчики:

ст. преподаватель Белова Е.В.
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Эксперты:

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПЛАН КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Виды учебной деятельности Контрольная точка 1 Контрольная точка 2 Контрольная точка 3 Контрольная точка 4 Итого текущий контроль Промежуточная аттестация
min max min max min max min max min max min max
1. Посещение учебных занятий                        
Посещение лекции 0,75 0,75 0,75 0,75    
Посещение практических занятий 1,75 1,75 1,75 1,75    
2. Работа на учебных занятиях                        
Работа на практических занятиях без тестирования    
Работа на практических занятиях без тестирования        
Оценка личностных качеств (дисциплина, мотивация, активность) 0,5 0,5 0,5 0,5    
3. Самостоятельная работа                        
Текущие домашние задания            
Прочие виды работ                        
4. Текущий контроль и промежуточная аттестация                        
Тесты              
Экзамен              
ВСЕГО 8,5 12,5 9,5 13,5 12,5 17,5 25,5 14,5
НАРАСТАЮЩИМ ИТОГОМ 8,5 12,5 30,5 43,5