Тема 4. ПОИСК КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ ФИРМЫ (КОНСУЛЬТАНТА)
1. Источники информации
2. Определение потенциальных консультационных фирм
3. Модель процесса поиска и выбора консультанта
Источники информации
Если принято решение о необходимости приглашения внешнего
консультанта, приступают к сбору сведений о консультационных организациях
и консультантах. Источниками информации могут служить: ассоциации,
союзы, объединения, гильдии консультантов, аудиторов, рекрутинговых фирм
и т. п.; банки данных общественного государственного фонда «Российский
центр приватизации» (РЦП), Правительства Москвы; рекомендации партнеров,
коллег, знакомых; справочники («Золотые страницы», РАУпресс, «Аудиторы»
и др.); конференции, семинары, выставки; рекламные объявления; книги,
статьи, написанные консультантами, и интервью с ними.
Весьма вероятно, что кто-то из ваших знакомых уже обращался за
помощью к консультантам. От них можно узнать многое: достоинства и
недостатки конкретных консультантов (фирм), условия сотрудничества с ними,
возможные проблемы и т. д.
Как показывает практика, рекомендации коллег сильно влияют на
решение о выборе. В то же время это самый субъективный источник.
Например, рекомендуя фирму, подтверждают опыт компании, но не
консультантов, состав которых может меняться от проекта к проекту.
Соответственно становятся иными и условия их работы, а следовательно,
другими будут и результаты. Источники информации формируются и
распространяются непосредственно консультантами. Так, для создания и
поддержания своего имиджа и деловой репутации консультационные фирмы
(консультанты) участвуют в работе конференций, семинаров, круглых столов,
выставок, проводят благотворительные акции.
Практически все публикации, посвященные консультированию,
организации клиент-консультантских отношений, написаны консультантами.
Одним из первых журналов, который в конце 70-х годов начал знакомить
читателей с работой советских и зарубежных консультантов, был «ЭКО».
Сейчас такую информацию публикуют «Консультант директора», «Деловые
люди», «Эксперт», «Аудитор», «Журнал для акционеров» и др. Этот источник,
при его высокой надежности и объективности, имеет одно существенное
ограничение – возможное отсутствие материалов по интересующему
направлению.
Таким образом, выбирая консультанта (фирму), по возможности следует
воспользоваться всеми источниками информации одновременно, чтобы иметь
полное представление и составить список кандидатов.